Орган по сертификации представляет третью сторону

3.4.1. Участники обязательной сертификации

Участниками этого вида сертификации являются заявители — изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительской власти по техническому регулированию.

Основные участники – заявители, органы по сертификации (далее – ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Заявитель – предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение сертификации или аккредитации.

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе – техническими регламентами);
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.
  • обеспечить соответствие продукции установленным требованиям;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной технической документации и при маркировки продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено;
  • извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждения соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации – органы, проводящие сертификацию соответствия определенной продукции, согласно аккредитации.

Аккредитация – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами РФ орган официально признает возможность выполнения конкретных работ в области сертификации.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

  • привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ;
  • осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
  • ведут реестр выданным ими сертификатов соответствия;
  • информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
  • приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;
  • обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
  • устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдением правил сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний согласно области аккредитации и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиями НД, а также за достоверность и объективность результатов.

ОС не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе.

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) – главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования — Госстандарт России – осуществляет межотраслевую координацию и регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт России осуществляет свою деятельность на основании Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также своего Положения о системе сертификации (Постановление Госстандарта № 11 от 17.03.98).

Госстандарт России выполняет следующие функции:

  • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
  • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
  • опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаков соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
  • готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
  • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
Читать еще:  Договор аренды спецтехники с водителем образец

Для осуществления этих функций Госстандарта России имеет в своей системе около 150 предприятий и организаций (НПО, НИИ, КБ, центры стандартизации и метрологии, издательство, типографии, институт повышения квалификации, техникумы). К работе также привлекаются общественные, государственные и коммерческие организации.

Научно-методический центр Российской системы сертификации -Всероссийский НИИ сертификации; учебный центр – Академия стандартизации, метрологии и сертификации.

Участники сертификации. Кого называют третьей стороной.

Участниками сертификации являются изготовители и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники – заявители, органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:

— реализовать продукцию, исполнять услуги только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

— обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование её знаком соответствия;

— указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

— обеспечивать беспрепятственной выполнение своих полномочий должностным лицам, осуществляющим контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

— приостанавливать или сокращать реализацию продукции (предоставление услуги): если она не отвечает требованиям НД; после истечения срока действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;

— извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

— сертифицирует продукцию (услуги), выдаёт сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

— осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

— приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

— предоставляет заявителю необходимую информацию.

ОС несёт ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ)осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

ИЛ несёт ответственность за соответствие проведённых ею сертификационных испытаний требованиями НД, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Третья сторон — это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика, являющегося первой стороной,ни от покупателя – второй стороны. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

13. Эксперт по сертификации. Основные требования. Понятия аттестации и аккредитации в области сертификации.

Эксперт (по сертификации, аккредитации) — лицо, аттестованное в установленном порядке на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Кандидат в эксперты по сертификации услуг должен пройти обучение в организациях, аккредитованных в установленном порядке Госстандартом России, и должен знать:
— теоретические основы стандартизации, сертификации, метрологии и управления качеством;
— общие правила Системы сертификации;
— правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации;
— правила сертификации однородной продукции или услуг;
— общие требования к сертификации товаров, оборудования и инструмента, применяемого в аттестуемой сфере;
— организацию процесса производства однородной продукции или оказания однородных услуг;
— действующие в сфере производства продукции или услуг нормативные и технические документы, а также правила эксплуатации или обслуживания;
— применяемое технологическое оборудование и средства измерений.
Эксперт по сертификации однородной продукции или услуг должен уметь самостоятельно:
— провести экспертизу документов, представленных заявителем на сертификацию продукции или услуг и принять по ним решение;
— идентифицировать продукцию или услугу;
— провести отбор образцов, оценить конечный результат услуги в соответствии сустановленными требованиями;
— провести анализ выполнения технологического процесса производства продукции или оказания услуги и дать заключение о правильности его применения;
— провести оценку стабильности качества производимой продукции или оказываемых услуг, используя информационные материалы (отзывы, предложения, статьи в прессе, выставках и т.д.);
— разработать и применить методики оценки качества и безопасности продукции (услуг) на основе общих требований, изложенных в Системе сертификации, требований технических регламентов и/или ГОСТов;
— провести оценку производственных возможностей производителя или исполнителя на соответствие установленным требованиям;
— оценить мастерство исполнителей (производителей);
— оформить сертификат соответствия и лицензию на право применения знака соответствия или знака обращения на рынке;
— организовать и провести инспекционный контроль за сертифицированной продукцией или услугой.
В практической деятельности эксперт обязан:
— обеспечить объективность и достоверность результатов своей работы;
— соблюдать правила профессиональной этики, быть доброжелательным и уравновешенным;
— обеспечивать конфиденциальность полученной информации, составляющей коммерческую тайну;
— противостоять попыткам оказания на него давления.

Читать еще:  Порядок заключения договора с ресурсоснабжающей организацией

Орган по сертификации – независимая и беспристрастная третья сторона

Для того, чтобы результаты работы по подтверждению соответствия, которую проводят органы по сертификации, признавали все заинтересованные лица, необходимы документальные свидетельства того, что сам орган соответствует установленным требованиям. Чтобы установить, способен ли ОС провести сертификацию, заслуживающую доверия, следует установить единые требования для всех органов по сертификации и процедуру, позволяющую дать оценку степени соответствия ОС установленным критериям.

В Российской Федерация такая деятельность регулируется Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [3], который устанавливает порядок осуществления деятельности в этом направлении.

В этом законе сказано, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также — аккредитация) – это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами — торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.

В числе прочих положений указанный закон четко определяет, что все аккредитованные лица (органы по сертификации, испытательные лаборатории) обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Им также вменяется в обязанность безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, а также уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении или приостановлении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц в установленные законом сроки.

Федеральный Закон РФ [3] устанавливает также очень важный момент в деятельности аккредитованных лиц (ОС), а именно то, что органы по сертификации (также как и испытательные лаборатории) имеют право осуществлять свою деятельность только в соответствующей области аккредитации, которая закреплена документально.

Читать еще:  Может ли работодатель не отпускать в отпуск

Анализ требований, предъявляемых к органам по сертификации продукции и обоснование приоритетности принципа беспристрастности для органа по сертификации продукции

Требования, соблюдение которых гарантирует, что органы по сертификации используют схемы, содействующие признанию и принятию сертифицированной продукции, сертифицированных процессов и услуг на национальном и международном уровнях и развитию международной торговли, содержатся в международном стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2015 [1]. Данный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной. Этот стандарт можно использовать также как документ, устанавливающий критерии аккредитации или паритетной оценки, или для назначения органами государственной власти, владельцев схем и других сторон.

Требования этого стандарта следует рассматривать, в первую очередь, как общие критерии для органов по сертификации, действующих в рамках схем сертификации продукции, процессов и услуг. Они могут быть ужесточены для использования в конкретных отраслях промышленности, или других секторах, или когда должны приниматься во внимание специальные требования, относящиеся, в частности, к охране здоровья и безопасности. Надо отметить, что указанный стандарт не устанавливает требований к схемам и их

разработке, однако требования схем не должны противоречить его требованиям или исключать их. Схемы сертификации отдельных видов продукции или групп продукции, процессов или услуг на соответствие требованиям, установленным в стандартах или других нормативных документах, во многих случаях требуют наличия собственной пояснительной документации. Хотя этот стандарт касается сертификации продукции, процессов и услуг, осуществляемой третьими сторонами, многие из его положений можно также использовать при разработке процедур оценки соответствия продукции, осуществляемой первой и второй сторонами.

В Российской Федерации на основании положений международных стандартов, а также собственного опыта, в развитие закона [3] Федеральной службой по аккредитации выпущен документ [2], устанавливающий совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.

Для того, чтобы определить, насколько требования этих двух документов схожи или различны, а также для установления приоритетного направления для дальнейшего исследования проведен сравнительный анализ требований международного стандарта ISO 17065:2011 [1]. и требований, установленных в Критериях аккредитации, изложенных в Приказе Минэкономразвития РФ от 30 мая 2014 г. № 326 [2]., к органам по сертификации продукции, результаты которого приведены в Приложении А.

Приведенные данные позволяют свидетельствовать, что в основном Критерии, изложенные в приказе и требования, приведенные в стандарте, совпадают. Однако, несмотря на то, что в Приложении Б к анализируемому Приказу в перечне документов в области стандартизации стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 указан в числе документов, соблюдение которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, ряд критериев, установленных в проанализированном приложении А, превышает требования стандарта.

Так, в части описания требований к беспристрастности ОС, приведены дополнительные требования, в том числе к раскрытию информации о существовании аффилированных лиц, к наличию системы беспристрастности, которая в трактовке закона об аккредитации, должна быть подробно документирована и устанавливать правила и способы реализации критериев-требований. В приказе конкретизирован ряд моментов, связанных с оформлением юридических документов, подтверждающих наличие ресурсов (помещений, оборудования и пр.), необходимых для проведения работ, с оформлением области аккредитации и руководства по качеству, к внутренней организации деятельности органа по сертификации.[2] Особое внимание уделено требованиям к свидетельствам подтверждения квалификации персонала, установлено число штатных экспертов ОС. Существенным является также то, что в Приказе указано отдельное требование к наличию сайта в международной коммуникационной сети Интернет, к его содержанию и порядку ведения.

На основании анализа документов был сделан выбор дальнейшего направления исследований – разработка правил и способов обеспечения соответствия органа по сертификации критериям беспристрастности, как наиболее важного для того, чтобы сертификация была признаваема всеми заинтересованными сторонами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector