Закон об образовании возраст ребенка — Ваше право

Закон об образовании возраст ребенка — Ваше право

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый базовый закон об образовании в России.

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Какие новации привнесет в нашу жизнь новый закон ?

Среди новаций – новая система образовательных программ, которые делятся на основные и дополнительные. По основным программам устанавливаются госстандарты, они распределяются на общеобразовательные и профессиональные.

Обучающиеся смогут выбирать различные учебные курсы в своем образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения.

Какие конкретные преимущества получат учащиеся,родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

2. Расширяются возможности получения знаний.

В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.

4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.

5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.

7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.

8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального

сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.

9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т. п.

В каком возрасте ребенок может пойти в школу по новому закону?

Согласно статье 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Экзамены теперь будут и после детского сада?

Законом не предусматривается проведение экзаменов или каких-либо других форм оценивания детей по результатам дошкольного образования.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Будет ли среднее образование по-прежнему бесплатным, или в нем появятся программы, дисциплины платного характера?

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного

общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Какие права обеспечивает новый закон?

* Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

* Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

* Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту .

Какие уровни образования включает новый закон?
В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ние реализуется по уровням:

Общее образование:
— дошкольное образование;
—начальное общее образование;
—основное общее образование;
—среднее общее образование;

Профессиональное образование:
— среднее профессиональное образование;
— высшее образование —бакалавриат;
— высшее образование —специалитет, магистратура;
— высшее образование —подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС).

Обязательна ли единая школьная форма?

Введение школьной формы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон),согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации.

Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

Читать еще:  Захламление лестничных клеток ответственность — Юридический справочник

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена.

Главная цель — обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Читать еще:  Дарственная на квартиру между чужими людьми

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Государство обязано уважать свободу выбора родителями образовательного учреждения и обязывает государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Закон об образовании возраст ребенка — Ваше право

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В числе задач Концепцией обозначено:

повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,

которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,

возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
Читать еще:  Как перевести сотрудников на дистанционные договоры

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования.

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;

это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,

тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

формирование общей культуры детей;

развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

формирование у детей предпосылок учебной деятельности;

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,

оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;

дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

дети, оставшиеся без попечения родителей, а также

дети с туберкулезной интоксикацией,

обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,

однако не исключается и создание специальных консультационных центров;

при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,

а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;

при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector