Особенности исполнения судебных актов по административным делам

Порядок исполнения по административным делам

Вопросы, касающиеся порядка исполнения по административным делам, регулируются разделом VIII КАС РФ.

Особенности исполнения решения суда по административному делу обусловлены спецификой дел административного судопроизводства. Требования административного истца обусловлены намерением обязать административного ответчика, обладающего властными полномочиями, либо совершить определенные действия, либо воздержаться от них.

Процедура исполнения решения суда по административному делу

Решение суда оглашается в судебном заседании по результатам судебного разбирательства. Изготовлено в полном объеме оно должно быть в течение 5 дней после оглашения, направлено сторонам еще в течение 3 дней.

По общему правилу, решение суда по административному делу подлежит исполнению с даты вступления в законную силу, т .е. спустя месяц со дня вынесения. Учитывая особенности административного судопроизводства, в административных делах часто используется ходатайство о немедленном исполнении решения суда, ведь это позволит защитить нарушенные права граждан при осуществлении властных полномочий. Логично требовать немедленного исполнения по административным искам об оспаривании решения органа власти, на действия должностного лица. Требовать исполнения такого судебного решения, в том числе получить исполнительный лист, можно непосредственно после его принятия.

Вынесенное решение суда в порядке упрощенного производства вступает в силу по истечение 15 дней с даты вручения сторонам.

Если по административному делу проходила процедура обжалования, решение вступает в силу со дня вынесения апелляционного определения.

Решение суда должно содержать перечень тех действий, которые должен совершить административный ответчик, и может содержать способ и порядок их исполнения. Принудительное исполнение судебного решения возможно путем получения в суде, который вынес решение в первой инстанции, исполнительного листа.

Принудительное исполнение решения суда по административному делу

Исполнительный лист получает сторона, выигравшая административное дело, в суде, который его рассматривал (полномочие на это представителя должно быть оговорено в доверенности). Можно подготовить и подать в суд письменное ходатайство с просьбой направить исполнительный лист в уполномоченный орган, но лучше сделать это самому, чтобы не затягивать указанный процесс.

Исполнительный лист по делу выдается в одном экземпляре. Но, если административных ответчиков в деле несколько или исполнение листа будет происходить в разных местах, можно в письменной форме обратиться к суду с ходатайством о выдаче нескольких исполнительных листов, каждый из которых будет направлен на удовлетворение части требований административного истца.

Если в соответствии с решением суда с административного ответчика – органа государственной власти – взыскиваются денежные средства (в том числе по возмещению судебных расходов), исполнительный лист предъявляется в Управление Федерального казначейства по соответствующему региону вместе с заполненным бланком заявления и удостоверенной судом копией решения. Если административный ответчик – муниципальный орган, значит, исполнительный лист предъявляется в финансовый орган муниципального образования. Если же речь идет о возмещении денежных средств за счет федерального бюджета за счет казны РФ, исполнительный лист направляется в Министерство финансов. Исполнение решений в таких случаях занимает, обычно, около 3 месяцев с даты предъявления исполнительного листа.

Во всех остальных случаях исполнительный лист предъявляется в органы ФССП России, которые и занимаются принудительным исполнением решений судов на территории России.

Исполнительный лист предъявляется взыскателем до истечения 3 лет с даты вступления решения суда в силу. Прерывается указанный срок предъявлением его к исполнению, частичным исполнением должником.

Процессуальные вопросы порядка исполнения по административным делам

Вынесение судом решения не всегда означает окончание обращений в суд. Например, взыскатель и должник сами вправе обратиться в суд за разъяснением исполнительного листа, способов и порядка исполнения содержащихся в нем требований. Такое заявление рассматривается в 10-дневный срок с даты поступления в суд, который выдал соответствующий исполнительный лист.

Кроме того, и взыскатель, и должник вправе просить суд изменить способ и порядок исполнения судебного решения, предложив свой вариант и приведя веские аргументы невозможности исполнения его в порядке, определенном судом в решении.

Читать еще:  Срок действия справки 2-НДФЛ для налоговой и для банка

Взыскатель по исполнительному листу вправе просить суд о восстановлении срока предъявления исполнительного листа. Стороны исполнительного производства вправе просить суд о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда.

Действия и бездействия судебного пристава-исполнителя, его постановления в рамках исполнительного производства, могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства путем подачи административного иска на действия судебного пристава-исполнителя.

49. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является самостоятельным производством по делу об административном правонарушении. Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения вынесенного постановления и защита законных прав и интересов физических и юридических лиц. Исполнение постановлений определяется разделом V КоАП «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

Исполнение постановления начинается после вступления его в законную силу. КоАП устанавливает следующие временные периоды вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении:

а) после истечения срока, установленного для его обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Согласно КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Таким образом, если в этот срок жалоба не была подана, а протест прокурора не принесен, то постановление вступает в законную силу;

б) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Срок обжалования решения по жалобе или принесения протеста равен десяти дням, а для жалоб на по становление об административном аресте — одним суткам со дня ее поступления. Следовательно, если решение по жалобе не обжаловалось, то постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу через десять дней после вынесения решения по первичной жалобе;

в) после вынесения неподлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Приведение постановления по делу об административном правонарушении в исполнение представляет собой организационные действия для реализации предписаний, содержащихся в постановлении, уполномоченными на то органами и должностными лицами. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В ряде случаев, предусмотренных КоАП, исполнение постановления о назначении административного наказания прекращается. Так, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в следующих случаях:

а) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

б) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

в) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

г) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о на значении административного наказания может быть обращено административное взыскание;

Читать еще:  Что полагается работнику при ликвидации предприятия

д) отмены постановления.

Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания означает прекращение всех исполнительных действий по приведению его в исполнение. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания считается оконченным, когда исполнение произведено полностью. При этом орган, должностное лицо, приводившие постановление в исполнение, возвращают постановление о назначении административного наказания судье, органу, должностному лицу, вынесшим это постановление, с отметкой об исполненном административном наказании.

Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания означает прекращение всех исполнительных действий по приведению наказания в исполнение. Со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания начинает исчисляться срок административной наказуемости для лица, подвергнутого административной ответственности.

Вместе с тем КоАП устанавливает случаи, когда постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление. Эти случаи являются следующими:

а) если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;

б) если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;

в) если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

ТЕМА 31. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Вопросы:

1. Характеристика принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок

2. Порядок исполнения судебного акта и выдача исполнительного листа.

3. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

4. Поворот исполнения судебного акта.

5. Разрешение вопроса о повороте исполнения судебного акта.

6. Порядок разрешения судом иных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства.

Задание 1. Общество с ограниченной ответственностью «Техно» обратилось в суд с административным иском к Устиновскому РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республики об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Устиновского РОСП Иванова Е.О. о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб. от 10.12.2017 г. В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Техно» не имело возможности добровольно исполнить требований исполнительного документа в срок, поскольку не было надлежащим образом извещено о возбуждении исполнительного производства. О возбуждении исполнительного производства Обществу стало известно лишь 15.12.2017 г., в момент принудительного списания денежных средств с расчетного счета в размере 50 000 руб. Судом районного суда требование административного истца удовлетворено. Судебный пристав-исполнитель Устиновского РОСП Иванова Е.О. (лицо, не привлеченное к участию в деле), в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что суд первой инстанции, в нарушение ст. 221 КАС РФ, не привлек его к участию в деле в качестве ответчика, который вынес оспариваемое постановление, и чьи действия в связи с вынесением такого постановления обжалуются, тем самым суд разрешил спор о правах лиц, не привлеченных к участию в деле.

Составьте проект апелляционного определения по делу об административном правонарушении. При подготовке проекта апелляционного определения следует руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, рекомендованной литературой.

Читать еще:  Как незаплатить автосервису за некачественный ремонт

Нормативно-правовые акты:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

3. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

5. ФЗ от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

7. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (ред. от 09.01.2018) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

Судебная практика:

1. Постановление Пленума ВС РФ от 29.03.2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

4. Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2017 N 308-КГ17-15900 по делу N А01-153/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о замене неоплаченной части штрафа на предупреждение и о прекращении исполнения постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали основания для назначения административного наказания в виде предупреждения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс.

Литература:

1. Свирин Ю.А. Административное судопроизводство [Текст] : учебник / Ю. А. Свирин. — Москва : Юрлитинформ, 2019. — 214, [1] с. — (Административный процесс).; ISBN 978-5-4396-1737-1 : 3000 экз // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru.

2. Попов Л. Л. Административный процесс Российской Федерации [Текст] : учебник / отв. ред. Л. Л. Попов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). — Москва : Проспект : Оригинал-макет, 2017. — 350 с.; ISBN 978-5-9909635-1-1 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru.

3. Зуева, Л.Ю. Административное судопроизводство: стадии, сроки, документы [Текст] : учебное пособие / Л. Ю. Зуева ; под научной редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации А. С. Дугенца. — Москва : Юрлитинформ, 2017. — 182, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Административный процесс).; ISBN 978-5-4396-1409-7 : 3000 экз. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 111 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector