Облагаются ли субсидии налогом при усн

Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

– цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

– списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

Читать еще:  Платятся ли алименты с пенсии военнослужащего

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

– нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

Субсидия при УСН: облагается ли налогом

Субсидия — денежная помощь государства организациям и предпринимателям в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Есть два вида субсидий, для которых при УСН установлен льготный порядок налогообложени

ВИД 1. Cубсидии, полученные в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это субсидии, которые безработные граждане, пожелавшие начать собственный бизнес, получили от местного центра занятости населения (ЦЗН). В 2015 г. размер субсидии равен годовому максимальному пособию по безработице — 58 800 руб. (4900 руб. х 12 мес.). Если же начинающий бизнесмен может обеспечить работой не только себя, но и других безработных (лиц, состоящих на учете в ЦЗН), тогда он получает от центра занятости дополнительно по 58 800 руб. на каждое созданное рабочее мест

ВИД 2. Cубсидии, полученные организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательств

Общий принцип учета этих видов субсидий в целях налогообложения одинаков. Разница лишь в периоде времени, в течение которого субсидию надо израсходовать, чтобы не пришлось платить с нее налог при УСН:

Итак, в течение 2 (3) календарных лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов.

Если всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придетс

Кстати, имейте в виду, что если субсидия вида 2 получена в конце первого года (например, в декабре 2014 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только 1 год (2015 г.).

Если к окончанию второго (третьего по субсидии вида 1) календарного года вы потратите не всю сумму субсидии, то именно неизрасходованную часть (а не всю полученную сумму) вам надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго (третьего)

Читать еще:  Утеря или утилизация: как восстановить документы на машину и права

Однако, если вы получили субсидию вида 1, но нарушили условия ее получения (например, прекратили предпринимательскую деятельность как ИП до истечения годового срока, израсходовали субсидию не на те цели, что были предусмотрены при ее выделении), тогда сумма субсидии в полном объеме отражается в доходах того календарного года, в котором допущено нарушени

Как субсидия влияет на сумму минимального налога

Если упрощенец с объектом «доходы минус расходы» по итогам года получил убыток или сумма налога за год меньше чем 1% от суммы доходов, то придется платить минимальный нало (подробнее см. «Налог и минимальный налог на УСН при объекте “доходы минус расходы”»). При этом в доходы для расчета налога исходя из 1% от доходов вы включаете как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только часть, равная:

Если же вы получили субсидию вида 1 и при этом нарушили условия ее предоставления, тогда в доход вам придется включить всю сумму полученной субсидии.

Если вы будете вести учет полученных субсидий и тратить их строго по целевому назначению, тогда у вас не будет никаких проблем. Налог при УСН с полученной от государства помощи вам платить не придется.

Налогообложение субсидий

Обратите внимание, что установлен порядок освобождения от налогообложения субсидий (средств государственной поддержки), получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Федеральным законом от 07.03.2011 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» (далее — Закон N 23-ФЗ) определен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если Вы применяете ЕСХН и УСН:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий следует отражать в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (подп. 1 п.5 статьи 346.5, п. 1 статьи 346.17 НК РФ). Иными словами, если в течение двух лет Вы целевым образом израсходуете полученные средства, то налогооблагаемой базы не возникнет.

Законом предусмотрено, что данный порядок применяется плательщиками УСН, использующими в качестве объекта налогообложения как «доходы», так и доходы за минусом произведенных расходов., но они должны вести учет сумм выплат (средств) в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (форма и порядок заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н).

Налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Пример: Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, бытовую технику, и полностью реализовал их в первом квартале (31 марта) 2011 года за 400 тыс. руб.

Таким образом, предприниматель с датой 31 марта 2011 г. в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги. Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации бытовой техники в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Читать еще:  Как привлечь судью к административной ответственности

Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 — для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ — для плательщиков УСН).

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСН на дату реализации товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16, подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Если Вы переведены на уплату ЕНВД:

Согласно разъяснениям, данным в Письме ФНС России от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9835@ , уплата ЕНВД предусматривает освобождение от уплаты НДФЛ и налога на прибыль организаций (в отношении доходов и прибыли, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.

Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, — налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.

Если Вы применяете общий режим налогообложения:

Применяется аналогичный порядок (субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения).

Обратите внимание, данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества. В такой ситуации средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 НК РФ (двухлетнее ограничение не применяется).

Обратите внимание! Федеральным законом от 05.04.2010 г. N 41-ФЗ (внес изменения в Налоговый кодекс РФ) установлен порядок учета средств, полученных безработными гражданами на открытие собственного дела (подробнее см. п. 3 ст. 223 НК РФ, пункт 4.1. ст. 271, подпункт 1 пункта 5 статьи 346.5, пункт 1 статьи 346.17). Данный порядок учета применяется в течение трех налоговых периодов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector