Исчисление срока давности по административным правонарушениям

Расчет «административного» срока исковой давности (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

В общем случае постановление по делу об административной ответственности не может быть вынесено по истечении двухмесячного срока со дня совершения административного правонарушения. Практика показывает, что контролирующие органы на местах частенько этот срок нарушают, причем не случайно, а по некоему своему убеждению. В то же время даже один «лишний» день может избавить нарушителя от ответственности.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Таковые сроки определены в ст. 4.5 КоАП. В общем случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если дело рассматривает суд — по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Для отдельных видов правонарушений установлен более длительный срок давности. К примеру, за нарушение миграционных правил, за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах и т.д. таковой составляет один год со дня их совершения. При нарушениях в сфере таможенного дела или бюджетного законодательства срок давности уже составляет два года. А за нарушение законодательства о противодействии терроризму и законодательства о противодействии коррупции привлечь к административной ответственности нельзя только по истечении шести лет со дня совершения такого правонарушения.

Вопрос о сроках

В общем случае срок давности исчисляется со дня совершения административного правонарушения. Исключение сделано лишь для длящихся правонарушений. При таких обстоятельствах указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Порядок исчисления сроков регламентирован положениями ст. 4.8 КоАП. Данной нормой определено, что сроки, предусмотренные КоАП, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. При этом, как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20 сентября 2011 г. N 5163/11, при совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Казалось бы, что в данной части нет никаких недоговоренностей — все довольно четко регламентировано. Однако практика показывает, что не только контролирующие органы, но и даже суды порой сбиваются в расчетах срока давности, за пределами которого нарушитель уже не может быть привлечен к административной ответственности. Именно по этой причине Президиум ВАС РФ в Постановлении от 3 июня 2014 г. N 1487/14 был вынужден вернуться к этому вопросу.

История дела

В рассматриваемом деле по запросу регионального отделения ФСФР страховая компания должна была представить информацию, необходимую для осуществления страхового надзора на основании пп. 3 п. 5 ст. 30 Закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». На все про все обществу отводилось 15 рабочих дней со дня получения запроса. Последний день исполнения — 17 августа 2012 г.
В обозначенный срок документы представлены не были. И 18 октября 2012 г. отделение ФСФР вынесло постановление о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП. Штраф составил 500 000 руб.
Общество обратилось в суд с иском о признании незаконным данного постановления и, соответственно, о его отмене.
Суды трех инстанций признали, что правонарушение имело место, но. Арбитры разошлись во мнении, соблюден ли двухмесячный срок давности привлечения компании к ответственности.
Так, суд первой инстанции посчитал, что данный срок уже истек. При этом арбитры ссылались на следующие нормы. Они отметили, что согласно ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Поскольку в рассматриваемом деле последним днем представления в ФСФР запрашиваемых документов являлось 17 августа 2012 г., то срок давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с 18 августа 2012 г. Соответственно, последним днем двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности является 17 октября 2012 г. (первый месяц — с 18 августа 2012 г. по 17 сентября 2012 г., второй месяц — с 18 сентября 2012 г. по 17 октября 2012 г.). Вот и выходит, что постановление о привлечении к ответственности было выписано уже за пределами срока давности.
В то же время апелляционная и кассационная инстанции использовали иной алгоритм расчета срока давности. Судьи указали, что в соответствии с ч. 2 ст. 4.8 КоАП срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Поскольку отсчет срока давности начался с 18 августа 2012 г., то соответствующим числом последнего месяца двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности является 18 октября 2012 г. То есть региональное отделение ФСФР, выписывая постановление о привлечении к административной ответственности, уложилось в отведенные на то сроки. А стало быть, общество обязано заплатить полумиллионный штраф.

Читать еще:  Если умирает мать право наследования ману

«Высшая» арифметика

Между тем Президиум ВАС решил, что в расчетах ошиблись как раз апелляционная и кассационная инстанции. Именно они неправильно применили положения ч. 1 ст. 4.5 и ч. 1, 2 ст. 4.8 КоАП о порядке исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Так, в силу ч. 1 ст. 4.8 КоАП сроки, предусмотренные КоАП, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. В рассматриваемом деле событием, которым определено начало срока давности, является непредставление обществом документов по запросу административного органа в срок, истекающий 17 августа 2012 г. Следовательно, отсчет срока давности привлечения к административной ответственности начинается с 18 августа 2012 г., а истекает срок в соответствующее число — 17 октября 2012 г. Под соответствующим числом, упоминаемым в ч. 2 ст. 4.8 КоАП, следует понимать число, соответствующее истечению двухмесячного срока. То есть срок давности истекает как раз 17 октября 2012 г.
Тем самым Президиум ВАС подтвердил правомерность решения суда первой инстанции. Более того, Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июня 2014 г. N 1487/14 содержит оговорку о возможности пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами.

Выводы

Совершенно очевидно, что в данном случае имеет место проблема в понимании фразы «соответствующее число последнего месяца», которая содержится в ч. 1 ст. 4.5 и ч. 2 ст. 4.8 КоАП. Президиум ВАС в этой части уточнил, что в данном случае имеется в виду число, когда этот срок истекает. Тем самым высшие судьи не допустили увеличения срока давности привлечения к административной ответственности на один лишний день, который в рассматриваемом деле позволил обществу «сэкономить» 500 тыс. руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Исчисление срока давности по административным правонарушениям

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. N 8981/04 Поскольку начало течения срока давности привлечения к административной ответственности определяется днем совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — днем его обнаружения, дата составления протокола об административном правонарушении не влияет на исчисление срока давности

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. N 8981/04

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. —

рассмотрел заявление крестьянского хозяйства «Лутовское» о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.11.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16828/03-СА39/687 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2004 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., Президиум установил следующее.

Управление внутренних дел Новосибирского района (далее — управление внутренних дел) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении крестьянского хозяйства «Лутовское» (далее — крестьянское хозяйство) к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 05.11.2003 заявление удовлетворено: крестьянскому хозяйству назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 14.04.2004 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, крестьянское хозяйство просит их отменить как не соответствующие законодательству и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе управлению внутренних дел в удовлетворении требования по следующим основаниям.

Управлением внутренних дел 28.08.2003 проведена проверка торговой деятельности магазина «Надежда», принадлежащего крестьянскому хозяйству.

В ходе проверки установлен факт розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, в связи с чем определением управления внутренних дел от 28.08.2003 возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования.

Читать еще:  Расчет вынужденного прогула при незаконном увольнении

По результатам административного расследования в отношении крестьянского хозяйства составлен протокол от 08.09.2003 N 166 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса.

Привлекая крестьянское хозяйство к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения крестьянским хозяйством правил продажи алкогольной продукции. При этом судом применен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Суды апелляционной и кассационной инстанций признали, что в данном случае должен применяться двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, однако указали, что срок давности следует исчислять со дня составления протокола об административном правонарушении (08.09.2003), а не со дня совершения и обнаружения правонарушения (28.08.2003).

Вывод судебных инстанций о наличии в действиях крестьянского хозяйства состава правонарушения соответствует материалам дела и основан на законодательстве.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Совершенное крестьянским хозяйством правонарушение — продажа алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает, в первую очередь, на установленный названным Законом режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, предусмотренным статьей 4.5 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со статьями 28.5 , 28.7 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, а в случае проведения административного расследования — по его окончании.

Поскольку начало течения срока давности привлечения к административной ответственности определяется днем совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — днем его обнаружения, дата составления протокола об административном правонарушении не влияет на исчисление срока давности.

Вменяемое крестьянскому хозяйству правонарушение имело место и было выявлено 28.08.2003, а решение о привлечении хозяйства к административной ответственности принято судом 05.11.2003, то есть за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, оспариваемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.

В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности заявление управления внутренних дел удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303 , пунктом 3 части 1 статьи 305 , статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 05.11.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16828/03-САЗ9/687 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2004 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления Управления внутренних дел Новосибирского района о привлечении крестьянского хозяйства «Лутовское» к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Исчисление срока давности по административным правонарушениям

Что же такое административное правонарушение и чем оно отличается от уголовного? Какой существует срок исковой давности по административным правонарушениям? И для всех ли нарушений давность одинаковая? В какие сроки можно обжаловать постановление должностного лица или суда и подлежать ли сроки восстановлению? На эти и другие вопросы ответы можно будет найти в статье!

Административное правонарушение и его краткая характеристика

Абсолютно каждый взрослый человек ежедневно вступает во множество форм правоотношений. И из этих форм абсолютное большинство принадлежит именно к административной группе. Именно эта отрасль права регулирует отношения, возникающие, так или иначе, между гражданином и представителем государственной власти. Отличительной особенностью этой отрасли права является возможность привлечения к ответственности юридического лица, в отличие от более жесткого уголовного права, где субъектом преступления может стать только физическое лицо.

Многие нормы имеют своих «дублеров» в уголовном законодательстве. Но различия их существенны:

  • административное правонарушение не несет общественной опасности;
  • такое правонарушение имеет, как правило, небольшой вред.
  • административное правонарушение в обязательном порядке имеет одну из сторон в лице государства.

Самый первый признак позволяет четко разграничить сферу уголовного и административного дела. Именно наличие общественной опасности позволяет относить норму к тому или иному виду законодательства.

Особенности административной ответственности

Как было сказано выше, субъектом административного правонарушения может являться юридическое лицо. Это значит, что и к ответственности оно также может быть привлечено. Таким образом, нужно выделить основные признаки: ответственности подлежит дееспособное лицо, достигшее возраста 16-ти лет. Дела, как правило, рассматриваются должностным лицом государственного органа, имеющего на это полномочия. Отдельные нормы административного законодательства подлежат рассмотрению Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это связано, в первую очередь, с реализацией социальной политике по защите несовершеннолетних в нашей стране.

Читать еще:  Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Исковая давность: общая характеристика

Чтобы начать разбирать конкретные сроки, стоит понять терминологию, используемую в административном праве и иных отраслях. Под исковой давностью в общем смысле понимается определенный промежуток времени, в рамках которого может происходить защита конкретных нарушенных прав.

Отличительной особенностью является императивность срока: это значит, что срок не подлежит какому-либо изменению лицами, например, в договоре. Он определяется только законодательным правовым актом. В каждой отрасли права существует 2 вида сроков: общий – характерный для большинства норм, и специальный. В этой отрасли права срок исковой давности по правонарушениям начинает свой отсчет с момента совершения нарушения.

Наличие такого правового института в законодательстве Российской федерации обладает стимулирующей функцией для «пострадавших» лиц. Своевременное обращение в государственный орган дает больше шансов на справедливое решение. И еще пару слов о юридической терминологии.

Многие путают сущность таких понятий, как протокол и постановление, срок исковой давности и давность привлечение к ответственности. Так вот относительно административного права грамотнее будет сказано именно «срок привлечение/ или давность привлечение к административной ответственности».

Срок привлечения к ответственности за административное правонарушение

В каждой отрасли права есть свой основополагающий законодательный документ, на основе которого проводится квалификация случившегося деяния и наступает ответственность. Помимо этого, такой документ содержит основы, базовые принципы законодательства в этой области. В административном праве таким «фундаментом» является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП).

Именно в Кодексе закрепляется и те сроки, в течение которых физическое или юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершенное правонарушение. Еще раз необходимо напомнить, что начало любого такого срока начинается с момента совершения правонарушения. Сроки закреплены в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрит эти сроки.

  1. Итоговое постановление нельзя вынести после 2 месяцев с момента совершения административного правонарушения – если дело рассматривается без обращения в суд, если дело рассматривается судьей – по истечении 3 месяцев. Этот срок относится к нарушениям в таких сферах, как нарушение законодательства нашей страны в сфере экспортного контроля, в сфере охраны внутренних вод, а также континентального шельфа и территориальных вод, в сфере охраны окружающей среды и нарушения в сфере исключительной экономической зоны, в сфере энергосбережения, в сфере авторского права и охраны здоровья населения (санитарно-эпидемиологические нормы), в сфере избирательного права и проведения выборов, в сфере нарушения законодательства об азартных играх, в сфере противодействия терроризму, в сфере нарушения правил техники безопасности и т. д.
  2. За правонарушения, в результате которых мерой наказания служит дисквалификация, срок привлечения юридического или физического лица составляет 1 год. Этот срок вступает в свою силу в день совершения административного правонарушения. Если же лицо совершает длящееся правонарушение, то в этом моменте 1 год начинает течь со дня обнаружения такого нарушения.
  3. Срок давности для административного правонарушения, связанного с использованием запрещенных субстанций спортивными медиками или иными лицами, участвующими в спортивном процессе, начинается с момента получения результатов антидопинговой комиссией и заключения об этом препарате.
  4. Если суд отказывается возбуждать уголовное дело и на это есть официальная бумага, но есть наличие признаков административного правонарушения, то общий срок начинается с момента совершения такого правонарушения. Для приостановления уголовного дела и возвращении его в административное разбирательство правило такое же.
  5. Если лицо, в отношении которого осуществляется административное разбирательство, подает ходатайство о том, чтобы перенести рассмотрение дела по месту его жительства и в случае удовлетворения этого ходатайства срок привлечения его к ответственности приостанавливается на момент передачи материалов дела и возобновляется с момента их получения государственным органом по месту жительства нарушителя.
  6. Если же административное правонарушение было совершено в Антарктиде, то срок исковой давности в этом случае будет отсчитываться только с того момента, когда материалы поступят в компетентный орган или должностному лицу, которое вправе составлять административные протоколы.
  7. За совершение таких административных правонарушений, как «Ограничение конкуренции органами власти», «Нарушение определенных процедур в сфере строительства» и т. д. срок будет считаться начатым только с того момента, как в силу вступят распоряжения и решения органа, который следит за исполнением антимонопольным законодательством и устанавливает факт нарушения этого законодательства.

Необходимо сказать пару слов и о восстановлении сроков. Их можно восстановить только при наличии серьезной причины, которая обязательно должна быть документально подтверждена. Это может быть болезнь, командировка или что-то еще. В этом случае подается ходатайство либо в суд, либо высшему должностному лицу.

Обжаловать административное постановление также можно в пределах определенного срока. Он составляет 10 календарных дней. Стоит отметить, что обжалованию подлежит только постановление, но никак не сам протокол.

Таким образом, важно запомнить, что общий срок привлечение к административной ответственности физического или юридического лица составляет 2 месяца (для должностных лиц) и 3 месяца (для рассмотрения в суде). Начинает свой отсчет он с момента совершения такого правонарушения, а если оно является длящимся, то со дня его точного обнаружения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector