Социально средовая реабилитация инвалидов

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

1.1 Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение техническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.

1.2 Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
1.3 Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

2 Социально-психологическая реабилитация инвалидов
Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

— психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;

2.1 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Психологическое консультирование включает в себя:

— выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания — в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;

— обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;

— оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;

— предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.

2.2 Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:

— состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;

— состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;

— особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;

— психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;

— социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.

Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:

а) анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);

б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;

г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;

д) обработку и анализ психодиагностических данных;

е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;

ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.

2.3 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:

— восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;

— профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.

Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.

Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.

2.4 Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.

В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Читать еще:  Социальная программа жилище

Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.

2.5 Психологическая профилактика заключается в содействии:

— в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;

— формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;

— создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации инвалидов.

2.6 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.

Выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие в зависимости от целей.

2.7 Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи:

— по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);

— коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;

— организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;

— оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.

Социально-психологический патронаж направлен, прежде всего, на формирование у инвалида адекватных моделей социального поведения.

Социальная реабилитация инвалидов

Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:

  • социально-средовую реабилитацию;
  • социально-психологическую реабилитацию;
  • социально-педагогическую реабилитацию;
  • социокультурную реабилитацию;
  • социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

  • Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
  • Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

Социально-психологическая реабилитация

Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

  • психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • психотерапевтическая помощь;
  • социально-психологический тренинг;
  • психологическая профилактика;
  • социально-психологический патронаж.

Социально-педагогическая реабилитация

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов — это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

  • социально-педагогическую диагностику;
  • социально-педагогическое консультирование;
  • педагогическую коррекцию;
  • коррекционное обучение;
  • педагогическое просвещение;
  • социально-педагогический патронаж и поддержку.

Социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

  • Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.
  • Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
  • Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
  • Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
  • Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
Читать еще:  Образец заявления на судебный приказ о взыскании алиментов Советы юриста

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

Социальная реабилитация инвалидов

Содержание социальной реабилитации инвалидов

Социальная реабилитация – сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений. Одна из основных целей социальной реабилитации — приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, что является необходимым условием нормального функционирования общества.

Реабилитационный процесс инвалидов включает следующие этапы:

  • восстановительное лечение в стационаре;
  • реадаптация – приспособление к условиям существования в соответствии со степенью компенсации функции и уровнем восстановления;
  • возвращение к обычной жизнедеятельности.

Снижение числа инвалидов достигается рядом средств медицины: раннее выявление и диагностика, совершенствование средств профилактики, повышение качества сопровождения коррекционно-образовательного процесса, совершенствование реабилитационных мероприятий.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание и объем социальной реабилитации инвалидов зависит от принципов деятельности субъектов реабилитации, общества, государство реализующих соответствующие социальные программы.

Социальные проблемы связаны с наличием или отсутствием специальных реабилитационных центров или спецшкол, специалистов-дефектологов в непосредственных местах проживания инвалидов.

Структура социальной реабилитации инвалидов

Социальная реабилитация инвалидов включает несколько направлений:

  1. Правовое направление. Включает законодательство о социальной помощи инвалидам.
  2. Социально-средовое направление.
  3. Психологическое направление. Реабилитация направлена на изживание психологического комплекса «калеки», на преодоление страха перед действительностью, укрепление, деятельной, личностной, активной позиции. Уровень индивидуально-психологического здоровья личности указывает на способность человека адекватные психологические способы осуществления своих стремлений.
  4. Образовательное направление. Включает процессы приобретения необходимого общего, специального или дополнительного образования. Образовательная и педагогическая реабилитации взаимосвязаны между собой. Доступность качественного образования – один из эффективнейших социальных ресурсов, гарантирующий необходимый социальный старт, дальнейшее развитие и полноценное существование.
  5. Социокультурное направление. Удовлетворяет потребность в получении социально-культурных услуг, информации, доступных видов спорта и творческой деятельности. Данное направление включает спортивную реабилитацию. Занятия спортом, участие в соревнования, помимо общего оздоравливающего эффекта, повышают степень координации двигательных актов, воспитывают командные навыки и развивают общение.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность – один из способов вовлечения лиц с ограниченными возможностями в активную профессиональную и социальную жизнь, создание благоприятных условий для социальной и психологической реабилитации.

Приоритетным направлением в системе социально-педагогической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является применение психологического подхода.

Реабилитационную среду для инвалидов формируют возможности широкого общения, положительные эмоции, дух состязания, расширение социального опыта.

Социально-средовая реабилитация инвалидов

Социально-средовая реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на формирование и обеспечение условий социальной адаптации инвалидов, формирование или восстановление утраченных общественных связей, социального статуса.

Социально-средовая реабилитация реализуется в следующих направлениях: адаптация к окружающей среде, формирование и развитие навыков, обеспечивающих умение самообслуживания; приспособление окружающей среды к нуждам и потребностям инвалидов, социального пространства и инфраструктуры к потребностям инвалидов (обеспечение протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, техническими средствами).

Важным фактором, повышающем дееспособность лиц с ограниченными возможностями, является создание условий для независимого и нормального быта, самообслуживания.

Максимальное уменьшение или полное устранение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды – основная задача, решение которой помогает реализации принципа интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум.

В настоящее время перед инвалидами стоит проблема создания безбарьерной среды, так как наблюдаются условия, существенно ограничивающие передвижение инвалидов во внешнем пространстве. Эти ограничения вызваны несоответствием сооружений и общественных зданий инвалидам, отсутствием технических приспособлений на улице и в транспорте.

Имеющиеся барьеры в городском пространстве можно уменьшить только тогда, когда потребности инвалидов, чувственные критерии удастся сделать открытыми и представить предельно ясно.

В целях создания оптимального пространства можно использовать технологию проектной экспертизы, осуществляющую анализ строительных проектов с позиций открытости и доступности для инвалидов.

Читать еще:  Размер пенсии в полиции

Успех создания безбарьерной среды зависит от организации обмена мнением и информацией между организациями инвалидов и персоналом, проектных, строительных учреждений, руководства города; достаточного обеспечения проектов реконструкции и строительства; наличия законодательных актов, регулирующих вопросы организации доступной среды.

Социально-средовая реабилитация инвалидов включает обеспечение трудовой занятости вследствие проведения ряда мероприятий, повышающих конкурентоспособность инвалидов на рынке труда:

  • реализация льготной кредитно-финансовой политики относительно предприятий, на которых используется труд инвалидов; организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • установление квоты для приема инвалидов на работу, минимального количества специальных рабочих мест для них;
  • стимулирования создания дополнительных рабочих мест предприятиями, организациями и учреждениями для трудоустройства инвалидов;
  • организация условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
  • организация обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальная реабилитация инвалида

Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалида включают в себя:

— социально-средовую реабилитацию;
— социально-психологическую реабилитацию;
— социально-педагогическую реабилитацию;
— социокультурную реабилитацию;
— социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

— Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
— Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
— Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

Социально-психологическая реабилитация

Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

— психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
— психологическая диагностика;
— психологическая коррекция;
— психотерапевтическая помощь;
— социально-психологический тренинг;
— психологическая профилактика;
— социально-психологический патронаж.

Социально-педагогическая реабилитация

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов — это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

— социально-педагогическую диагностику;
— социально-педагогическое консультирование;
— педагогическую коррекцию;
— коррекционное обучение;
— педагогическое просвещение;
— социально-педагогический патронаж и поддержку.

Социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

— Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.

— Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).

— Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.

— Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.

— Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т. п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

Ссылка на основную публикацию