Социально средовая реабилитация инвалидов
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
1.1 Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение техническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
1.2 Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
1.3 Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
2 Социально-психологическая реабилитация инвалидов
Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
— психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
2.1 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.
Психологическое консультирование включает в себя:
— выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания — в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;
— обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;
— оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
— предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.
2.2 Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:
— состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;
— состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;
— особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;
— психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;
— социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.
Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:
а) анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);
б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;
г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;
д) обработку и анализ психодиагностических данных;
е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;
ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.
2.3 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:
— восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
— профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.
2.4 Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.
Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.
2.5 Психологическая профилактика заключается в содействии:
— в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;
— формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;
— создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.
Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации инвалидов.
2.6 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.
Выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие в зависимости от целей.
2.7 Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи:
— по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);
— коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;
— организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;
— оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.
Социально-психологический патронаж направлен, прежде всего, на формирование у инвалида адекватных моделей социального поведения.
Социальная реабилитация инвалидов
Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:
- социально-средовую реабилитацию;
- социально-психологическую реабилитацию;
- социально-педагогическую реабилитацию;
- социокультурную реабилитацию;
- социально-бытовую адаптацию.
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
- Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
- Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
- Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
Социально-психологическая реабилитация
Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
- психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психотерапевтическая помощь;
- социально-психологический тренинг;
- психологическая профилактика;
- социально-психологический патронаж.
Социально-педагогическая реабилитация
Социально-педагогическая реабилитация инвалидов — это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
- социально-педагогическую диагностику;
- социально-педагогическое консультирование;
- педагогическую коррекцию;
- коррекционное обучение;
- педагогическое просвещение;
- социально-педагогический патронаж и поддержку.
Социокультурная реабилитация инвалидов
Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
- Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.
- Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
- Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
- Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
- Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
Социально-бытовая адаптация инвалидов
Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.
Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.
Социальная реабилитация инвалидов
Содержание социальной реабилитации инвалидов
Социальная реабилитация – сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений. Одна из основных целей социальной реабилитации — приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, что является необходимым условием нормального функционирования общества.
Реабилитационный процесс инвалидов включает следующие этапы:
- восстановительное лечение в стационаре;
- реадаптация – приспособление к условиям существования в соответствии со степенью компенсации функции и уровнем восстановления;
- возвращение к обычной жизнедеятельности.
Снижение числа инвалидов достигается рядом средств медицины: раннее выявление и диагностика, совершенствование средств профилактики, повышение качества сопровождения коррекционно-образовательного процесса, совершенствование реабилитационных мероприятий.
Готовые работы на аналогичную тему
Содержание и объем социальной реабилитации инвалидов зависит от принципов деятельности субъектов реабилитации, общества, государство реализующих соответствующие социальные программы.
Социальные проблемы связаны с наличием или отсутствием специальных реабилитационных центров или спецшкол, специалистов-дефектологов в непосредственных местах проживания инвалидов.
Структура социальной реабилитации инвалидов
Социальная реабилитация инвалидов включает несколько направлений:
- Правовое направление. Включает законодательство о социальной помощи инвалидам.
- Социально-средовое направление.
- Психологическое направление. Реабилитация направлена на изживание психологического комплекса «калеки», на преодоление страха перед действительностью, укрепление, деятельной, личностной, активной позиции. Уровень индивидуально-психологического здоровья личности указывает на способность человека адекватные психологические способы осуществления своих стремлений.
- Образовательное направление. Включает процессы приобретения необходимого общего, специального или дополнительного образования. Образовательная и педагогическая реабилитации взаимосвязаны между собой. Доступность качественного образования – один из эффективнейших социальных ресурсов, гарантирующий необходимый социальный старт, дальнейшее развитие и полноценное существование.
- Социокультурное направление. Удовлетворяет потребность в получении социально-культурных услуг, информации, доступных видов спорта и творческой деятельности. Данное направление включает спортивную реабилитацию. Занятия спортом, участие в соревнования, помимо общего оздоравливающего эффекта, повышают степень координации двигательных актов, воспитывают командные навыки и развивают общение.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность – один из способов вовлечения лиц с ограниченными возможностями в активную профессиональную и социальную жизнь, создание благоприятных условий для социальной и психологической реабилитации.
Приоритетным направлением в системе социально-педагогической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является применение психологического подхода.
Реабилитационную среду для инвалидов формируют возможности широкого общения, положительные эмоции, дух состязания, расширение социального опыта.
Социально-средовая реабилитация инвалидов
Социально-средовая реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на формирование и обеспечение условий социальной адаптации инвалидов, формирование или восстановление утраченных общественных связей, социального статуса.
Социально-средовая реабилитация реализуется в следующих направлениях: адаптация к окружающей среде, формирование и развитие навыков, обеспечивающих умение самообслуживания; приспособление окружающей среды к нуждам и потребностям инвалидов, социального пространства и инфраструктуры к потребностям инвалидов (обеспечение протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, техническими средствами).
Важным фактором, повышающем дееспособность лиц с ограниченными возможностями, является создание условий для независимого и нормального быта, самообслуживания.
Максимальное уменьшение или полное устранение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды – основная задача, решение которой помогает реализации принципа интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум.
В настоящее время перед инвалидами стоит проблема создания безбарьерной среды, так как наблюдаются условия, существенно ограничивающие передвижение инвалидов во внешнем пространстве. Эти ограничения вызваны несоответствием сооружений и общественных зданий инвалидам, отсутствием технических приспособлений на улице и в транспорте.
Имеющиеся барьеры в городском пространстве можно уменьшить только тогда, когда потребности инвалидов, чувственные критерии удастся сделать открытыми и представить предельно ясно.
В целях создания оптимального пространства можно использовать технологию проектной экспертизы, осуществляющую анализ строительных проектов с позиций открытости и доступности для инвалидов.
Успех создания безбарьерной среды зависит от организации обмена мнением и информацией между организациями инвалидов и персоналом, проектных, строительных учреждений, руководства города; достаточного обеспечения проектов реконструкции и строительства; наличия законодательных актов, регулирующих вопросы организации доступной среды.
Социально-средовая реабилитация инвалидов включает обеспечение трудовой занятости вследствие проведения ряда мероприятий, повышающих конкурентоспособность инвалидов на рынке труда:
- реализация льготной кредитно-финансовой политики относительно предприятий, на которых используется труд инвалидов; организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений инвалидов;
- резервирование рабочих мест по специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- установление квоты для приема инвалидов на работу, минимального количества специальных рабочих мест для них;
- стимулирования создания дополнительных рабочих мест предприятиями, организациями и учреждениями для трудоустройства инвалидов;
- организация условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
- организация обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации инвалидов;
- создание условий для предпринимательской деятельности.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Социальная реабилитация инвалида
Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалида включают в себя:
— социально-средовую реабилитацию;
— социально-психологическую реабилитацию;
— социально-педагогическую реабилитацию;
— социокультурную реабилитацию;
— социально-бытовую адаптацию.
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
— Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
— Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
— Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
Социально-психологическая реабилитация
Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
— психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
— психологическая диагностика;
— психологическая коррекция;
— психотерапевтическая помощь;
— социально-психологический тренинг;
— психологическая профилактика;
— социально-психологический патронаж.
Социально-педагогическая реабилитация
Социально-педагогическая реабилитация инвалидов — это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
— социально-педагогическую диагностику;
— социально-педагогическое консультирование;
— педагогическую коррекцию;
— коррекционное обучение;
— педагогическое просвещение;
— социально-педагогический патронаж и поддержку.
Социокультурная реабилитация инвалидов
Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
— Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.
— Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
— Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
— Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
— Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т. п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
Социально-бытовая адаптация инвалидов
Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.
Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.