Соц адаптация инвалидов
Социальная адаптация студентов – инвалидов
материал
Проблема инвалидности у студентов не несет в себе только чисто медицинский аспект, она больше связана с социальной проблемой неравных возможностей. Для успешной социализации студентов с ограниченными возможностями объективно необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные на видоизменение среды с тем, чтобы она стала максимально благоприятной для жизнедеятельности обучающихся с ограниченными возможностями и способствовала их самореализации в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya-studentov-s-invalidnostyyu.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация студентов – инвалидов
Адаптация – это приспособление организма к условиям окружающей среды.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
Во многих странах термин «инвалид» вышел уже из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется термин «дети с ограниченными возможностями».
Основная задача всего государства сделать все, чтобы людям с ограниченными физическими возможностями было хорошо и удобно жить, учиться, работать, заниматься творчеством, развивать собственные способности и таланты, ведь инвалидность, не приговор, а лишь дополнительное препятствие в нашей жизни.
Проблема инвалидности у студентов не несет в себе только чисто медицинский аспект, она больше связана с социальной проблемой неравных возможностей. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями объективно необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные на видоизменение среды с тем, чтобы она стала максимально благоприятной для жизнедеятельности обучающихся с ограниченными возможностями и способствовала их самореализации в этом возрасте. Успешная социализация обучающегося с ограниченными возможностями имеет первостепенное значение для организации их жизнедеятельности, развития и самореализации в будущем. Проблема социализации таких студентов является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. И для того, чтобы обучающийся смог приобрести жизненный опыт, получить образование и перспективы в будущем, необходима четко скоординированная работа всех участников взаимодействия с детьми – инвалидами.
Большинство из нас редко сталкиваются с проблемами обучения студентов-инвалидов, и почти никогда эти проблемы не входят в сферу наших непосредственных забот. Мы не задумываемся о том, как много можно сделать для этих людей.
Вот некоторые моменты, которые препятствуют социализации студента, обучающегося из числа детей-инвалидов: зачастую это негативное отношение к инвалидам в обществе, неприятие его сверстниками. Эти и другие факторы приводят к тому, что обучающийся с ограниченными возможностями проникается чувством собственной неполноценности, ненужности, что затрудняет его социальное самочувствие и вхождение в общество в будущем.
Главная цель работы со студентами с инвалидностью в общежитии Ярославского торгово-экономического колледжа, это сделать все возможное для того, чтобы они шли по жизни с девизом «Жить инвалидом, но не быть им».
Основные задачи воспитателей общежития колледжа:
- создание благоприятных условий для проживания и психологического комфорта, развития личности студента;
- оказание студенту комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения и адаптации к новому социуму;
- защита студента в его личностном пространстве;
- установление связей и партнерских отношений между семьей и общежитием колледжа.
С первых дней пребывания студента с инвалидностью в общежитии колледжа, проблеме их социализации уделяется большое внимание. Для успешной адаптации таких обучающихся к новым условиям проживания и коллективу, проводится социально – психологическая работа в комплексе: социального педагога, воспитателей общежития, классного руководителя. Все вместе они ищут способы для того чтобы эти студенты, как можно скорее и безболезненнее влились в коллектив общежития и чувствовали себя в нем комфортно.
Для этого проводятся следующие исследования:
– Адаптационная анкета
– Карта социальных связей
– Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
– Методика «Тревожность и депрессия»
– Исследование самооценки личности
С целью вовлечения детей-инвалидов в общественную жизнь общежития и обеспечения развития их личности организуются культурно-массовые мероприятия, в которых дети-инвалиды принимают активное участие.
Так же хотелось бы отметить, что работа ведется не только с детьми, но и с их родителями, с которыми воспитатели общежития поддерживают постоянную связь
Работа со студентами-инвалидами, помощь семье, в которой растет такой ребенок – очень важная и ответственная задача, стоящая не только перед государством, но и учебным заведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову.
В связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся. Социализацию можно рассматривать ка.
Исследовательская работа «Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже».
Исследовательская работа «Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже».
Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса.
Адаптация — универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВПрограмма направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание ко.
Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы
Инвалидность — особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность человека в некоторых сферах жизнедеятельности. Социальная адаптация людей с физическими отклонениями в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.04.2016 |
Размер файла | 19,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы
Хужина Радмила Дамировна
студент 5 курса, кафедра социальной работы
Научный руководитель Испулова Светлана Николаевна
канд. педагогических наук, доцент МГТУ им. Г.И. Носова,
Инвалидность — это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности — это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками.
Таким образом, проблема социальной адаптации инвалидов скорее проблема общества, а не самих инвалидов. Обществу просто необходимо пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.
В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает [3, с. 195]:
— причина инвалидности — это не само заболевание, как таковое;
— причина инвалидности — это барьеры вокруг.
Социальная модель инвалидности в основном направлена на определение и устранение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Социальная модель инвалидности базируется на философии независимой жизни инвалидов, которая определяется как инновационная технология, основной социально-психологической установкой которой является полноценная интеграция инвалидов в жизнь общества. Безусловно, что профессиональная адаптация и реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.
Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д.
К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ему приходится преодолевать — это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.
Причины трудностей в трудоустройстве инвалидов кроются в трех основных сферах [2, с. 43]:
— фактической — уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;
— правовой — законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно ложатся на работодателя;
— информационной — бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).
Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, — это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления и центры занятости. Местные центры занятости часто проводят «ярмарки» вакансий, в которых участвуют различные компании с целью обновления кадровой базы. Одним из аспектов решения проблем с трудоустройством является достойная организация психофизиологической помощи. социальный адаптация инвалид российский
Трудоустройство инвалидов в России в последние годы начало набирать обороты, особенно, когда появилась возможность свободного доступа к интернету. Сегодня даже на сайтах по поиску работы существует раздел «удаленная работа», есть возможность найти работу по своей специальности, например, вести бухгалтерию организации. Удаленная работа имеет ряд положительных факторов. Самое главное, что это работа на дому. Для людей, не способных самостоятельно передвигаться, это очень важно. Работа на дому выполняется в то время, когда удобно инвалиду, когда позволяет его самочувствие. И очень важен психологический момент, когда человек чувствует, что он кому-то нужен и полезен.
С целью изучения потребностей и основных проблем трудоустройства инвалидов, вопросов их информированности о положении на рынке труда, а также о роли и значении государственной службы занятости, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 18 безработных инвалидов. Практически две трети опрошенных инвалидов считают свои доходы низкими. Вместе с тем, лишь каждый шестой рассчитывает исключительно на свои силы в процессе решения возникающих трудностей. Две трети — убеждены, что им необходима внешняя помощь.
Очевидно, что инвалиды стараются не потерять имеющуюся работу, поскольку поиск новой может затянуться. Если же инвалид оставляет место работы, то здесь наиболее частыми причинами выступают низкая оплата труда, невозможность выполнения тяжелой физической работы, которые очень часто сочетаются с действиями руководства, направленными на избавление от работника не способного энергично трудиться.
В поисках работы инвалиды, как правило, обращаются к родственникам и друзьям. Не получив каких-либо результатов, обращаются уже в службы занятости. Многие занимаются подработкой, стараясь хоть как-то улучшить свое материальное положение. При этом, практически все нацелены на получение постоянной работы, предполагающей социальные гарантии.
Полезность своего обращения в центр занятости была оценена на высоком уровне. Что касается предоставляемых услуг, то не обо всех из них проинформированы инвалиды. На первом месте оказалась услуга по профессиональной подготовке и переподготовке. Второе место занимают юридические консультации. Третьим в рейтинге востребованных оказалось информирование об опыте поиска работы другими инвалидами.
Невысокий процент трудоустройства инвалидов объясняется их низким образовательным и профессиональным уровнем, отсутствием мотивации к трудовой деятельности, постоянно сокращающимся количеством рабочих мест, пригодных для трудоустройства, в первую очередь, на специализированных предприятиях. Более половины инвалидов трудоустроено в рамках квотирования рабочих мест.
Трудоустройство инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе и на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования и психологическая адаптация к новым условиям жизни, преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.
Особое внимание, безусловно, стоит уделить отношению инвалида к данной проблеме. В ходе исследования было доказано, что конечный результат напрямую зависит от активности инвалида, его жизненных установок, уверенности в своих силах, возможности собственными силами решать возникающие проблемы. В настоящее время отношения государственных социальных служб и инвалидов носят скорее патерналистский характер, который в определенной мере не дает инвалиду самому управлять своей жизнью.
Данная психологическая составляющая является очень важной в процессе социально-трудовой адаптации инвалидов. Для формирования активной жизненной позиции инвалида, борьбы с собственными страхами, нами было предложено взаимное консультирование — метод, который хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Он предполагает консультирование инвалида по вопросам, в том числе трудовой занятости, другим инвалидом, который смог добиться положительного результата, имеет опыт. Реализация данного метода возможна в деятельности территориальных служб занятости, либо социальных служб с участием специалистов по социальной работе.
Пока общество не сделает обдуманные шаги навстречу, социальная адаптация инвалидов к нахождению в обществе не состоится. Залог успеха в адаптации инвалидов к более-менее полноценной жизни — их взаимоотношения со здоровыми людьми.
1. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. — 2015. — № 3 (10) — 8. — С. 28-29.
2. Горина, Т. И., Кефели, В. Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 2. — С. 39-50.
3. Домбровская, А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3-1. — С. 190-200.
4. Чуксина, В. В., Комиссаров, Н.Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Извест. Иркут. госуд. экономич. акад. — 2015. — № 1. — Том 25. — С. 126-134.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Инвалидность молодежи как социальный феномен. Специфика адаптации молодых людей, имеющих ограничения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами, в обществе. Государственные программы семейной и внесемейной социализации инвалидов.
курсовая работа [43,5 K], добавлен 26.06.2014
Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.
курсовая работа [39,0 K], добавлен 17.09.2008
Социальная адаптация: понятие и виды. Основные проблемы граждан пожилого возраста в современном обществе. Структура и функциональные особенности дома-интерната. Формы и методы социальной работы с престарелыми людьми и инвалидами в стационарном учреждении.
дипломная работа [217,7 K], добавлен 18.09.2015
Инвалидность как состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, его категории и формы проявления. Права и льготы инвалидов в России.
курсовая работа [54,8 K], добавлен 15.05.2014
В Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации.
курсовая работа [39,3 K], добавлен 04.01.2009
Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов. Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации. Понятие и сущность социальной адаптации мигрантов.
курсовая работа [42,6 K], добавлен 27.05.2015
Травматизм как медико-социальная проблема; изучение его распространенности вследствие травм и увечий. Нормативно-правовая защита инвалидов вследствие травматизма. Социальная защита инвалидов вследствие травматизма: теория и практика. Бытовой травматизм.
курсовая работа [58,7 K], добавлен 18.05.2012
Содержание понятия инвалидность. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.
курсовая работа [29,9 K], добавлен 05.04.2008
Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.
курсовая работа [45,8 K], добавлен 25.01.2010
Организация социальной адаптации пожилых людей как социальная проблема, тенденции развития стационарных учреждений. Анализ деятельности специалистов комплексного центра социального обслуживания населения, направленной на социальную адаптацию клиентов.
дипломная работа [69,5 K], добавлен 26.10.2010
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
Технология социальной адаптации инвалидов
Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.
Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.
Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.
Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.
Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои недостатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.
У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.
Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.
Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.
Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.
Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.
Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.
В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:
I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.
II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.
III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.
Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.
В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.
Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.
В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.
Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы
Проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане
Рубрика: 14. Социальная работа
Дата публикации: 01.01.2017
Статья просмотрена: 762 раза
Библиографическое описание:
Раимдодова, М. У. Проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане / М. У. Раимдодова, Д. С. Богомазова, А. А. Неваров. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11691/ (дата обращения: 02.06.2020).
В статье рассматриваются проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов в России и Таджикистане. Представлены проблемы социальной адаптации инвалидов в России. Анализируются состояние программ по социальной адаптации инвалидов в Таджикистане.
Ключевые слова: Таджикистан, социальная реабилитация, инвалиды, ограниченные возможности, социальная адаптация, международное сотрудничество
Проблема адаптации и доступной среды для людей с ограниченными возможностями сейчас остро стоит во всём мире. И наша страна не исключение. Сегодня в России процесс адаптации инвалидов находится ещё в стадии изучения, что сильно затрудняет принятие каких-либо решений по данному вопросу. В связи с этим, существует ряд как социально — бытовых проблем, так и проблем с доступностью социальной среды.
Выделяют следующие основные социально — бытовые проблемы:
- Ограничение функций самообслуживания:
– способность самостоятельно одеваться;
– соблюдать личную гигиену;
– самостоятельно садиться или вставать.
- Ограничение осуществление социальной роли, которая была до наступления инвалидности:
– ограничение социальной роли в семье;
– ограничение социальных контактов;
– ограничение или невозможность трудиться.
Помимо этого, в России остро стоит проблема доступной среды для инвалидов. Слабовидящие или слепые люди, инвалиды-колясочники не могут вести нормальный образ жизни без посторонней помощи. С недавних пор, на улицах крупных российских городов стали появляться дорожки (тропинки) для слабовидящих, но только на остановках общественного транспорта. Такие «тропинки», зачастую, сделаны непродуманно, ведут инвалида в столб или вообще прерываются. Казалось бы, ситуация для инвалидов-колясочников обстоит немного лучше. Многие здания оборудованы пандусами, но комфортно пользоваться ими для инвалидов очень затруднительно. В современных условиях, достаточно трудно реконструировать старые здания из-за узких дверных проемов, высоких цоколей зданий, тротуаров и прочих особенностей, которые мешают осуществлению программ доступной среды для инвалидов-колясочников. Таким образом, люди с ограниченными возможностями сегодня не могут передвигаться по городу без сопровождения.
В учебных заведениях отсутствуют какие-либо приспособления для инвалидов по зрению. Нет специальных учебников, здания не адаптированы для них. Для обеспечения доступной среды, в идеальных условиях, на каждом этаже образовательных учреждений РФ должно располагать специальной табличкой с азбукой Брайля.
Если говорить об образовании в принципе, то тут в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам — инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.
В Таджикистане, на 2016 год зарегистрировано 152 тысячи инвалидов, 20 тысяч из которых составляют дети — инвалиды. На сегодняшний день более 50 % бюджета Таджикистана направлено на социальную защиту и социальные нужды.
В 2006 году Таджикистан ратифицировал международную Конвенцию о правах лиц с инвалидностью, которая предоставляет лицам с ограниченными возможностями беспрецедентную степень защиты. Основные нормы, которые содержатся в Конвенции, были воспроизведены в новом Законе Республики Таджикистан «О социальной защите инвалидов», принятом 29 декабря 2010 г. № 675.Закон определяет правовые, экономические и организационные основы обеспечения социальной защиты инвалидов и создает им равные возможности для жизнедеятельности и интеграции в общество.
Основные проблемы исполнения данного Закона можно проследить в столице Таджикистана — г. Душанбе. Именно здесь, в г. Душанбе, проживает большинство из 152 тысяч инвалидов.
Основные проекты и решения по социальной реабилитации инвалидов в г. Душанбе достаточно эффективно функционируют. Так, в Комитете архитектуры и строительства республики и администрации г. Душанбе с 2015 г. функционирует Совет по сотрудничеству, где представители общественных организаций, защищающих права инвалидов, решают вопросы по созданию доступной среды: проводят совместные рейды на строительных объектах, ведут мониторинг реализации строительных норм и правил и т. д. В марте 2016 г. правительство РТ приняло решение, согласно которому все строящиеся здания выше двух этажей должны оборудоваться лифтами. В 2015 году в Душанбе начали функционировать троллейбусы со специальной платформой для людей, передвигающихся на колясках.
Для детей с ограниченным возможностями, в городе Душанбе создан центр реабилитации, в партнерстве с Европейским Союзом и турецким агентством по развитию. Создан наблюдательный совет, который следит за осуществлением этого проекта. Центр для детей-инвалидов работает по международным стандартам, включая стандарты медикаментозного обеспечения и питания. Сотрудники центра получают профессиональную подготовку и в стране и за рубежом. На базе этого центра создан единственный пока в Таджикистане Институт повышения квалификации специалистов по реабилитации инвалидов.
В республике Таджикистан работают восемь домов-интернатов для инвалидов и престарелых. Интернаты содержатся на средства республиканского бюджета. Кроме того, в их деятельности активное участие принимают партнеры — доноры, которые финансируют разработку и реализацию различных проектов по реабилитации людей с ограниченными возможностями.
О доступной среде для людей с ограниченными возможностями в г. Душанбе говорить еще рано, на сегодня еще очень много проблем в этой сфере, но заметны положительные тенденции.
Таким образом, наличие равных возможностей для всех групп населения, несомненно, является одной из основных особенностей современного гражданского общества Согласно идеи «равенства возможностей», что все люди должны иметь одинаковые права в путях достижения желанной позиции в обществе, следовательно, завоевание такого равенства, является ключевой задачей, как для мирового сообщества в целом, так и для Таджикистана и России в частности.