Предоставлении льготы по имущественным налогам
Предоставлении льготы по имущественным налогам
Письмо ФНС России от 09.04.2020 № БС-4-21/5994@
Комментарий
В связи с коронавирусом Правительство РФ обязало арендодателей недвижимого имущества предоставить отсрочку по арендной плате за 2020 год тем арендаторам (организации и ИП), которые осуществляют деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса. Правила отсрочки предусмотрены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 (см. комментарий).
Не забыли и про поддержку арендодателей, предоставивших такую отсрочку. Правительство РФ рекомендовало органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставить им льготы по налогам на имущество организаций, имущество физических лиц и земельному налогу по арендованному объекту за период, на который предоставлена отсрочка (п. 2 постановления № 439).
Льготы по этим налогам могут устанавливаться законом субъекта или нормативно-правовыми актами органов муниципальной власти (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).
ФНС России выпустила рекомендации по введению и применению налоговых льгот в субъектах и на местном уровне. Полагаем, что региональные и местные законодатели учтут их при разработке законопроектов.
Им может быть арендодатель, который предоставил отсрочку арендатору, работающему в наиболее пострадавшей отрасли. Для определения сферы деятельности ФНС России рекомендует руководствоваться Перечнем наиболее пострадавших отраслей с кодами ОКВЭД, который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Причем код деятельности должен быть указан у арендатора в качестве основного в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 01.03.2020.
Напомним, что Правительство РФ обязало предоставить отсрочку всем арендаторам недвижимого имущества, действующим в наиболее пострадавших отраслях. При этом в самом постановлении нет условия о том, что этот вид деятельности должен быть для них основным.
2. Объект налогообложения
Налоговые льготы возможны по арендованному имуществу при соблюдении следующих условий.
- Арендодатель (организация или предприниматель) предоставил отсрочку по арендной плате и снизил ее размер за период применения налоговой льготы. Напомним, что Правительство обязало арендодателей давать отсрочку, но снижение арендной платы не является обязательным, оно рекомендуется.
- Договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до его отмены.
- В аренду сдается нежилое помещение.
3. Период действия налоговой льготы
Льгота устанавливается на период 2020 года с 1-го числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором он отменен. В этот период должна действовать отсрочка уплаты арендной платы и ее снижение.
4. Размер налоговой льготы
На период действия льготы уменьшается сумма налога. Если сумма налога принимает отрицательное значение, то сумма налога к уплате должна равняться нулю. Это означает, что налоговая льгота применяется только к периоду 2020 года, на другой период не переносится.
5. Основания применения налоговой льготы
Налоговое ведомство привело документы, которые могут подтверждать льготу.
По налогу на имущество организаций – это документы, представляемые в налоговую вместе с декларацией за 2020 год:
- договор аренды и дополнительные соглашения к нему, предусматривающие отсрочку арендной платы и снижение ее размера за период применения льготы. Напомним, что арендодатели обязаны предоставлять отсрочку, а снижение платы только рекомендовано им;
- документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения льготы;
- иные подтверждающие документы.
По земельному налогу и налогу на имущество физических лиц – заявление о предоставлении льготы, предусмотренное п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ.
В заключение
Полагаем, что региональные и местные власти учтут рекомендации ФНС России при подготовке и принятии законов о налоговых льготах для арендодателей нежилых помещений. Они несколько отличаются от правил предоставления отсрочки, установленных Правительством РФ, поэтому не все арендодатели, предоставившие отсрочку, смогут рассчитывать на налоговые льготы.
Так, ФНС России рекомендует предоставлять льготы тем арендодателям, которые не только предоставили отсрочку, но и одновременно с этим снизили арендную плату. Поэтому советуем учитывать это при заключении дополнительных соглашений к договору аренды.
Справочную информацию о региональных льготах по имущественным налогам можно найти на сайте ФНС России.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Предоставлении льготы по имущественным налогам
1.Каким образом предоставляется льгота, если в течении 2019 года у физических лиц возникли основания для использования налоговых льгот и на них не распространяется предусмотренный пунктом 10 статьи 396 и пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации беззаявительный порядок предоставления льгот, т.е. эти лица не относятся к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам, лицам, имеющими трех и более несовершеннолетних детей, владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв.м.
В случае, если налогоплательщик относится к льготной категории физических лиц, имеющим право на налоговую льготу и на него не распространяется предусмотренный пунктом 10 статьи 396 и пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации беззаявительный порядок предоставления льгот, то в данном случае ему целесообразно подать в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.
В новом заявлении у налогоплательщика есть выбор: представить документы, подтверждающие право на льготу, или только сообщить реквизиты таких документов. В последнем случае налоговые направляют запрос туда, где выдавали указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем информируют заявителя о решении о предоставлении льготы.
Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.
В случае, если налоговым органом запрошены сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов или иных лиц, у которых имеются эти сведения, то срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом налогоплательщик уведомляется о продлении срока рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы илибо сообщение об отказе в предоставлении налоговой льготы с указанием оснований отказа.
О налоговых ставках и налоговых льготах налогоплательщики могут узнать в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/rn50/service/tax/).
2. Как можно подать заявление на льготу
Подать заявление о предоставлении льготы можно любым удобным способом:
— обратиться в любой налоговый орган;
— обратиться в любой МФЦ;
— посредством почтовой связи;
— направить информацию с помощью интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
3. Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2019 года
— В отношении предпенсионеров
Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» сохранил неизменным действие льгот по имущественным налогам для физических лиц, срок выхода на пенсию которым в рамках пенсионной реформы отложен. «Пенсионные» льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу будут предоставляться в том числе и лицам, которые соответствуют условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, то есть тем, кто мог бы выйти на пенсию по правилам 2018 года, если бы законодательство не изменилось. Таким образом, женщины будут получать «пенсионные» налоговые льготы с 55 лет, мужчины — с 60.
Поправки разработаны в целях обеспечения дополнительных социальных гарантий физическим лицам, срок выхода не пенсию которых повышен.
Мужчины в 60 лет и женщины в 55 лет будут освобождаются от уплаты налога на имущество, если у них в собственности находятся:
— жилой дом, часть жилого дома;
— квартира, часть квартиры, комната;
— гараж или машино-место;
— помещения, используемые в качестве творческих мастерских, ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек;
— хозяйственные строения, площадь которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дач, индивидуального жилищного строительства.
Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида. Если, например, у налогоплательщика в собственности имеются квартира, дом и гараж, он освобождается в полном объеме от уплаты налога на имущество. А если льготник имеет три квартиры и дом, то он имеет право на льготу при уплате налога за дом, а также только за одну из квартир.
Также, мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, получат право на уменьшение налоговой базы (вычет) по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
Для использования права на льготы за налоговый период 2019 года лицам предпенсионного возраста целесообразно обратиться в любую налоговую инспекцию, а также в МФЦ с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нем документы-основания, выданные Пенсионным фондом Российской Федерации (по желанию к заявлению можно приложить документы, подтверждающие право на льготу).
Указанные выше льготы в отношении лиц предпенсионного возраста применяются при расчете имущественных налогов в 2020 году (за налоговый период 2019 года).
— О льготах по транспортному налогу в отношении владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Прекращение действия с 01.01.2019 положений Налогового кодекса Российской Федерации в отношении льготы по транспортному налогу для лиц, имеющих транспортные средства, разрешенной максимальной массы свыше 12 тонн, зарегистрированные в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Начиная с налогового периода 2019 года физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, налоговая льгота по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре системы взимания платы «Платон», не предоставляется.
Позиция Минфина России по данному вопросу изложена в письме от 07.02.2019 № 03-05-06-04/7169.
© 2004—2020, Администрация городского округа Реутов. Все права защищены
Налоговые льготы
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.
Формы налоговых льгот
Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:
пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:
освобождении от налога;
уменьшении налоговой базы;
предоставлении налогового кредита.
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;
необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
Налоговые кредиты
Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Кто может использовать налоговые льготы
Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.
Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.
Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).
Уровни применения налоговых льгот
На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Итоги
Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.
Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Предоставление льгот по имущественным налогам
Согласно Федеральному закону от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» граждане, претендующие на льготы по имущественным налогам, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на льготы.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 14.11.2017 №ММВ-7-21/897@.
Если документы, подтверждающие данное право, в налоговом органе отсутствуют и не представлены гражданином, налоговый орган самостоятельно запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, путем направления запроса в органы, организации, должностным лицам, у которых имеются эти сведения. В этом случае гражданину необходимо заполнить соответствующее согласие на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью направления налоговым органом такого запроса.
Обращаем Ваше внимание, что в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по заявлению налогоплательщика, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, многофункциональный центр предоставления государственных услуг г.Москвы, а также через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Если право на налоговую льготу возникло в 2018 году впервые и ранее гражданин не обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по установленной форме, он может это сделать в 2019 году. Кроме того, заявление подается лицами, у которых период предоставления льготы окончился в 2018 году на основании ранее представленных документов.
Информация о льготах по определенному налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» ( https://www.nalog.ru ).
Типовая (рекомендуемая) форма согласия налогоплательщика — физического лица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу
1. Сведения о лице, выражающем согласие на обработку персональных данных:
Отчество (при наличии):
Сведения о документе, удостоверяющем личность:
Серия и номер документа:
Дата выдачи документа:
Орган, выдавший документ:
2. Содержание согласия на обработку персональных данных:
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных
данных» в связи с поданным мною в налоговый орган заявлением от » » 20 г.
о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (далее — заявление), в котором указаны мои персональные данные, настоящим выражаю согласие на их обработку, использование и распространение налоговым органом в целях и в объеме, необходимых для направления запроса в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие мое право на указанную в заявлении налоговую льготу.
Перечень персональных данных, на обработку которых дается настоящее согласие, совпадает с полным содержанием моих персональных данных, указанных в заявлении. Настоящее согласие дается с момента получения налоговым органом моего заявления на срок, необходимый для завершения рассмотрения заявления, и может быть отозвано способом и в форме, совпадающими со способом и формой представления мною заявления.
3. Подпись субъекта персональных данных: /
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter