Правила налогового контроля в 2018 году Часть 1

Изменение порядка проведения налоговых проверок в 2018 году

Статья 87 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых проверок: камерные и выездные. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса РФ. Она же дает определение термину «камеральная налоговая проверка» – это проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных данных, имеющихся у налогового органа. Данный вид налоговой проверки проводится не требует решения руководителя налогового органа. Что касается выездных налоговых проверок, порядок их проведения установлен 89 Налогового кодекса РФ.

Для проведения выездной налоговой проверки, налоговому инспектору необходимо получить специальное разрешение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции. Выездная налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика. Федеральным законом от 18.07.2017г. № 163-ФЗ была дополнена статья 82 Налогового кодекса РФ, которая определяет правила проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Изменения в порядке проведения камеральных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ. Согласно налоговому законодательству РФ все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать и представлять налоговую отчетность. Соблюдение указанных норм предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС по месту регистрации (налогового учета) налогоплательщика. В свою очередь, все документы, поступившие в инспекцию от налогоплательщиков, подлежат проверке отделом камеральных проверок.

В 2018 году в статью 88 Налогового кодекса РФ внесены изменения в части проведения камеральных налоговых проверок. Теперь срок проведения камеральных проверок ограничен одним месяцем (см. Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ММВ-20-15/112@ «Об ускоренном возмещении НДС добросовестными налогоплательщиками»). Решение о возмещении НДС в отношении налогоплательщиков, которым был присвоен низкий или средний уровень риска, налоговые инспекторы будут принимать в течение двух месяцев. Напомним, что ранее, до внесения указанных изменений в статью 88 Налогового кодекса РФ, максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составлял три месяца.

Также налоговики по-прежнему довольно часто проводят дополнительные мероприятия налогового контроля. С 2018 года по итогам дополнительных мероприятий налоговые инспекторы будут составлять отдельный акт, в котором будет указана суть проверочных мероприятий и выводы по результатам их проведения. Компании, в отношении которых были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, теперь вправе ознакомиться с таким актом и подать свои возражения на него. Также при применении автоматизированного контроля операций в системе «АСК НДС-2» стало возможным сокращение срока проверки деклараций, поданных налогоплательщиками и их контрагентами. Это в свою очередь позволяет налоговикам применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок возмещения НДС. Помимо вышеназванных изменений, теперь, в ходе камеральной проверки по НДС могут потребовать документы о праве на вычеты по товарам, проданным по системе такс-фри (см. п. 8.7 ст. 88 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона РФ от 27.11.2017г. № 341-ФЗ, который вступил в законную силу 27.12.2017г.). Так, при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлены вычеты по пункту 4.1 статьи 171 Налогового кодекса РФ (сумма налога, исчисленная организациями розничной торговли по товарам, проданным иностранцам при вывозе этих товаров с территории России), налоговая инспекция теперь вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения таких вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в декларации сведений о таких вычетах сведениям, имеющимся у инспекции. Также в рамках камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль инспекторы могут затребовать у налогоплательщика пояснения или документы по инвестиционному налоговому вычету (см. п.8.8. ст.88 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона РФ от 27.11.2017г. № 335-ФЗ, вступившего в законную силу 27.12.2017г.). Теперь при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет по статье 286.1 Налогового кодекса РФ, инспекторы вправе потребовать от налогоплательщика в пятидневный срок представить в налоговую инспекцию пояснения о применении данного вычета, в том числе при необходимости истребовать первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения данного вычета.

Изменения в порядке проведения выездных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ. При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются следующими нормативными актами:

  • на Налоговый кодекс РФ;
  • Приказ ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (в нем приведены формы документов о приостановлении выездной налоговой проверки и порядок продления сроков проведения выездной налоговой проверки);
  • Приказ ФНС России от 07 мая 2007 года № ММ-3-06/281@;
  • Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622.

Что же касается сроков проведения выездных налоговых проверок, в 2018 году они не изменились:

  • общий (стандартный) срок – до двух месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ);
  • при наличии веских оснований – до четырех месяцев;
  • максимальный срок выездной налоговой проверки – до шести месяцев;
  • при выполнении соглашений о разделе продукции – шесть месяцев (см. п. 3 ст. 346.42 Налогового кодекса РФ).

Важно! В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды, в которые выездная налоговая проверка не проводилась – была приостановлена. Исключения составляют случаи обоснованной необходимости в увеличении срока проверки, а именно:

  • большое количество материалов для выездной налоговой проверки;
  • большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у проверяемого налогоплательщика;
  • иные аналогичные причины.

С конца 2017 года в каждой территориальной налоговой инспекции подготавливается график налоговых проверок на 2018 год, который содержит перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена. С 01 июня 2018 года начнет свою работу новый сервис – «Прозрачный бизнес». Данный сервис позволит получить о контрагенте еще больше информации, в том числе:

  • о долгах по налогам, пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и ответственности за них (с 02 июня 2016 года и позже);
  • о специальных налоговых режимах, которые применяют компании;
  • об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников компании за год;
  • о доходах и расходах по бухгалтерской отчетности за год;
  • об уплаченных за год налогах и сборах.
Читать еще:  Что делать если сгорел дом без страховки

Сведения из первых четырех пунктов налоговые органы будут обновлять каждый месяц, остальные сведения будут размещаться раз в год (первая информация появится 01.06.2018г.). Общий срок хранения данных о компаниях данный сервис будет хранить не менее трех лет. После запуска сервиса «Прозрачный бизнес» все без исключения налогоплательщика смогут ознакомиться с потенциальными поставщиками товаров или услуг, чтобы сделать собственные выводы о том или ином потенциальном контрагенте, что так же позволит оценить возможный риск от работы с конкретным контрагентом.

В части других изменений в налоговых проверках, отметим изменения Федерального закона от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», внесенные Федеральным законом от 13.07.2015г. № 246-ФЗ. В частности в указанный Федеральный закон была добавлена статья 26.1, которая освобождает индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, от плановых налоговых проверок, кроме лиц, занимающихся такими видами деятельности как: образование, здравоохранение, теплоснабжение, социальная, энергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также лиц прямо указанных в ч.6 ст.26.1 указанного Закона (см. ч.9 ст.9, ч.6 ст.26.1 Федерального закона № 294). Статья 8.1 и другие положения Федерального закона № 294 (с изменениями от 01.01.2018г.) при проведении налоговых проверок, применяется ко всем видам проверок, охваченным действием вышеназванного Федерального закона. Такой подход заключается в том, что количество и частота налоговых проверок в отношении налогоплательщика будет зависеть от категории риска налогоплательщика, то есть от числа и существенности фактов, свидетельствующих о возможном несоблюдении налогоплательщиком налогового законодательства. Отдельные же виды налоговых проверок будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806, к таким видам проверок в частности относятся: пожарные, санитарно-эпидемиологические, миграционные, земельные, транспортные проверки. Однако необходимо иметь ввиду, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, не попадающие под плановые налоговые проверки, могут быть подвержены в их включение в случаях если:

  • ранее в отношении них выносилось постановление об административном правонарушении, приостановлении деятельности либо дисквалификации;
  • ранее в отношении них на основании проверки выносилось решение об аннулировании / приостановлении лицензии на осуществление деятельности, если с момента окончания такой проверки прошло менее трех лет.

Таким образом, с помощью применения риск-ориентированного подхода можно прогнозировать периодичность проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, поскольку именно от степени риска налогоплательщика и будет зависеть частота их проведения. Принцип довольно прост: чем выше уровень риска налогоплательщика – тем чаще он будет подвержен проверкам, и соответственно наоборот. Поэтому приходим к выводу, что каждый налогоплательщик должен и может стремиться самостоятельно минимизировать свой уровень риска, тем более что изменения и нововведения налогового законодательства предоставляют такую возможность. Можно сделать вывод, что, несмотря на довольно положительный акцент внесенных в 2018 году в Налоговый кодекс РФ изменений, риск ущемления прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов все же остается. Как на практике будут работать нововведения, покажет лишь время.

Правила налогового контроля в 2018 году. Часть 1

Свежие данные от ФНС России

— Камеральные проверки (КНП)

Цена КНП. В 2018 году крупных доначислений на камералке не планируется. В среднем доначисления по одной декларации в 2017 году составляли 21 000 руб. Снижение в 2,5 раза по сравнению с 2016-м (56 000 руб.).

В 2018 году налоговики будут продолжать требовать на КНП документы и пояснения. ФНС планирует автоматически (АСК НДС-2) запрашивать документы по НДС. Сейчас такое требование составляют сами инспекторы на местах.

Рекомендации по снижению рисков. К началу камералки у организации должны быть в порядке все документы (счета-фактуры и первичка как минимум) по сделке. Безопаснее заранее проверять документы, которые поступают от поставщиков. Если есть ошибки, следует запросить исправленный экземпляр. Это позволит вовремя сдать документы на камералке по требованию налоговиков.

— Выездные проверки (ВНП)

С ВНП инспекторы придут к тем, кто работает с однодневками, с взаимозависимыми организациями и применяет незаконные схемы. Рискуют и покупатели, у которых незакрытые разрывы по НДС с поставщиками.

Цена ВНП. В 2018 году цена ВНП планируется в среднем по России 20 707 000 руб. (в 2017 – 17 401 000 руб.). Цена совместной проверки с полицией – 37 282 000 руб.

ФНС раскрыла нюансы проведения налоговых проверок в письме от 06.03.2018 №ЕД-4-2/4335@

Перечень ключевых показателей для ВНП

Согласно приказу ФНС от 30.05.2017 №ММ-3-06/333 «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для
налогоплательщиков» компания может оценить риски ВНП самостоятельно. В критериях ВНП указан перечень ключевых показателей: убытки, высокая доля вычетов и низкая налоговая нагрузка, низкая рентабельность продаж и активов, для «упрощенцев» выручка близкая к 150 млн, большие суммы расходов, много посредников, частая смена юр. адреса, проблемные поставщики и т.п.

(Приложение 2,3 приказа ФНС). Все отклонения нужно обязательно обосновывать.

ПАМЯТКА: В налоговой программе все признаки из концепции планирования считаются автоматизировано. Налоговая нагрузка – доля начисленных налогов в выручке, а с 2017 года – с учетом страховых взносов.

Рекомендации. Чтобы избежать ВНП, надо понимать:

— откуда инспекции берут желаемые показатели;
— можно ли как-то их уменьшить/объяснить, почему компания до них не «дотягивает»;
— в каких случаях можно не объяснять отклонения, а обойтись формальным ответом.

«Облегчение» налогового администрирования по-минфиновски

В ноябре 2017 года Минфин России опубликовал документ «Основные направления налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и начал проводить законопроекты через Госдуму. Рассмотрим принятые законы.

– Возврат незаконных доначислений. Процедура возврата упрощена (Федеральный закон от 14.11.2017 №322).
В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет (без суда) со дня, когда налогоплательщику стало известно об этом факте. До поправок компания могла вернуть деньги в течение месяца.

Рекомендации. В заявлении на возврат нужно указать на проценты, начисленные на сумму возврата, которую инспекция обязана вернуть (п. 5 ст. 79 НК РФ).

– Рассрочка на уплату значительных сумм доначислений по результатам налоговой проверки (Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ). У компаний, которые не могут рассчитаться по доначислениям сразу, есть возможность гасить долг частями, в рассрочку на срок до 3-х лет. Изменения внесены в статьи 61, 64 НК РФ. Выплачивать частями можно не только недоимку, но и пени, штрафы. Однако сначала проверят финансовое положение компании, не оспаривает ли она решение по проверке, отработала ли хотя бы год, не грозит ли ей ликвидация, реорганизация или банкротство. Кроме того, на решение о рассрочке может положительно повлиять банковская гарантия. Подробно об условиях предоставления рассрочки (отсрочки) в НК РФ.

Читать еще:  Как пережить увольнение советы психологов

Поправки на стадии утверждения

1) Изменения в статью 88 НК РФ:

– Срок проведения камеральных проверок сократится с трех до одного месяца. Это станет возможно после полного охвата розничной сети онлайн-кассами.

– Если в уточненной декларации размер налога снизится, при повторной ВНП будут проверять только обоснованность такого уменьшения. Сейчас проверяют весь период, за который компания подала «уточненку» (пп. 2. п. 10 ст. 89 НК РФ).

– По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы составят отдельный акт, где зафиксируют суть мероприятий и выводы. Компания сможет ознакомиться с актом и подать свои возражения.

2) Контролируемые сделки в 2018 году. Изменятся критерии контролируемых сделок. Согласно законопроекту, порог по выручке с взаимозависимыми лицами (ВЗЛ) – российскими резидентами увеличится с 1 до 3 млрд руб. Сделки с иностранными ВЗЛ будут контролироваться, если их сумма превысила 60 млн руб. Сейчас такого ограничения нет.

«Следствие» ведут налоговики.Новая статья 54.1НК РФ

С 19.08.2017 года официально запрещено уменьшать налоги с помощью схем и фирм-однодневок. В НК РФ введена новая статья 54.1 НК РФ. Она запрещает налоговые злоупотребления. Все сделки бизнеса должны облагаться налогами
по максимуму.

Статья 54.1 приводит перечень ситуаций, когда налогоплательщик не вправе уменьшать налоговую базу или заявлять вычет:

– есть умысел в искажении данных в учете и отчетности (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);

– основная цель сделки – уменьшить налоги (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ);

– сделка фиктивна, или ее исполнило лицо, не указанное в договоре (пп. 2 п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Мнение эксперта. Положения п. 3 статьи 54.1 НК РФ ситуацию не спасет. Приоритет все равно остается за целью сделки. Если инспектор докажет, что эта цель – налоговая экономия, то этого будет достаточно. Не спасут никакие статьи. При этом статья 54.1 НК РФ не расширяет полномочия налоговиков. Разъяснения даны в Письме ФНС России от 28.12.2017 года №ЕД-4-2/26807. А письмом ФНС от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@ налоговым органам даны рекомендации по применению положений указанной статьи

Исключение: ситуации, когда контрагент на основании закона или договора передал другому лицу обязательства по сделке.
При этом в п. 3 ст. 54.1 НК РФ перечислены обстоятельства, которые не станут самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Например, если первичку по сделкам подписали неустановленные лица, контрагент нарушил законодательство о налогах или можно было совершить другую сделку, с тем же экономическим результатом.

Должная осмотрительность при выборе контрагента в 2018 году

С 1 июня 2018 года на сайте pb.nalog.ru появится новый сервис для проверки контрагентов «Прозрачный бизнес».
Система готова и сейчас тестируется. ФНС будет публиковать сведения о компаниях, которые не являются налоговой тайной (п. 1.1 ст. 102 НК РФ).

– налоговые нарушения и санкции, в том числе недоимки и долги по пеням и штрафам;
– специальные налоговые режимы;
– среднесписочные численности;
– уплаченные в предыдущем году налоги и сборы;
– доходы и расходы компании по данным бухотчетности за предыдущий год.

ПАМЯТКА. Информацию о налоговых долгах и нарушениях за прошлый год налоговики будут размещать один раз в год.

Что делать бухгалтерам и юристам

Во избежание конфликтов и споров бухгалтерии и юридическим службам компании следует тщательнее проверять контрагентов. Необходимо:

разработать перечень документов, который подтвердит реальность сделок, их исполнение определенными контрагентами. Следует уделять повышенное внимание экономическому обоснованию совершения сделки;

контролировать исполнение сделки тем контрагентом, с которым она заключена, представлять доказательства наличия деловой цели каждой сделки (возможно, перед заключением договора писать обоснование такой цели).

Рекомендации для налогоплательщиков:

100% гарантии безопасности в бизнесе нет. Сегодня бизнес должен обеспечивать свою защиту. Защита – это умение сохранить свой бизнес, вести диалог с любыми проверяющими. Для этого нужно учиться и быть готовым к этому всегда

– чтобы не потерять расходы и вычеты НДС, нужно включать в договоры с реальными поставщиками дополнительные условия для возмещения убытков с них, особенно по крупным сделкам (иметь «подушку безопасности»);

– проверять, как контрагент исполняет сделку, не допускать несогласованного привлечения третьих лиц;

– следить за правильностью оформления первичных документов, ведения бухгалтерского и налогового учета;

– отказаться от работы с подозрительными контрагентами.

Правила налогового контроля
в 2018 году.
Часть 2

Любая проверка бизнеса – это испытание и для финансовых специалистов, и для всего руководства предприятия, которое должно быть готовым к визиту проверяющих. Действовать нужно только в рамках законодательства и не выдавать беспокойства.

Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года

Налоговый контроль в цифрах

Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн. рублей, что на 2,9 трлн. рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8% (плюс 3,3 трлн. руб.) и НДС +15,5% (прирост на 3,1 трлн. руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.).

При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Читать еще:  Список документов на усыновление ребенка

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн. руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Как видим, налоговому органу есть чем похвастать — доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, руководитель ФНС отметил снижение количества судебных налоговых споров — в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более, чем на 9 %. В чем же дело? У налогоплательщиков пропало желание спорить или инспекция теперь всегда права? Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты на сегодняшний день отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Увы, но это факт, позиция судов достаточно профискальна! И в подтверждение данного вывода очередная цифра — 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов.

Знаковые тренды фискального контроля 2017

Напомним основные новшества в сфере контрольных процедур, внедренные ФНС в 2017 году, которые непосредственно повлияют на работу налогоплательщиков в 2018 году и оценку налоговых рисков:

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким.

2. Полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги;

3. В НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону (реальность сделки).

4. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

Перспективы 2018 года

Одна из основных задач ФНС на ближайшую перспективу — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка чтобы обеспечить транспарентность, т.е. прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

22 февраля 2018 г. депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект отменяет обязательные проверки раз в три года и переориентирует контролеров на нарушителей. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. Контроль рисков не только увеличивает сроки между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска. Такую возможность бизнес получит в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок. Также предполагается, что новая система мотивации и оценки результативности будет поощрять открытость и лояльность контролеров к законопослушному бизнесу.

Кстати, риск-ориентированный подход, который будет утвержден на уровне закона в 2018 году, на практике он внедряется уже несколько лет. Особенно много делается для автоматизации поиска рисков.

В 2018 году налоговые органы продолжат автоматизацию контроля и совершенствование методологии проверок с учетом новых инструментов. Это, по сути, означает реформу налогового контроля. Утвержденный План деятельности ФНС России на 2018 год предусматривает решение следующих задач:

1. Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей». В мае новое правительство может рассмотреть вопрос объединение ФНС и ФТС в одну службу.

2. Совершенствование АИС «Налог-3». Предполагается доработать программное обеспечение системы управления рисками до использования при назначении плановых налоговых проверок. Долю плановых проверок, назначенных с помощью новой системы, довести до 30%.

3. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение этой грандиозной задачи придется уже на 2019 год.

Уже сейчас ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. После интеграции данных налоговой с данными онлайн-ККТ уже в этом году ФНС будет полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России.

Автоматический анализ взаимосвязей инспекторы применяют для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Алгоритмы контроля будут сопоставлять законные и незаконные связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о какой-то подконтрольности (общий сайт или IP адреса, общее местонахождение и т.п.).

В полном соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственного контроля камеральная налоговая проверка идет к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. Все, что «на подумать», будет передано аналитическим отделам и на выездную проверку.

Подробнее о новшествах в выездных проверках см. видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector