На каком вещном праве пфр предоставляются земельные участки

Вещные права на землю: понятие и виды. Вещные права по владению и пользованию чужими земельными участками. Сервитут

Под вещным правом понимается право, обеспечивающее удовле­творение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. В юридической науке существует ряд признаков, присущих вещным правам. Однако законодательством закреплены только два признака: право следования (право следует за вещью) и абсолютный характер защиты (вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом). Законодательством к вещным правам отнесены:

право пожизненного наследуемого владения землей;

право постоянного (бессрочного) пользования землей;

право хозяйственного ведения;

право оперативного управления;

Помимо вышеназванных к вещным правам могут быть отнесены:

право залога недвижимости;

право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа;

права членов семьи собственников этого помещения на пользова­ние этим помещением.

В действующем законодательстве классификация вещных прав от­сутствует.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки пре­доставляются государственным и муниципальным учреждениям, фе­деральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании решения го­сударственного или муниципального органа, уполномоченного пре­доставлять земельные участки в такое пользование. Гражданам зе­мельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Приобретение земельного участка на праве пожизненного насле­дуемого владения ранее допускалось. В настоящее время, после приня­тия нового Земельного кодекса, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допуска­ется.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуе­мом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собствен­ность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земель­ный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм, по­мимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий элек­тропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быт обеспечены без установления сервитута. Сервитут уста­навливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником служащего участка, а при недостижении соглашения — судом. Собственник участка, обремененного сервиту­том, вправе требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Если отпали основания, по которым сервитут был установлен, то он по требованию собственни­ка служащего участка может быть прекращен. Сервитуты делятся на частные и публичные. Частный сервитут устанавливается в соответст­вии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанав­ливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Феде­рации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земель­ных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Установленный сервитут может быть срочным или постоянным.

Какие виды прав на земельный участок предусмотрены действующим законодательством?

Любой товар, а земля является именно таким предметом, существует имущественная принадлежность в зависимости от формы владение или принадлежности. Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельный участок:

  1. право собственности;
  2. право постоянного (бессрочного) пользования;
  3. право пожизненного наследуемого владения;
  4. право аренды;
  5. право безвозмездного срочного пользования;
  6. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Четыре из указанных видов прав — право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитут — являются вещными правами (ст. 216 ГК РФ), а право аренды и безвозмездного срочного пользования земельным участком — так называемыми обязательственными правами.

Право и частная собственность на земельный участок

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Читать еще:  Узнать баланс детской карты банка санкт петербург

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Право и государственная собственность на земельный участок

Положения, касающиеся основ и виды прав на земельный участок государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Земельные участки как муниципальная собственность

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком. В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству). Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.

Читать еще:  Фз о военных пенсиях

Право пожизненного пользования или владения земельным участком

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что о снования приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству ( ст. 266 ГК РФ). То есть р аспоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

На каком вещном праве пфр предоставляются земельные участки

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 02-07-10/3362 Об учете земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), наряду с правом собственности выделяют вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ и статье 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Бухгалтерский (бюджетный) учет земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, регулируется Инструкцией N 157н в следующем порядке.

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Таким образом, земельные участки, в отношении которых государственный орган уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Пунктом 71 Инструкции N 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

В отношении земельных участков, права пользования на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом — основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков), является, по мнению Департамента, Свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков — иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком.

Читать еще:  Оплата труда медицинских работников

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Таким образом, результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции N 157н, субъект учета (учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Учитывая изложенное, при вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры государственной регистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

В части вопроса, касающегося отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщаем.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57).

В соответствии с пунктом 275 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной и месячной# об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н) и пунктом 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н) в случае проведения реорганизации в форме присоединения, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации.

При реорганизации учреждений в форме присоединения, отчетным годом учреждения-правопреемника является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 3 Инструкции N 191н, пункт 3 Инструкции N 33н).

Таким образом, в бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели бухгалтерской отчетности присоединяемого учреждения (с начала года в котором проведена реорганизация путем присоединения), показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются в формируемую правопреемником отчетность на общих основаниях. При этом в период оформления государственной регистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения», списанию с балансового учета не подлежат.

Директор Департамента бюджетной методологии и
финансовой отчетности в государственном секторе
С.В. Романов

Обзор документа

Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так, земельные участки, в отношении которых госорган уполномочен принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

При вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры госрегистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

По вопросу отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщается следующее. В бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели такой отчетности присоединяемого учреждения, показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются на общих основаниях. При этом в период оформления госрегистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 0 103 11 000, списанию с балансового учета не подлежат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector