Патронажная работа в семье

Патронажная работа в семье

Патронажная работа в семье

Семья, наши близкие — это самое главное в жизни. Мы хотим, чтобы они всегда оставались здоровыми и жизнерадостными, но не всегда это возможно. Травмы, последствия тяжелых заболеваний таких, как инфаркт и инсульт, да и просто беспомощность на фоне старческого возраста приводят порой к тому, что человек не может сам самостоятельно обслуживать себя. Ситуация осложняется тем, что мы в силу своей занятости не можем своим больным или престарелым родителям оказать должного внимания и необходимой помощи.

Как поступить в данной ситуации? Чему отдать предпочтение: работе или уходу за близким, ведь он может быть полностью или ограниченно прикован к постели… А если у Вас маленькие дети, а если заболевший не один и в семье еще есть больной или старый человек, то сложившиеся ситуация кажется безвыходной.

Электронная библиотека

Социальный работник должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий.

При работе в семьях, где трудовая деятельность родителей, особенно матери, связана с профессиональными вредностями, социальному работнику необходимо налаживать контакт с администрацией предприятия для урегулирования процесса трудовой деятельности, чтобы максимально устранить влияние неблагоприятных условий труда, влияющих на здоровье беременной и ее будущего ребенка, а при рождении ребенка создавать в семье надлежащие гигиенические условия, правильную организацию режима дня, вскармливания, купания, закаливания ребенка, при необходимости (когда есть отклонения в развитии ребенка) организовывать консультации у соответствующих специалистов.

Вы знаете, что такое патронатная семья

Первый современный российский опыт по передаче детей в патронатную семью был получен в 1994 году на базе московского детского дома №19. Эксперимент проводился под эгидой министерства образования. С тех пор накоплен большой запас знаний и уникальных технологий обучения и сопровождения патронатных родителей, который успешно применяется во многих российских регионах (в Москве, Московской, Владимирской, Мурманской, Пермской, Новгородской областях, в Карелии, Башкирии и других).

Владимир Даль в своём словаре «Патроном» называет покровителя, благодетеля, заступника. Это определение можно применять и сегодня. Патронат в России известен со времён Екатерины Великой, а в годы Великой Отечественной и в послевоенное время он применялся довольно широко, ведь очень много детишек тогда остались сиротами.

Патронажная работа в семье

2) Вмешательство патронажной службы и с ее помощью — других социальных служб в семейную ситуацию. Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, — это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.

Особая забота отводится к несовершеннолетним матерям. Им предоставляется весь спектр социально-бытовых услуг, содействие в получении адресной, материальной и вещевой помощи для матери и ребенка, обучение в области нравственно-правового воспитания и планирования семьи.

Патронажная служба Милосердие

Алла Вадимовна – сестра милосердия Свято-Димитриевского сестричества. Отказавшись от хорошей и престижной должности в спокойном месте, она посвятила свою жизнь служению тем, кто в ней нуждается: опекала детей, оставшихся без родителей, помогала в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: рассказывала детям о любви и о добре, читала, рисовала вместе с детьми поздравительные открытки для пациентов больниц….

В ноябре 2019 года под Тверью произошла авария: неуправляемая фура врезалась в семейную легковушку. Мама погибла сразу, отец и старшие дети получили тяжелые травмы. Но сильнее всех, из выживших, досталось младшему – шестилетнему Макару. Родители организовали поездку в Санкт-Петербург, чтобы показать детям город и музеи, считали, что это будет полезно для учебы. Ребят старались развивать…

О патронажной службе Москвы — ОВИРТОН-мед

Чтобы обезопаситься от подобной перспективы, рекомендуется обратиться к профессиональной сиделке с опытом ухода за пациентами престарелого возраста или же за имеющими тяжелые заболевания. Наши сотрудницы проходят отличную подготовку и оказывают следующую помощь:

  • следят за предписаниями лечащего врача;
  • ведут дневник болезни, ежедневно вписывая в него сведения о состоянии своего подопечного;
  • проводят внутривенные, подкожные и внутримышечные инъекции;
  • ставят капельницы;
  • измеряют давление и записывают его показатели;
  • занимаются перевязками, обработкой пролежней;
  • проводят гигиенические процедуры: ставят клизмы, помогают пожилому или больному человеку принимать душ и ванну, выносят судно;
  • регулярно производят смену нательного и постельного белья;
  • делают массаж, занимаются с подопечным лечебной физкультурой;
  • выводят его на прогулки;
  • при необходимости и предварительной договоренности оказывают помощь в быту: занимаются уборкой в помещении, готовят пищу, ходят за продуктами и медикаментами.

Социально педагогический патронаж семьи

В каждой стране обязательно должно быть доступное образование для всех желающих его получить. Основной целью социального образования, как правило, является удовлетворение потребностей ребенка носящих как социальный, так и правовой характер, активизация всевозможных мер по скорейшей адаптации его как в детском коллективе, так и в семье, где он поводит большую часть своего времени. Так же социальное образование должно в полной мере покрыть потребности ребенка и поспособствовать его развитию, самореализации и достижению поставленных целей.

  • Работа с целью проведения воспитательной функции, которая в большей мере направленна, на что бы должным образом создать психологическую и педагогическую компетенцию семьи.
  • Социальная и правовая функция, которая предусматривает заботу о семье и ребенке со стороны государственных органов, предоставление семье прав и защиты.
  • Социально – реабилитационная функция, которая заключается в работе с неблагополучными семьями или семьями, в которых пребывают дети — инвалиды. Функция рассчитана на проведение воспитательной, образовательной и попечительской работы, предоставленной этим семьям.
Читать еще:  Жалоба на отсутствие тротуара

Патронажная служба — назначение, принцип работы

Когда случилась беда с кем-то из близких, или в семье есть престарелый родственник, и требуется помощь по уходу, то поможет патронажная служба. Эта организация предоставляет полный комплекс услуг по присмотру и уходу за больным или немощным человеком, согласовывает с заказчиком необходимый режим и требуемый уход, подбирает квалифицированную сиделку с квалификацией или без таковой, в зависимости от сложности конкретного случая.

Патронажная служба предоставляет только качественные услуги, оплата зависит от различных показателей и поэтому гибкая. Именно поэтому многие нуждающиеся в сиделках выбирают именно эту службу. Понятно, что сиделка не является роскошью, это жестокая жизненная необходимость, крайняя мера, порою единственная, чтобы не сломаться всем домочадцам перед навалившейся бедой.

Социально-педагогический патронаж как форма работы социального педагога в семье

Обеспечение основных социально-правовых потребностей ребенка, содействие ее успешной социальной адаптации в условиях детского коллектива и семьи, удовлетворение потребностей ребенка в развитии и самореализации — является главной задачей социального образования в Украине. Сегодня украинская семья сталкивается с различными проблемами, которые она не может решить самостоятельно. Поэтому социальный педагог является именно тем специалистом, который может помочь в этой ситуации. Одним из направлений его работы является социально-педагогический патронаж семьи. Проблема социально-педагогического патронажа изучалась преимущественно с позиций школы (С. Зайцева, А. Коваль, И. Зверева, М. Буянов, А. Капская и др.), рассматривались вопросы социально-педагогического сопровождения семьи (А. Арсентьева, В. Гуров, М. Гурьянова, Е. Коновалова, Т. Лодкина, М. Прокопьева и другие), но проблема социально-педагогического патронажа семьи недостаточно изучена и поэтому требует более детального рассмотрения. Целью нашего исследования является освещение функций, принципов, этапов социально-педагогического патронажа семьи. При проведении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научных источников, наблюдения, индивидуальные беседы.

Социально-педагогический патронаж семьи — это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации . Социально-педагогический патронаж семей осуществляется на основе наблюдений с целью выявления физического или психологического состояния членов семьи, характера родительско-детских отношений, обеспечение гармоничного семейного воспитания. Целью социально-педагогического патронажа семей является формирование у ребенка с раннего возраста общечеловеческих ценностей; выполнения воспитательной функции и первичной социализации ребенка формирование педагогической культуры родителей, создание благоприятного семейного микроклимата и укрепление института семьи. Функциями социально-педагогического патронажа семьи выступают: воспитательная (формирование психолого-педагогической компетенции семьи) социально-правовая (заботы государства о семье, детях, в их правовой поддержке и защите) социально-реабилитационная (предусматривает воспитательную, образовательную и определенную попечительскую работу с неблагополучными семьями и семьями группы риска) .

Тема: Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи

Позже, в дореволюционной России, «патронат» понимали как систему мер материальной и моральной помощи, которые проявлялись к маргиналам (дословно, «люди, стоящие на краю»), нравственно опустившимся людям: бывшие заключенные, проститутки, бездомные и др. В рамках патроната им помогали интегрироваться в здоровое общество, стать его полноправным членом: получить работу, найти место проживания, определить сирот в приюты и т.д. Тогда же возникло и понятие «патронаж» — выполнение конкретных защитных действий в условиях патроната как одного из видов общественной поддержки.

— оказание услуг профилактического характера, имеющих своей целью не только удовлетворение потребностей членов семьи, но и стабилизацию благоприятных перемен и закрепление успехов, а также уменьшение или устранение факторов риска (через обучение, побуждение, посредничество и пр.);

Как взять ребенка на патронатное воспитание

1. Что такое патронатное воспитание?

Патронатное воспитание — это один из видов опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (еще есть собственно опека (попечительство) и приемная семья).

Оформить патронат можно тогда, когда другие формы устройства ребенка в семью применить невозможно.

Передать ребенка на патронатное воспитание (постинтернатный патронат) можно не в каждом субъекте Российской Федерации. В Москве такая форма устройства (воспитания) ребенка возможна.

Патронатные воспитатели, как и опекуны (попечители), тоже законные представители детей, у них те же права и обязанности, но договор с ними заключается только на возмездной основе и на более короткий срок — не менее 3 месяцев и не более года (в интересах детей может быть продлен).

Отличие от опеки (попечительства) также заключается в том, что патронатным воспитателям и оказавшимся у них детям специальная организация по сопровождению семьи оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Помните, что братьев и сестер можно взять на патронатное воспитание только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

Детей от 18 до 23 лет можно взять на постинтернатное воспитание.

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям) .

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Читать еще:  Можно ли делать возврат по сигаретам

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник органа опеки.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас патронатным воспитателем.

5. Как заключить договор о патронатном воспитании?

В течение 10 дней после принятия акта о передаче ребенка на патронатное воспитание с вами должны заключить соответствующий договор на срок от 3 месяцев до года, который подписывается в органе опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В документе указываются права и обязанности всех сторон — органа опеки и попечительства, организации по сопровождению семьи и патронатного воспитателя, а также размер вознаграждения и способ оплаты (по договору о патронатной семье, за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств бюджета Москвы, за счет средств третьих лиц).

 В случае изменения места жительства ребенка договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой договор — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Как выбрать сопровождающую организацию?

Патронатным воспитателям и их воспитанникам специальная организация по сопровождению семьи оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Отказаться от услуг сопровождающей организации при такой форме устройства ребенка в семью, как патронатное воспитание, нельзя. Но вы вправе сами выбрать эту организацию. Найти перечень московских сопровождающих организаций можно на портале usynovi-moskva.ru.

7. Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?

Да. После того как вы заберете ребенка на воспитание в семью, орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка будет проверять качество выполнения заключенного с вами договора. Не реже одного раза в квартал (если другое не прописано в договоре) будет проводиться проверка условий жизни.

Кроме того, патронатному воспитателю необходимо будет вести учет расходов денежных средств, выделенных на ребенка, и предоставлять соответствующий отчет в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка раз в 3 месяца.

8. На какие выплаты можно рассчитывать?

Вы можете рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:

  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
  • денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью;
  • ежемесячную компенсацию на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный или дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание;
  • ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.
  • ежемесячное вознаграждение приемным родителям, патронатным воспитателям.

9. Какое наказание грозит за невыполнение обязательств?

Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели за некачественное исполнение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей несут административную (ст. 5. 35 КоАП РФ) и уголовную (ст. 156 УК РФ) ответственность.

Социальный патронаж

Читайте также:

  1. Виды (направления) социального патронажа
  2. Лекция 13. Девиация и социальный контроль.
  3. Лекция 6. Единый социальный взнос.
  4. Лекция 7. Социальный контроль и девиация
  5. Понятие «социальная диагностика», ее сущность, основные принципы и значение. Социальный диагноз.
  6. Право как социальный регулятор
  7. Роли, нормы, социальный контроль.
  8. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной деятельности.
  9. Социальный контроль
  10. Социальный контроль
  11. Социальный контроль
  12. Социальный контроль и социальный надзор

«патронаж (от французского – patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска. Включает постоянный социальный надзор, регулярные посещения жилищ клиентов социальными работниками, оказание им соответствующих видов помощи, при необходимости – проведение несложных медицинских манипуляций…».

Социальный патронаж – это социальная технология, которая предполагает постоянное социальное сопровождение семьи и детей, попавших в особо трудную, кризисную ситуацию, с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, а также позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации и оказывая незамедлительную помощь.

Смысл патронажа состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание ее членов, т.е. сделать все возможное для создания оптимальных условий, позволяющих членам семьи со временем самостоятельно справиться со своими жизненными трудностями и проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.

Читать еще:  Дополнительный отпуск медработникам и врачам в 2020 году

Диагностические цели социального патронажа предполагают ознакомление с условиями жизни семьи, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций в семье;

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи.

Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей:

· кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.);

· трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.);

· социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.).

К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е. в тех случаях, когда члены семьи не могут самостоятельно решить свои проблемы и трудности, а также справиться с психологическими нагрузками в силу следующих причин:

· наличие факторов социального риска, социального нездоровья;

· социальная изоляция, замкнутость; ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом, в том числе ближайшим, а также ослабление внутрисемейных связей;

· отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и других) для личностного и социального роста либо неумение привести эти ресурсы в действие.

Решение о постановке семьи на социальный патронаж принимается либо организацией, осуществляющей патронажный контроль, либо межведомственной комиссией, которой должны осуществляться и функции контроля.

Координирующей фигурой в проведении патронажа может быть социальный работник или представитель межведомственной комиссии, принявшей решение о постановке семьи на патронаж, который при необходимости вносит коррективы в планы работы с семьей.

Сроки проведения патронажа определяются степенью выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей, получением результата.

Решение о постановке семьи на патронаж должно быть обоснованным и вызванным реальной необходимостью. С данным решением не стоит спешить, поскольку, возможно, семье достаточно оказание консультационных услуг и мер социальной поддержки или проведения отдельных профилактических реабилитационных мероприятий.

v Медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в систематическом и повседневном уходе. Он включает в себя доставку лекарств и медикаментов, измерение кровяного давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов, уборку, умывание и т.д., т.е. все то, в чем человек, не способный к самообслуживанию, нуждается в связи с тем состоянием, в котором он находится на данный момент.

v Социально-психологический патронажреализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи человеку, находящемуся в состоянии социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения, переживающему кризис или стресс, испытывающему затруднения в разрешении конфликтной ситуации.

v Социально-педагогический патронажвключает в себя всестороннюю и действенную помощь родителям и детям, попавшим в особо трудное положение. Целью социально-педагогического патронажа является: повышение педагогической компетенции родителей, формирование у них положительной мотивации на выход из кризисной ситуации, восстановление детско-родительских отношений, изменение самосознания родителей и детей, отношения к себе и к окружающим, формирование чувства ответственности, т.е. социальной позиции, способствующей их нормальному человеческому развитию.

v Собственно социальный патронажсемьи и детей включает в себя следующие действия:

· посещение семьи, изучение и прояснение ситуации, произошедшей с семьей;

· оказание конкретной (при необходимости – оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленных на решение кризисных проблем;

· оказание услуг профилактического характера, имеющих своей целью не только удовлетворение потребностей членов семьи, но и стабилизацию благоприятных перемен и закрепление успехов, а также уменьшение или устранение факторов риска (через обучение, побуждение, посредничество и пр.);

· объединение усилий специалистов патронажной службы для решения проблем семьи;

· оказание услуг социально-правового характера (юридические консультации, оказание помощи в восстановлении утраченных документов и т.д.), предоставление услуг социально-экономического характера (материальная помощь: выделение единовременного пособия, продуктов питания, одежды, путевок на санаторно-курортное лечение, организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолетних и т.п.).

В зависимости от степени разрешения ситуации, сложившейся в семье, социальный патронаж может быть:

v экстренным, например, патронаж семьи в ситуациях, требующих срочного вмешательства;

v основным (текущим или регулярным) — патронаж в условиях уличной работы с беспризорными детьми и подростками, патронаж неблагополучной семьи, состоящей на учете у специалиста;

v контрольным– патронаж семьи только с контрольной целью, патронаж замещающей семьи (приемной, опекунской (попечительской), патронатной, семейной воспитательной группы (СВГ)) в условиях временного проживания ребенка.

Итак, имеются основные цели социального патронажа, кроме того, возможны целевые установки на каждом этапе патронажа (см. таблицу «Основные этапы социального патронажа»). Но если говорить о содержании работы специалиста, то задачи патронажа, которые будут способствовать достижению основных целей, будут зависеть от определенной ситуации, сложившейся в конкретной семье: например, специалист посетил неблагополучную семью. Анализ причин неблагополучия данной семьи показал, что специалисту необходимо решить следующие задачи:

· повысить материальное благосостояние семьи;

· повысить уровень социальной информированности семьи;

· способствовать формированию позитивной мотивации членов семьи на выход из сложной кризисной ситуации;

· способствовать восстановлению разрушенных позитивных контактов семьи с социумом; и т.д.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 15115 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector