Нарушение сроков направления ответа из налоговой

Бесплатная юридическая помощь

Нарушение сроков направления ответа из налоговой

Вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. В случае неуплаты налога в добровольном порядке он взыскивается принудительно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, на основании соответствующего решения налогового органа, которое должно быть принято не позднее 2 месяцев после истечения срока на добровольное исполнение требования (п. 3 ст. 46 НК РФ). Судебной практикой определено, что срок на принятие данного решения является пресекательным — в случае его пропуска налоговый орган лишается права взыскивать недоимку в бесспорном порядке. У него остается последняя возможность — обратиться в суд с иском о взыскании не уплаченной в установленный срок суммы налога.Направление в банк налогоплательщика инкассового поручения на перечисление недоимки в бюджет.

Налоговики могут пропускать срок направления требования

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМКИ- Статья имеет практическую направленность: анализируются проблемы несоблюдения налоговыми органами сроков совершения отдельных действий в рамках процедуры принудительного взыскания налоговых недоимок, представлен обзор судебной практики по теме, даются рекомендации по применению соответствующих правовых норм, обосновываются предложения по внесению изменений в действующий НК РФ.Ключевые слова: срок принудительного взыскания налоговой недоимки, требование об уплате налога, добровольная уплата налога, срок давности привлечения к налоговой ответственности, взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика, пресекательный срок, лицевой счет налогоплательщика, «голое право».

Нарушение сроков проведения камеральной налоговой проверки: последствия

Как доказать, что налоговая инспекция нарушила сроки камеральной проверки?

Одним из основных нарушений со стороны налоговой инспекции при проведении проверок является нарушение сроков их проведения. Это обстоятельство, несомненно, создает повод для налогового спора, ведь процедура проведения проверки затрудняет нормальный ход бизнес-процессов в компании и создает массу неудобств. Вопрос заключается в том, является ли нарушение срока проведения проверки достаточным основанием для отмены судом решения налогового органа.

Сроки проведения налоговой проверки Сроки проведения выездной налоговой проверки закреплены в п. 6 ст. 89 НК РФ, в котором указано, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях – до 6-ти месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

При этом соответствующее решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.


Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Ответ на требование налоговой по ткс: сроки

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16504/04.

Поручение налогового органа на перечисление суммы налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение 1 месяца со дня принятия решения в порядке ст. 46 НК РФ. При этом закон не указывает на последствия пропуска налоговым органом данного срока. Суды также не дают однозначного ответа. Так, в ряде решений справедливо указывается, что процедура внесудебного принудительного взыскания представляет собой систему мер государственного принуждения, состоящую из ряда последовательных взаимосвязанных этапов.

Читать еще:  Самозащита трудовых прав работниками

Для каждого этапа установлены порядок и конкретные сроки его реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия. Поэтому ненаправление поручения в установленный срок влечет невозможность внесудебного взыскания

Налоговики могут пропускать срок направления требования

В начале января на сайте arbitr.ru было опубликовано постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. В нем высшие арбитры поставили точку в споре, обязаны ли организации исполнять требования об уплате налога, выставленные инспекцией с нарушением срока. К сожалению, позиция не в пользу налогоплательщиков.

Нет требования — нет налога?

Теперь налоговики могут не слишком беспокоиться о нарушении срока направления требования об уплате налога по результатам проверок. Важно соблюсти сроки для принятия решений о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах компании в банках, либо за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ.

Требование должно быть направлено в течение десяти дней с даты вступления в силу решения о проверке. Если недоимка выявлена в ходе иных контрольных мероприятий, срок на выставление требования составляет три месяца с даты выявления задолженности (п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ).

В любом случае в требовании указывают дату, до которой плательщик обязан погасить задолженность. Эта дата является точкой отсчета для принудительного взыскания. Проблема в том, что налоговые органы, пропуская срок на выставление требования, считают, что и срок на принудительное взыскание автоматически отодвигается.

В Налоговом кодексе предусмотрено, что решение о взыскании налога принимается по истечении срока, установленного в требовании. Причем этот срок зависит от того, за счет чего взыскивают налог. Если за счет денег на банковских счетах — то у налоговиков есть два месяца на принятие решения с даты истечения срока на добровольную уплату, указанную в требовании. Если обращают взыскание на имущество — для принятия решения есть год (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ).

Решение о взыскании, принятое в более поздние сроки, считается недействительным и исполнению не подлежит. Упустив возможность взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке, инспекция может только обратиться в суд. На это у нее есть шесть месяцев по истечении срока, указанного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Как видим, для взыскания задолженности и во внесудебном, и в судебном порядке точкой отсчета является дата, обозначенная в требовании. Напомним, что требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если более продолжительный период не указан в самом документе).

Следует ли налогоплательщику исполнять требование, направленное с нарушением срока, или оно считается незаконным? Как считать сроки на принудительное взыскание, если инспекция пропустила дату направления требования?

В большинстве своем суды говорят, что нарушение налоговым органом срока выставления требования само по себе не основание для признания документа недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2009 № А32-18879/2008-46/263). Однако это может привести к пропуску срока для принудительного взыскания налога, исчисляемого так: срок на выставление документа (десять дней или три месяца) + срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности (по общему правилу восемь дней) + срок на принятие решения о взыскании (два месяца или год).

Пропуск последней «крайней» даты лишает налоговиков права надеяться на бесспорное взыскание. Данную позицию ВАС РФ изложил еще в 2006 г. в постановлении Пленума от 22.06.2006 № 25. В пункте 24 документа сказано, что направление требования по истечении срока, предусмотренного в ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, в течение которого инспекция должна принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение. Большинство окружных судов учитывало эту позицию (см., например, постановление ФАС Московского округа от 05.08.2011 № КА-А40/8203-11-П (Определением ВАС РФ от 21.10.2011 № ВАС-13024/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)). Но недавно ВАС РФ пришлось еще раз вернуться к рассмотрению аналогичного спора.

Читать еще:  Оформление работников беларуссии по гпд

К мнению ВАС РФ надо прислушиваться

Инспекция провела выездную проверку предпринимателя, по результатам которой был составлен акт и принято решение о привлечении к налоговой ответственности. Бизнесмен обжаловал решение инспекции в апелляционном порядке, но безуспешно: областная налоговая служба утвердила документ. Инспекция на основании своего решения, вступившего в законную силу, выставила предпринимателю требования об уплате налога, пеней и штрафа, но позже, чем следовало.

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании документов недействительными, так как требования об уплате налоговой задолженности были выставлены с нарушением срока, а значит, не подлежали исполнению. Этот аргумент арбитры поддержали. Судьи сочли нарушение существенным: ведь срок был пропущен почти на два месяца!

Анализируя положения ст. 46, 47 и 70 НК РФ, арбитры пришли к выводу, что, направляя требование об уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, инспекция незаконно «отодвигает» на будущее период, в течение которого может инициировать взыскание задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд исчисляется с момента истечения срока, указанного в требовании.

Такое положение вещей, по мнению судей, являлось бы существенным нарушением прав налогоплательщика, поскольку означало бы признание права инспекторов на произвольное продление срока направления требования.

На основании этих доводов арбитры первой инстанции удовлетворили заявление бизнесмена. Инспекция обжаловала решение суда и в апелляционном, и в кассационном порядке, но успеха не добилась: и апелляция, и судьи ФАС Центрального округа (постановление от 01.03.2011 № А23-2813/10А-21-125) оставили первоначальный судебный акт без изменений.

Высшие же арбитры остались верны своей прежней позиции: нарушение срока направления требования не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание задолженности. В таком случае предельные сроки исчисляются с момента, когда инспекция должна была выставить требование исходя из ст. 70 НК РФ. И если на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в ст. 46 и 47 НК РФ, документ не может быть признан недействительным. Так, в рассматриваемой ситуации срок для принятия решений о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах предпринимателя в банке пропущен не был.

Срок ответа на требование налоговой

В рамках проведения налогового контроля инспекции могут направлять налогоплательщикам различного рода требования. О том, в какие сроки необходимо отвечать на такие требования, расскажем в нашей консультации.

Сразу оговоримся, что обычно не возникает спора о том, когда нужно дать ответ на требование налоговой (за сколько дней), ведь этот срок указывается в требовании налоговой инспекции (Приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ ).

Требование о представлении пояснений

Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 25.14, 88, 105.29 НК РФ.

К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если в ее результате были выявлены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Читать еще:  Недвижимость на несовершеннолетнего кто платит налог

Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено.

Если налогоплательщику было направлено требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, ответить (т. е. представить такое уведомление) нужно в срок, указанный налоговым органом и составляющий не менее 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

Если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п.п.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

Ответ на требование будет состоять во внесении необходимых исправлений (скажем, в подаче уточненной декларации), представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях или собственно в подаче пояснений в произвольной форме. В случае с пояснениями по НДС они должны быть направлены в формализованном виде в электронной форме.

Требование о представлении документов (информации)

Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):

Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования
ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ
(например, при проведении камеральной налоговой проверки)
10 рабочих дней
20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков)
ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) 30 календарных дней
ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) 20 календарных дней
ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) 3 месяца
ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) 30 рабочих дней
ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) 5 рабочих дней

Как посчитать срок ответа на требование налоговой?

Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока.

Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете (ст. 31 НК РФ). При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).

Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС уведомления о невозможности своевременного представления документов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector