Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

Порядок отражения в налоговом учете расходов на освоение природных ресурсов

Если НК РФ четко устанавливает дату начала списания данных расходов, то учетная политика не предполагает установление каких-либо дат

В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о необоснованном заявлении организацией расходов на освоение природных ресурсов, выполненных силами подрядных организаций в 2011 году. По мнению налогового органа, в учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что организация учитывает расходы на освоение природных ресурсов (расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых) равномерно в течение 12 месяцев после начала эксплуатации месторождений. Между тем ни в периоде отражения расходов, ни на момент проверки к эксплуатации месторождений организация не приступила. Представленные организацией в подтверждение заявленных расходов акты выполненных этапов работ по договору с контрагентом-подрядчиком на проведение поисково-оценочных работ на рудное золото были отклонены налоговым органом как не свидетельствующие о начале эксплуатации месторождений.

Может ни налогоплательщик отразить в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 261 НК РФ в течение 12 месяцев после подписания актов выполненных работ, если в учетной политике для целей налогообложения закреплен порядок списания данных расходов только после начала эксплуатации месторождений?

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в расходах для целей налогообложения прибыли учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные (осуществленные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

К расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на освоение природных ресурсов (подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Согласно с п. 1 ст. 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин. Данные расходы учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ (п. 2 ст. 261 НК РФ).

Прежде всего, коснемся порядка учета расходов, предусмотренного ст. 325 НК РФ.

Так, п. 1 ст. 325 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.

К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:

– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;

– расходы на приобретение геологической и иной информации;

– расходы на оплату участия в конкурсе (аукционе).

Пунктом 1 ст. 325 НК РФ определено, что в аналитических регистрах налогового учета расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий, отражаются обособленно. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно. Расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии на право пользование недрами, формируют стоимость данной лицензии, которая учитывается налогоплательщиком (по его выбору):

– в составе нематериальных активов (НМА) (путем начисления амортизации в порядке, установленном ст.ст. 256-259.2 НК РФ);

– в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 325 НК РФ при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями ст. 325 НК РФ (в редакции 2011 года).

Из данной нормы следует, что признание расходов для целей налогообложения прибыли организации на выполнение работ должно производиться на основании итогового акта выполненных работ, если этапы не предусмотрены договором (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.06.2013 г. № 03-03-06/1/24149).

Согласно п. 4 ст. 325 НК РФ в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Соответственно, если поисково-оценочная скважина признается амортизируемым имуществом, то расходы на ее строительство необходимо учитывать с учетом особенностей, установленных ст.ст. 256-259.3 НК РФ (письмо Минфина России от 17.09.2012 г. № 03-03-06/1/483).

В остальных случаях расходы на освоение природных ресурсов подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 261 НК РФ, определение ВАС РФ от 11.01.2010 г. № ВАС-14754/09).

Также о порядке учета расходов при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых отметим следующее.

При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.

Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов, если иное не установлено пунктом 7 ст. 261 НК РФ, в следующем порядке:

– расходы, предусмотренные абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, а также расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

– расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.

Абзацем третьим п. 1 ст. 261 НК РФ предусмотрены расходы: на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах (п. 3 ст. 325, п. 2 ст. 261 НК РФ).

Читать еще:  Консенсуальный договор дарения квартиры

Применительно к рассматриваемой ситуации можно прийти к выводу, что Ваша организация списывала в указанном порядке именно такие расходы.

Также по данному вопросу рекомендуем ознакомиться с письмами Минфина России от 27.11.2013 г. № 03-03-10/51227, от 16.08.2013 N 03-03-06/1/33434.

Таким образом, НК РФ установил дату, начиная с которой данные расходы признаются при исчислении налога на прибыль, и период.

В Вашем случае в учетной политике установлена иная дата начала списания данных расходов (равномерно в течение 12 месяцев после начала эксплуатации месторождений), что тем самым противоречит указанным положениям НК РФ. В то же время, как следует из текста вопроса, организация включила в состав расходов на освоение природных ресурсов (отразив в налоговой декларации) произведенные сторонними организациями определенные работы (после подписания актов выполненных работ), что не соответствовало учетной политике организации. Возможно, данное обстоятельство и послужило основанием признания налоговым органом необоснованным заявления обществом расходов на освоение природных ресурсов.

Если НК РФ четко устанавливает дату начала списания данных расходов, то учетная политика не предполагает установление каких-либо дат.

Указание на дату в учетной политике возможно в следующих случаях:

– если такая дата в НК РФ не определена;

– если существует выбор даты, разрешенных НК РФ.

Ваш случай не попадает ни под один из вышеназванных.

Поэтому полагаем, что Вами закрепленный порядок учета расходов только после начала эксплуатации месторождений не соответствует положениям НК РФ.

Считаем, что если по конкретному договору организация получила итоговый акт или акт на выполнение этапа работ в соответствии с договором, то она вправе списать данные расходы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включить их в состав прочих расходов равномерно в течение 12 месяцев. Обращаем Ваше внимание на то, что речь не идет о промежуточных актах, на основании которых будет выставляться итоговый (или поэтапный) акт.

Обращаем Ваше внимание на то, что наши выводы относятся к ситуации, когда при анализе документов, полученных от подрядчиков, выясниться, что проведенные подрядчиками поисково-оценочных работ относятся к геолого-поисковым работам и геолого-разведочным работам по разведке полезных ископаемых (к сожалению, в данном вопросе помочь может только эксперт в данной области).

Если указанные Вами расходы действительно относятся к геолого-поисковым и геолого-разведочным работам и перечислены в абз. 3 п. 1 ст. 261 НК РФ (а именно расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, не связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), а также не относятся к расходам на разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, т.е., если они не включаются в стоимость лицензии на право пользования недрами или непосредственно не связаны со строительством объектов), такие расходы, в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 261 НК РФ, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев. Причем начало списания таких расходов, выполненных подрядными организациями, будет зависеть от того, соответствуют или нет выполненные работы определенному этапу работ (что должно быть предусмотрено договором), или Акт подтверждает итоговое выполнение всего объема работ.

Исходя из вышеизложенного рекомендуем Вам проанализировать данные расходы на предмет их соответствия.

Рекомендуем организации обратиться в Минфин России для получения персональных разъяснений. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Дополнительно отметим, что ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, отсутствие счетов-фактур (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Такое нарушение, в зависимости от количества налоговых периодов, в которых оно было допущено, влечет взыскание штрафа с организации в размере 10 тыс. руб. или 30 тыс. руб. (п. 1 и п. 2 ст. 120 НК РФ).

Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

Добрый день, Золотодобывающая организация приобрела лицензию на добычу золота. Согласно лицензии первые 2 года у нас идет поиск и оценка, затем 2 года геологоразведка и только потом добыча. Учет затрат должны вести по правилам ПБУ 24/2011 – до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений;
В соответствии с ПБУ 24/2011 расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) учитываются в составе:

— внеоборотных активов;
— расходов по обычным видам деятельности.
В налоговом учете предусмотрен особый порядок признания расходов на основание природных ресурсов (положения статей 261 и 325 НК РФ). Такие расходы признаются:
– прочими расходами и списываются в особом порядке;
– капитализируются (если расходы, связанны с созданием амортизируемого имущества).
Как можно организовать такой учет в программе? К материально поисковым затратам относятся : сооружения, транспортные средства, оборудование. Если их отражать на 08 счете , то для расчет налога на имущество данные основные средства не попадают.

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (11)

Добрый день!
Чтобы дать максимально полезную и точную для Вас консультацию, уточните, пожалуйста, какие конкретно расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) имеются сейчас в наличии, а также, какой способ учета в БУ и НУ по ним принят в вашей Организации и закреплен в Учетной политике. Какие проводки планируется формировать в результате отражения таких операций в учете и какие налоговые регистры заполнять.
Функционал 1С: Бухгалтерии ограничен общими операциями, которые есть у всех Организаций, скорее всего, под специфику вашей организации ее настраивать будет непросто. Более полная функциональность у отраслевых решений. Отраслевые решения можете посмотреть на сайте фирмы 1С, https://solutions.1c.ru/ может быть какое-то из них вам подойдет больше.

Читать еще:  Основания прекращения трудового договора общие

В данный момент идет поиск и оценка. Первый год обустраивали участок.
1. Огородили его забором
2. Приобрели домики деревянные для прошивания
3. Приобрели вагончики металлические для проживания
4. Приобрели экскаватор, бульдозер, камаз, бурильный станок
Второй год проводили поиск и оценку своими силами были следующие затраты:
1. Заработная плата сотрудников
2. Отчисления Налогом с ФОТ
3. Запасные части для техники . станка
4. Прочие материальные затраты
5. Услуги охраны на участке
6.Услуги макшейдера
7. Аренда техники
8. Разработка проектной документации
В учетной политике по БУ данные затраты собираются на 08 счете по подтверждения экономической целесообразности добычи, после будут списываться на 26 счет. В НУ данные затраты являются косвенными и списываются в соответствии ст. НК РФ 261. на 26 сч.

Добрый день, Надежда.
Расходы на освоение месторождений Вы должны учитываются в составе:
— внеоборотных активов;
— расходов по обычным видам деятельности.
Вы должны закрепить в учетной политике по бухгалтерскому, какие виды поисковых затрат будут учитываться в составе внеоборотных активов, все остальные поисковые затраты будут признаваться расходами по обычным видам деятельности (п. 4 ПБУ 24/2011). Поисковые активы амортизируются. Если будет подтверждена коммерческая целесообразность, то поисковые активы необходимо перевести в состав основных средств по остаточной стоимости, рассчитанной по форму:
Остаточная стоимость = Первоночальная стоимость — Начисленная амортизация — Обесценивание.
В налоговом учете расходы на освоение месторождений относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Перечень расходов приведен в п. 1 ст. 261 НК РФ, он является открытым, поэтому Вы можете его дополнить. Расходы, которые формируют первоначальную стоимость ОС необходимо капитализировать. Данные расходы будут списываться петем амортизации после принятия к учету ОС.
Как уже и писала моя коллега функционал 1С: Бухгалтерия не предназначен для ведения Ваших задач для этого есть ряд отраслевые решения, например, 1С:
— ERP Горнодобывающая промышленность 2;
— 1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет;
— Горнодобывающая промышленность. Управление карьером.
На линии консультации 1С Вам смогут предложить другие варианты для ведения Вашего учета. Вы можете ознакомится с данными конфигурациями и принять решения, где вести учет.
Мы не даем консульнаций по методалогии ведения бухгалтерского и налогового учета. Поэтому, для того, что бы можно было смоделировать Вашу ситуацию в тестовой базе нужна методология Вашег учета. Уточните, пожалуйста:
1. Поисковые затраты у Вас материальные или нематериальные?
2. Вы формируете внеоборотных активов и расходов по обычным видам деятельности? Или все расходы собираете в первоначальную стоимость внеоборотных активов?
3. Если формируете внеоборотных активов, то будите начислять амортизацию?
4, В НУ будите капитализировать или сразу списывать на затраты, или равномерно списывать через 97?
У Вас узкая тема, специфика отрасли, которую Вы знаете лучше нас. Поэтому приведите проводки, которыми хотите отражать Ваши затраты в базе. По Вашим проводкам постараемся описать, какие операции необходимо выполнить в программе.
Еще вопром по налогу на имущества, почему Вы считаете, что должны его платить? Насколько я поняла Вы все хототе расходы учитывать на 08 счете, до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений.

Надежда выслала Вам на почту документы Алросы, посмотрите как пример. Вы можете взять любую крупную золотодобывающую компанию и посмотреть ее отчетность.

Учет расходов, связанных с освоением месторождения полезных ископаемых (Каратаева Т.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Организация имеет лицензию на право добычи кремнистых цеолитсодержащих пород (трепелов) на Новоайбесинском месторождении и проектную документацию по нему. Стоимость лицензии учтена в составе нематериальных активов. Промышленная эксплуатация месторождения не начата. В 2015 г. выполнены следующие работы: приняты технологический регламент по разработке месторождения сроком на 5 лет, план развития горных работ на 2016 г., проект производства маркшейдерских работ и заключен договор на геолого-маркшейдерское обслуживание на 2016 г.

Рассмотрим, каким образом эти затраты учитываются в бухгалтерском учете и в целях налогообложения.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапы лиманов и озер, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-Г).
В соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Одним из главных требований по рациональному использованию и охране недр является обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 2395-1).
Эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1).
Общий порядок использования и охраны недр регулируется Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 06.06.2003 N 71. Данные требования являются обязательными для организаций, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, развитию горных работ, составлению технологических регламентов по разработке месторождения, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны РФ.
Таким образом, рассматриваемые работы являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.

Бухгалтерский учет

Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» ПБУ 24/2011 (далее — ПБУ 24/2011), регулирующее бухгалтерский учет деятельности организаций — пользователей недр и распространяющее свое действие исключительно на учет затрат, связанных с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых.
ПБУ 24/2011 применяется в отношении поисковых затрат, которые осуществляются, как правило, с момента получения организацией лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на участке недр, и до того момента, когда в отношении этого участка недр установлена и документально подтверждена коммерческая целесообразность добычи таких полезных ископаемых. При этом, если в отношении участка недр имеется коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011 (пп. «б» п. 3 ПБУ 24/2011).
В приведенной ситуации затраты производятся после получения лицензии, необходимой для добычи трепела, и проектной документации к ней. Значит, в данном случае речь не идет о поисковых работах. К тому же получение лицензии подразумевает, что коммерческая целесообразность уже подтверждена. Соответственно, положения ПБУ 24/2011 в отношении рассматриваемых работ в данном случае не применяются. Кроме того, как вытекает из п. 4 ПБУ 24/2011, «организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности».
В рассматриваемом случае организация учла стоимость лицензии на добычу трепела в составе нематериальных активов.
Изменение первоначальной стоимости нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете не предусмотрено (п. 16 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н), за исключением случаев переоценки и обесценения нематериальных активов.
Следовательно, затраты, связанные с внесением изменений в полученную лицензию, не могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости НМА, они должны быть включены непосредственно в состав расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее — ПБУ 10/99).
Указанные расходы подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99). При этом, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, связанные с изготовлением технологического регламента по разработке месторождения сроком на 5 лет, могут быть распределены в течение этого срока.
Для учета таких расходов Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов».
Таким образом, организации следует самостоятельно определить порядок учета рассматриваемых расходов и закрепить в учетной политике организации (п. п. 2, 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Читать еще:  Передача имущества в счет уплаты алиментов

Налоговый учет

Расходы на освоение природных ресурсов включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.
Учитывая положения п. 1 ст. 261 НК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1, считаем, что рассматриваемые расходы, понесенные организацией в целях эксплуатации месторождения, относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
Согласно п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после 1 января 2002 г., подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
В свою очередь, п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст. ст. 256 — 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
В данной ситуации полученная лицензия учтена в составе нематериальных активов. В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом нормами НК РФ не оговорена возможность изменения первоначальной стоимости НМА.
Следовательно, учесть произведенные расходы в стоимости НМА не представляется возможным.
Анализируемые расходы произведены после получения организацией лицензии и проектной документации к ней, но при этом являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.
На наш взгляд, указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 272 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Поэтому в целях минимизации расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом считаем целесообразным признавать данные расходы в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском, т.е. путем распределения расходов между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока, установленного данными работами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6029/10).
Выбранный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector