Реализация права собственности на земельный участок

Реализация права собственности на земельный участок

Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов мисцевог го самоуправления в пределах их полномочий. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование безвозмездно пе редача земельных участков в собственность граждан производится в случаеі:

а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации

Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления пу яхом заключения договора аренды земельного участка. Передача в аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по договору аренды между собственником земельного уч янки и арендаторовм.

Право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земе. Ельня участком, и его государственной регистрации. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Право собственности на земельный участок и право постоянно го пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законону.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями осуществляют продажу земельных участков государственной или коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим право на приобретение земельных участков в собственность, а также иностранным государствам в соответствии с. Земельным кодексом. Продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам осуществляется на конкурентных началах (аукцион, конкурс), кроме выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью покупателей этих участк.

Граждане и юридические лица Украины, а также территориальные громады и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, дарения, наследования и других гражданско-правовых уго от. Соглашения о переходе права собственности на земельные участки заключаются в письменной форме и заверяются нотариальноо.

Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:

а) добровольный отказ собственника от права на земельный участок;

б) смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;

в) отчуждение земельного участка по решению собственника;

г) обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;

г) отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

д) конфискация по решению суда;

е) не отчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в определенных. Земельным кодексом случаях

Основаниями прекращения права пользования земельным участком являются:

а) добровольный отказ от права пользования земельным участком;

б) изъятие земельного участка в определенных случаях;

в) прекращение деятельности государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

г) использование земельного участка способами, которые противоречат экологическим требованиям;

г) использование земельного участка не по целевому назначению;

д) систематическая неуплата земельного налога или арендной платы

Прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной громады осуществляется по его заявлению в соответствующий орган. Прекращение пр рава постоянного пользования земельным участком в случае добровольного отказа землепользователя осуществляется по его заявлению к собственнику земельного участкаи.

Содержание права собственности на земельный участок. Правомочия собственника земельного участка

Содержание права собственности на землю соответственно составляют правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком представляет собой фактическое обладание, господство лица над данным объектом. Под правомочием владения земельным участком понимается основанная на законе и охраняемая им возможность иметь земельный участок у себя в хозяйстве. Данное правомочие предоставляет его обладателю возможность оказывать какое-либо непосредственное воздействие на соответствующий земельный участок.

Правомочие владениянеразрывно связано с правомочием пользования, так как в подавляющем большинстве случаев для того, чтобы пользоваться имуществом, необходимо иметь его в своем владении.

Пользование – правомочие собственника земельного участка, позволяющее ему использовать (эксплуатировать) данный участок, извлекать из него какие-либо полезные свойства (размещать на нем постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию, получать плоды от многолетних насаждений на участке и т.п.). По общему правилу, плоды, продукция, доходы и иные поступления, полученные в результате использования имущества (в данном случае, земельного участка) принадлежат лицу, которое использует его на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества (ст. 136 ГК РФ).

Читать еще:  Взыскание ущерба от дтп без учета износа

Согласно положений статьи 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный слой, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

В то же время следует оговорить, что собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Это объясняется тем, что, во-первых, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью земельного участка к той или иной категории земель, и разрешенным использованием, а во-вторых, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе и непосредственно самой земле как ценному природному объекту. Закон запрещает также использование какого-либо имущества (в том числе земельных участков) в ущерб интересам других лиц или общества в целом (так называемое злоупотребление правом).

Иные границы правомочия пользования могут определяться законом, договором и иными правовыми основаниями (например, завещанием).

Распоряжение – правомочие собственника земельного участка, в силу которого обладатель данного правомочия определяет юридическую судьбу принадлежащего ему на праве собственности объекта, включает этот объект в экономический оборот путем совершения различного рода сделок (купля-продажа, сдача в аренду, передача в доверительное управление, внесение в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций и др.).

Это наиболее действенное из всех правомочий собственника, так как, определяя дальнейшую юридическую судьбу земельного участка, собственник решает: сохранять данный объект у себя и пользоваться им либо передать правомочия владения, пользования и распоряжения другому лицу, отчуждать имущество путем совершения договора купли-продажи, мены, дарения или иным образом распорядиться его судьбой. Во многом именно от правомочия распоряжения зависит осуществление правомочий владения и пользования любым имуществом, в том числе земельным участком. Только собственнику земельного участка правомочие распоряжения таким объектом принадлежит в полном объеме.

Названные правомочия, составляя в своем единстве содержание права собственности на земельный участок, между собой тесно взаимосвязаны. Фактическое господство над определенным объектом представляет собой необходимую предпосылку осуществления правомочий пользования, то есть признанной за собственником и гарантированной ему законом возможности извлекать из земельного участка его полезные свойства для удовлетворения каких-либо потребностей. Правомочие пользования означает возможность не только непосредственного потребления, но и использования земельного участка для производственной деятельности, пользования его плодами, доходами и т.п.

Собственник земельного участка может передать принадлежащие ему правомочия владения и пользования другому лицу – как физическому, так и юридическому. Если при этом право собственности на земельный участок сохраняется за его первоначальным обладателем, то владение и пользование в той или иной мере ограничены его волей. Причем допускается как передача правомочия пользования без передачи владения (например, сервитут), так и передача правомочия владения без пользования (например, передача участка на хранение в порядке секвестра). Возможна также и передача владения вместе с правом пользования (например, аренда земельного участка). Однако оба эти правомочия (владение и пользование) находятся в зависимости от правомочия распоряжения земельным участком, которое в полном объеме принадлежит лишь собственнику последнего.

Право собственности на землю гарантировано Конституцией Российской Федерации и защищается законом. Собственник земельного участка может использовать для защиты своего права способы, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, а также иные способы защиты, не противоречащие действующему законодательству и не нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Также собственник земельного участка вправе истребовать его из чужого незаконного владения согласно положений статей 301 и 303 ГК РФ, а также вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (согласно ст. 304 ГК РФ).

Читать еще:  Какой срок годности у разных видов молока?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Рассмотренные выше права собственности, аренды и иные вещ­ные права на земельные участки реализуются с определенными осо­бенностями и спецификой применительно к землям водного фонда, которые заслуживают дополнительного рассмотрения. Земли водного фонда находятся в основном в государственной (федеральной, субъек­тов РФ), а также в муниципальной, частной собственности.

Право частной собственности на земли водного фонда

Последнее десятилетие много говорилось об обособленных водных объектах, возможности их приватизации и дальнейшего соответст­вующего использования, о правовом статусе и особенностях использования и охраны зе­мель, занятых обособленными водными объектами. Здесь появилось много нового, требующего исторического подхода.

Согласно ст. 1 ВК РФ 1995 г. под обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) понимался небольшой по площади и непро­точный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В ст. 11 ВК РФ 1995г. предусматривалось, что обособленные вод­ные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются состав­ной частью земельного участка, а положения водного законодательст­ва применяются к обособленным водным объектам в той мере, в ка­кой это не противоречит гражданскому законодательству. Из этого исходит и глава 17 ГК РФ.

Принадлежность обособленного водного объекта к земельному участку, на котором он был расположен, и к недвижимому имуществу делали его предметом гражданского оборота и полноправным (хотя и своеобразным) объектом имущественных отношений с вытекающи­ми отсюда последствиями, в том числе в виде приватизации, куп­ли-продажи, дарения, обмена, залога и т. п. обособленных водных объектов.

В обсуждаемой новой редакции ВК РФ предполагалось, с одной стороны, установить в земельном законодательстве пределы по пло­щади и удаление от поселений обособленных водных объектов, нахо­дящихся в частной собственности физических лиц, а с другой — рас­ширить (а может быть, и исключить) понятие обособленного водного объекта в целях возможности приватизации и иных, не только обо­собленных, водоемов.

1 См.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Изд-во Проспект, 2006.

По ВК РФ 2006 г. пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственно­сти субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ соответст­венно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено фе­деральными законами.

Остальные водные объекты как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности РФ (федеральной собственности).

Понятие пруда и обводненного карьера является важным для оп­ределения его режима: эти водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отно­шении их может совершаться продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти вод­ные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ).

Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без от­чуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате та­кого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекраще­ния права собственности РФ на этот водный объект. В муниципаль­ной собственности — городских и сельских поселений, других муни­ципальных образований — — находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК РФ).

Права на землиБольшая роль в земельном праве принадле-водоохранных зонжит использованию и охране земель водоох­ранных зон. Согласно ВК РФ водоохранны­ми зонами (в настоящее время они в самом ЗК РФ не предусматри­ваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых уста­навливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Наиболее распространенными являются водоохранные зоны рек и иных водоемов, которые устанавливаются для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, для предотвращения их загрязне­ния, засорения и истощения, для сохранения среды обитания живот­ного и растительного мира.

В них вводится особый правовой режим использования земель; эти зоны являются способом, мерой охраны земельных участков и водных объектов и представляют особый интерес, поскольку акту­альны для настоящего периода, подвергаются постоянным «вторжени­ям» различных отраслей права и непосредственно связаны с регулиро­ванием земельных и экологических отношений, с правом собственно­сти на земли водоохранных зон.

Читать еще:  Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается

Указанные зоны — — это территория, примыкающая к акватории водного объекта (т. е. к ограниченному водному пространству), на ко­торой устанавливается специальный режим. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос (имеющих более строгий охранительный режим) предусматривается в ст. 65 действующего В К РФ.

Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защит­ных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население. Установление водоохранных зон, что очень важно, не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или за­прета на совершение сделок с землей: землеобладатели в водоохран­ных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землеполь­зования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т. д. Допус­кается проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудо­вания их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками.

Средства массовой информации регулярно сообщают о захвате зе­мель водоохранных зон, самовольном строительстве в них, что осо­бенно болезненно воспринимается вблизи городских и сельских посе­лений. Размеры, особенности использования и охраны земель водоох­ранных зон предполагают их усиленную защиту.

Наряду с водоохранными зонами могут быть установлены также зо­ны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются граж­данам и юридическим лицам в соответствии с земельным законода­тельством, но по согласованию со специально уполномоченным орга­ном управления использованием и охраной водного фонда.

Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не ис­ключается, но, как и на землях других категорий, не допускается са­мовольное строительство и землепользование с нарушением указан­ных правил землепользования в водоохранных зонах. Права на землиВ границах водоохранных зон устанавлива-

прибрежныхются прибрежные защитные полосы, на тер-

защитных полосритории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятель­ности. Согласно ч. 14 ст. 65 ВК РФ на территории поселений при на­личии ливневой канализации и набережных границы прибрежных за­щитных полос совпадают с парапетами набережных.

Землепользование в прибрежных защитных полосах и водоохран­ных зонах становится в центре внимания населения ввиду их застрой­ки и некоего объединения понятий водоохранных зон и прибрежных полос в массовом сознании. Однако прибрежные защитные полосы отличаются от водоохранных зон.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленны­ми для водоохранных зон ограничениями запрещается распашка зе­мель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяй­ственных животных. Понятие, минимальная ширина и статус при­брежных защитных полос определяются в ч. 11 — 14 ст. 65 ВК РФ.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охот­ничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических со­оружений при соблюдении требования водоохранного режима.

Ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависи­мости от видов угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склонов прилегающих территорий. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой раститель­ностью или залужены.

Повышенная охрана земель прибрежных защитных полос и водо­охранных зон находит свое отражение в повышенной административ­ной ответственности, предусмотренной в КоАП РФ, и повышенной уголовной ответственности, предусмотренной в УК РФ, за соответст­вующие правонарушения и преступления.

Реформа местного самоуправления предполагает усиление роли муниципальных образований, где расположены земли прибрежных за­щитных полос и водоохранных зон, их органов местного самоуправ­ления в распоряжении и управлении этими землями водного фонда, контроле за их использованием.

Если земельное и водное законодательство недостаточно регулиру­ет соответствующие функции муниципальных образований и их орга­нов местного самоуправления, то они должны использовать нормы законодательства РФ о местном самоуправлении, об общественном и муниципальном земельном, водном и экологическом контроле.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector