Проиказы о порядке заключения договоров с контрагентами

Памятка для бухгалтера, заключающего договоры с контрагентами

Данную статью подготовила бухгалтер из города Ливны Екатерина Мотина, которая известна пользователям нашего портала как First-rite.

Вводная часть

Руководители многих малых предприятий экономят на должности юриста, взваливая дополнительные обязанности на главного бухгалтера. Как минимум эти обязанности заключаются в составлении договоров. В свою очередь, бухгалтеры не утруждают себя изучением тонкостей законодательства и повсеместно используют типовые формы, огромное количество которых содержится в интернете. Однако договор — это важнейший этап в установлении гражданских прав и обязанностей. Это документ, фиксирующий факт достижения соглашения сторонами. Именно пробелы и неточности в договорах дают налоговикам широкие возможности для доначислений, о чём свидетельствует обширная арбитражная практика.

Кроме того, бухгалтеры нередко забывают в письменном виде фиксировать дополнительные соглашения или изменения к договорам, что зачастую приводит к налоговым спорам. Так, налоговые органы считают, что получить вычет при возврате аванса налогоплательщик вправе только при наличии соглашения о расторжении договора (основание — п. 5 ст. 171 НК РФ). И, несмотря на наличие большого количества положительной для налогоплательщиков судебной практики, отсутствие вышеупомянутого соглашения есть явный налоговый риск.

В данной статье я хочу рассмотреть основные моменты, на которые бухгалтеру необходимо обратить внимание при самостоятельном составлении договора.

Шаг № 1: проверяем контрагента

С недавних пор бизнесу вменили в обязанность проявлять «должную осмотрительность» при выборе контрагента, толком не объяснив, что же это значит (законодательство не содержит подобных терминов). Ясно, что данное понятие базируется на принципах разумности и добросовестности. Поэтому, прежде чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения налогоплательщик должен как можно больше узнать о своем бизнес-партнере.

Крупные компании, как правило, запрашивают бумаг больше, чем банк, выдающий многомиллионный кредит. Это копии учредительных документов, копии свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, копии лицензий, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры и счета-фактуры, протоколы собраний учредителей и копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера. На мой взгляд, это излишне, о чем свидетельствует и арбитражная практика.

Ее анализ показывает, что существуют всего четыре момента, которые могут свидетельствовать, что компания действовала без должной осмотрительности:

1. Отсутствие сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ или регистрация юридического лица по утерянному паспорту либо на недееспособного гражданина;
2. Отсутствие бизнес-партнера по указанному адресу;
3. Подписание документов лицами, не наделенными такими полномочиями;
4. Регулярное предоставление контрагентом «нулевой» отчетности.

Документы, подтверждающие должную осмотрительность

Шаг № 2: выбираем вариант заключения договора

В подпункте 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса сказано, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме (простой или нотариальной).
Договоры заключаются следующими способами:
— путем составления одного документа, подписанного сторонами;
— путем обмена документами с помощью средств связи;
— путем совершения конклюдентных действий.

Первый вариант самый надежный и распространенный. Более того, для отдельных договоров закон прямо устанавливает обязанность их заключения именно таким способом. Среди них, например, договор купли-продажи недвижимости (ст. 549 ГК РФ), договор аренды зданий и сооружений (ст. 651 ГК РФ).

При заключении договора путем обмена документами следует помнить: должна быть возможность достоверно установить, что документы исходят от стороны по договору. Здесь самый оптимальный вариант использовать почтовую связь. Иногда контрагенты предлагают обменяться договорами посредством факса и электронной почты. Лично я такой вариант не приемлю, поскольку возникнут реальные сложности с доказательством того, что договор отправлен именно контрагентом. Еще один существенный минус — факсимильная подпись на договоре. Чтобы она была «законной» ее надо предусмотреть в договоре (постановления ФАС Уральского округа от 24.11.09 № Ф09-9173/09-С2, ФАС Московского округа от 05.02.07 № КГ-А40/13863-06).

О заключении договора путем совершения конклюдентных действий можно говорить в следующей ситуации. Компания направляет в адрес потенциального контрагента письмо с предложением заключить договор поставки с указанием точного количества и ассортимента товара. Не отвечая на письмо, контрагент отгружает товар в соответствии с оговоренными параметрами. Здесь имеет место оферта и акцепт (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Этот вариант, на мой взгляд, больше подходит для разовой сделки. Кроме того, закон требует, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, в противном случае договор будет считаться не заключенным. Это означает, что отгружено должно быть строго то количество товара (и в том ассортименте), которое оговаривалось в письме о договоре поставки.

Не следует забывать и о протоколе разногласий. Как я уже писала, акцепт должен быть полным и безоговорочным. Если в ответе дается согласие заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, такой ответ не может считаться акцептом. Здесь имеет место отказ от акцепта и предложение новой оферты. Договор будет считаться заключенным по достижении соглашения по всем ключевым моментам, т.е. после согласования разногласий (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.06 № Ф04-7033/2006). В окончательном варианте договора желательно, чтобы стороны подписали отдельный протокол согласования разногласий, в котором излагают одни и те же условия в редакции каждой из сторон договора или хотя бы отметили те условия, которые в итоге были приняты как действующие.

Читать еще:  Жена не дает мужу развод

Завершая разговор о способах заключения договора, хотелось бы отметить еще вот что. На практике контрагенты очень часто не соблюдают простейшее правило предосторожности, нарушение которого привести к серьезным проблемам. Я говорю о необходимости прошивать многостраничные договоры. Договор нумеруется, сшивается, место сшивки заклеивается, указывается количество страниц, и данная информация скрепляется подписями и печатями. Делается это для того, чтобы ваш недобросовестный контрагент не мог внести в договор неоговоренные изменения. Но можно обойтись подписью и печатью на каждой странице договора.

Шаг № 3: подписываем договор

В подавляющем большинстве случаев договор подписывает руководитель. Только он имеет право действовать без доверенности, все остальные лица при подписании договора обязаны иметь надлежащим образом оформленную доверенность. Отсутствие на доверенности любого из обязательных реквизитов делает ее недействительной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 186 ГК РФ, срок действия доверенности не может превышать трех лет. Поэтому если ваш контрагент впишет больший срок, доверенность будет считаться выданной сроком на один год. То же самое происходит в случае, когда контрагент вовсе не указывает срок действия доверенности.

Обязательно прочтите, какими полномочиями, согласно доверенности, наделено лицо. Они должны быть четко сформулированы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.09 № Ф04-5669/2009).

На практике нередки ситуации, когда руководитель организации выступает ее контрагентом. И здесь возникает вопрос: правомерно ли заключение такого договора? Судебная практика склоняется к следующему: если директор не является одновременно учредителем организации проблем быть не должно, но если директор, единственный учредитель и контрагент — одно лицо, сделка с большой долей вероятности будет признана недействительной (постановление ФАС Уральского округа от 01.03.07 № Ф09-1319/07-С5). Основание: в рассматриваемой ситуации организация и исполнительный орган — это одно целое. Соответственно все действия, совершаемые лицом в отношении организации, совершаются им в отношении себя самого, что согласовывать абсурдно. Не бесспорно, но пока так.

Моменты, которые требуют особого внимания

1. Договор положено хранить не менее четырех лет с момента его исполнения. Обратите внимание: именно исполнения, а не заключения.

2. Следует скрупулезно соблюдать все условия договора. Любые отступления или изменения условий должны быть документально оформлены.

3. Соответствие дат. Дата сделки не может быть раньше даты заключения договора (если договор не имеет обратной силы). Директор не мог подписать договор, если в этот день был в командировке; если организация не работает 1 января, то вряд ли договор может быть подписан в этот день и т.п.

4. Соответствие времени и места. Не может руководитель подписать в один день три договора — один в Москве, другой в Новосибирске, третий в Казани.

5. Номер вашего договора должен быть идентичен номеру договора контрагента. Хоть это и не закреплено законодательно, но лишние судебные споры из-за данной неточности никому не нужны.

6. Не оставляйте в договорах пространства для домысливания. Например, договор аренды заключен на срок с 01.01.2009 г. по 29.12.2010 г. Новый договор будет заключен 31.12.2010 г. А как же 30.12.2010 г.? Вряд ли вы освободите помещение на один день.

7. Все расходы, связанные с исполнением договора обязательно пропишите в тексте. Например, в соответствии со статьей 616 ГК РФ капитальный ремонт производится за счет арендодателя. Соответственно, если капитальный ремонт за свой счет будет производить арендатор, и при этом он не отразит данный факт в договоре, налоговики не позволят списать расходы на ремонт при расчете налога на прибыль.

8. Название и содержание договора должны соответствовать фактически совершенной хозяйственной операции, иначе не избежать переквалификации договора.

9. Будьте осторожней с замысловатыми терминами, не рискуйте зря. Например, вместо «договора толлинга» напишите «договор переработки давальческого сырья», а вместо «договора аутсорсинга» имеет смысл заключить «договор возмездного оказания услуг».

10. Будьте внимательней с ценами. Так, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 НК РФ, налоговики вправе проверять цены по внешнеторговым сделкам. На практике под контроль попадают и сопутствующие им сделки.

11. Заключение договора должно быть экономически обоснованным. Если в договоре не усматривается стремление получить экономический эффект, то есть все шансы быть обвиненными в получении необоснованной налоговой выгоды и получить клеймо недобросовестного налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.06 № А39-106/2005-81/11).

12. Существует один вид договоров, за составление которых я не советовала бы браться бухгалтеру без помощи квалифицированных юристов — это международные договоры. Слишком обширна нормативная база по этим соглашениям (Гражданский кодекс, федеральный закон от 08.12.03 № 164-ФЗ, закон РСФСР от 26.06.91 № 1488-1, федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ, Конвенция ООН от 1980 г. (Венская) и прочие международные соглашения к которым присоединилась РФ). Поэтому при заключении международных договоров возникает множество нюансов, незнание и несоблюдение которых чревато для предприятия неприятностями.

Читать еще:  Какой налог выплачивается при продаже квартиры

Приказ о порядке заключения договоров с контрагентами

Приказ о порядке заключения договоров с контрагентами

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРЕСТ «МОСОТДЕЛСТРОЙ № 1»

ПРИКАЗ

о порядке заключения договоров с контрагентами

от «___»__________ 2009 г. № ____

В целях обеспечения упорядоченности в организации работы по заключению договоров с контрагентами,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить следующий порядок подготовки к подписанию договоров с контрагентами:

1.1. Для инициации работы, контрагент присылает на электронный адрес или другим способом первичные документы: коммерческое предложение с указанием видов работ или услуг с предполагаемыми ценами. В случае, когда контрагент найден заинтересованными службами предприятия, то отправляется запрос на предоставление коммерческого предложения.

1.2. После рассмотрения коммерческого предложения и представленной информации, при условии, что первичная информация соответствует нормам, высылается анкета претендента (приложение к приказу).

1.3. После заполнения анкеты, претендент присылает ее на рассмотрение заинтересованным службам предприятия с приложением учредительных документов, лицензий, свидетельств и т.п..

1.4. Заинтересованные службы по результатам рассмотрения анкеты вписывают в лист обоснования (приложение к приказу), в котором указывается предварительная информация о контрагенте, краткая характеристика.

1.5. В случае появления заинтересованности по результатм представленных документов, провести переговоры с контрагентом.

1.6. По результатам переговоров внести информацию в лист обоснования. При этом, обязательно указав: цель заключения договора, условия договора, если они отличаются от типовых. Если контрагент согласен с типовыми условиями, сделать об этом соответствующую отметку с указанием предполагаемой даты заключения договора. Если договор отличается от типового, провести его юридическую оценку.

2. Установить следующий порядок подписания договоров с контрагентами:

2.1. Полностью подготовить лист обоснования, в котором указать преимущества перед другими контрагентами, если таковые имеются.

2.2. Оформить лист согласования, в который вносятся все замечания и предложения заинтересованных лиц и служб предприятия.

2.3. Оформленный лист согласования вместе с проектом договора и другими документами представить на рассмотрение и возможное подписание руководителю предприятия.

3. Установить, что без наличия анкеты претендента, листа обоснования, листа согласования, договор не может быть представлен на подписание руководителю.

4. Установить, что лист согласования и лист обоснования в случае подписания договора, хранятся вместе с экземпляром договора.

5. Контролировать выполнение настоящего приказа поручаю директору по развитии Вихрову М.А., в части юридического сопровождения – начальнику юридического отдела Поповой Е.А.

6. Настоящий приказ довести до сведения всех заинтересованных лиц.

Руководитель _____________ Ю.П. Сорокин

С приказом ознакомлены:

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИКАЗА

«о порядке заключения договоров с контрагентами»

Приказ об организации работы по подготовке, заключению, регистрации и хранению договоров (соглашений), в которых одной из сторон выступает федеральная дорожная служба России

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

от 01.01.01 г. N 61

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ,

ЗАКЛЮЧЕНИЮ, РЕГИСТРАЦИИ И ХРАНЕНИЮ ДОГОВОРОВ

(СОГЛАШЕНИЙ), В КОТОРЫХ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ВЫСТУПАЕТ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

В целях упорядочения работы по подготовке, заключению, регистрации и хранению договоров (соглашений), в которых одной из сторон выступает Федеральная дорожная служба России, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент подготовки, заключения, регистрации и хранения договоров (соглашений), в которых одной из сторон выступает Федеральная дорожная служба России.

2. Установить, что заместители руководителя ФДС России имеют право подписывать договоры (соглашения) от имени ФДС России по вопросам, входящим в их компетенцию в соответствии с установленным распределением обязанностей.

3. Юридическому управлению ():

3.1. Обеспечить организацию и ведение специального учета вновь заключаемых договоров (соглашений) путем создания их банка данных на бумажных и электронных носителях.

3.2. Осуществлять хранение подлинников всех действующих договоров (соглашений), заключенных ФДС России, в специально оборудованном служебном помещении.

3.3. В недельный срок провести закрепление работников, ответственных за проведение указанной работы. По вопросам, требующим решения руководителя, внести предложения.

3.4. В недельный срок провести инвентаризацию договоров (соглашений), заключенных ФДС России с субъектами Российской Федерации.

4. Управлению хозяйственного обеспечения центрального аппарата ФДС России и подведомственных организаций, расположенных в Москве и Московской области (), в недельный срок выделить Юридическому управлению () специально оборудованное служебное помещение для хранения подлинников договоров (соглашений).

5. Начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата ФДС России, ответственных за подготовку и реализацию договоров (соглашений) с субъектами Российской Федерации:

5.1. В недельный срок провести тщательную инвентаризацию относящихся к их компетенции договоров (соглашений), заключенных ФДС России, и передать подлинники действующих договоров (соглашений) по описи в Юридическое управление.

5.2. В трехдневный срок представить в Юридическое управление () информацию о заключенных договорах (соглашениях) с субъектами Российской Федерации по вопросам, находящимся в компетенции подразделений, с конкретными предложениями по продлению их действия на новый срок, корректировке, а также заключению новых договоров (соглашений).

Читать еще:  Единая справочная служба судебных приставов

5.3. При подготовке проектов договоров (соглашений) с субъектами Российской Федерации обеспечить их четкое соответствие положениям и формулировкам статьи 70 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год», ранее достигнутым договоренностям (подписанными соглашениями, протоколами) с субъектами Российской Федерации, программам и планам дорожных работ, их взаимную корреспонденцию в части обязательств ФДС России и конкретных субъектов Российской Федерации.

5.4. Обеспечивать контроль за ходом реализации договоров (соглашений) с субъектами Российской Федерации, по которым они являются ответственными. В недельный срок после окончания каждого квартала представлять курирующему заместителю руководителя ФДС России отчет о состоянии дел по заключению, подготовке к заключению и исполнению договоров (соглашений) с субъектами Российской Федерации.

6. Заместителям руководителя ФДС России по итогам отчетов курируемых подразделений докладывать руководителю ФДС России.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

дорожной службы России

от 01.01.01 г. N 61

ПОДГОТОВКИ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ДОГОВОРОВ

(СОГЛАШЕНИЙ), В КОТОРЫХ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН ВЫСТУПАЕТ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

1. Проект договора (соглашения), в котором одной из сторон выступает Федеральная дорожная служба России, подготавливается исключительно на основании поручения руководителя Федеральной дорожной службы России или его заместителя в силу полномочий, предоставленных ему на основании приказа Федеральной дорожной службы России. В поручении определяется управление (самостоятельный отдел), ответственное за подготовку и реализацию договора (соглашения).

Обеспечение всех процедур, предусмотренных настоящим Регламентом, возлагается на управление (самостоятельный отдел), которое назначено ответственным за подготовку и реализацию договора (соглашения).

Количество экземпляров проектов договоров (соглашений) определяется количеством сторон договора (соглашения).

При необходимости управление (самостоятельный отдел), назначенное ответственным за подготовку и реализацию договора (соглашения), до этапа визирования организует предварительную проработку проекта договора (соглашения) с заинтересованными управлениями (самостоятельными отделами).

Визирование проекта договора (соглашения) соответствующими подразделениями и руководством Федеральной дорожной службы России производится на экземпляре, который подлежит сдаче на хранение в Юридическое управление.

Проект договора (соглашения) визируется начальником управления (самостоятельного отдела), подготовившего этот проект, а также начальниками заинтересованных управлений (самостоятельных отделов) по вопросам, входящим в компетенцию этих управлений (самостоятельных отделов).

Проекты договоров (соглашений), регулирующих вопросы взаимодействия с субъектами Российской Федерации, а также предусматривающих проведение дорожных работ или организационных мероприятий на территории субъектов Российской Федерации, в обязательном порядке визируются начальником Управления по взаимодействию с субъектами Российской Федерации.

Проекты договоров (соглашений), предусматривающих расходы из Федеральной дорожной службы России, в обязательном порядке визируются начальниками Финансового и Бюджетного управлений и заместителем руководителя Федеральной дорожной службы России, курирующим эти управления.

Согласованный проект договора (соглашения) представляется на визу заместителю руководителя Федеральной дорожной службы России, курирующему согласно установленному распределению обязанностей работу управления (самостоятельного отдела), ответственного за его подготовку.

Непосредственно перед подписанием проекта договора (соглашения) уполномоченным лицом от имени Федеральной дорожной службы России проект представляется на визирование в Юридическое управление для осуществления правовой экспертизы на его соответствие законодательству Российской Федерации, а также для проверки соблюдения установленного настоящим Регламентом порядка подготовки, согласования и визирования проекта договора (соглашения). В случае отсутствия замечаний проект договора (соглашения) визируется начальником Юридического управления или его заместителем — постранично (на оборотной стороне листа, с указанием даты визирования).

В случае нарушения установленного настоящим Регламентом порядка подготовки, согласования и визирования проекта договора (соглашения) проект возвращается в управление (самостоятельный отдел), ответственное за его подготовку.

При наличии разногласий правового характера Юридическое управление докладывает о них лично руководителю Федеральной дорожной службы России или лицу, его замещающему.

2. Договоры (соглашения) от имени Федеральной дорожной службы России подписываются руководителем Федеральной дорожной службы России или заместителем руководителя в силу полномочий, предоставленных ему на основании приказа Федеральной дорожной службы России.

Договор (соглашение), подписанный заместителем руководителя Федеральной дорожной службы России, подлежит до регистрации обязательному согласованию с руководителем Федеральной дорожной службы России.

3. Договор (соглашение), подписанный руководителем Федеральной дорожной службы России или его заместителем, регистрируется в Юридическом управлении.

Управление делами скрепляет экземпляры договоров (соглашений) гербовой печатью Федеральной дорожной службы России при условии соблюдения установленного настоящим Регламентом порядка подписания, согласования и регистрации договора (соглашения).

4. Управление (самостоятельный отдел), ответственное за подготовку договора (соглашения), в двухдневный срок после подписания и скрепления печатями договора (соглашения) всеми сторонами обеспечивает сдачу содержащего визы подлинника договора (соглашения) на хранение в Юридическое управление.

Хранение подлинников всех действующих договоров (соглашений), заключенных Федеральной дорожной службой России, осуществляется в специально оборудованном служебном помещении.

Подлинники договоров (соглашений), находящихся на хранении в Юридическом управлении, выдаются для работы под расписку на ограниченный срок исключительно по заявке, завизированной заместителем руководителя Федеральной дорожной службы России, курирующим Юридическое управление.

Для оперативной работы используются копии договоров (соглашений), предоставление которых осуществляется по письменной заявке начальника управления (самостоятельного отдела).

Ссылка на основную публикацию