Упрощенная система налогообложения для кфх

Какие налоги и взносы должно платить крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)

Порядок уплаты налогов зависит от того, в какой форме крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) ведет деятельность. Члены КФХ могут зарегистрировать организацию, а могут этого и не делать – просто заключить соглашение о создании КФХ. В последнем случае достаточно, чтобы глава КФХ зарегистрировался как предприниматель.

Все это следует из пункта 1 статьи 86.1 и пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса РФ.

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:

Это следует из норм глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

ОСНО

При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:

  • НДС;
  • налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
  • земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
  • транспортный налог (при наличии облагаемых объектов);
  • НДФЛ (как налоговый агент).

Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется. В частности, для сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, установлена пониженная ставка – 0 процентов. Эту ставку можно применять по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Такие правила установлены в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты НДФЛ тоже имеет некоторые особенности.

Так, с доходов, полученных членами КФХ (включая его главу) от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке.

Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

УСН

Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке.

Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов?

Ответ: да может, но только в том случае, если КФХ не применяет наемный труд. Причем это касается как КФХ, зарегистрированного как организация, так и без регистрации юридического лица.

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. И закон приравнивает его к индивидуальному предпринимателю.

Глава КФХ уплачивает обязательные страховые взносы за себя и членов хозяйства в фиксированном размере.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 2 и пункте 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Основываясь на этих положениях, Минфин России в письме от 22 декабря 2014 г. № 03-11-06/2/66200 тоже для целей упрощенки приравнял КФХ к предпринимателям. То есть КФХ без наемного персонала уменьшить единый налог может на всю сумму страховых взносов, уплаченных за главу КФХ и его членов (абз. 3 подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Ограничение в 50 процентов к ним не относится.

ЕСХН

Применяя ЕСХН, налоги уплачивайте в том же порядке, что и другие организации.

Налогообложение КФХ без регистрации организации

Если КФХ не зарегистрировано как организация, это значит, что его глава ведет деятельность как предприниматель. В этом случае он может применять:

Это следует из положений глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

ОСНО

Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
  • транспортный налог.

Порядок уплаты НДФЛ имеет некоторые особенности.

НДФЛ с доходов членов КФХ

С доходов, полученных членами КФХ от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов главы КФХ как предпринимателя

Поскольку глава КФХ является членом КФХ, то он тоже может использовать льготу по НДФЛ. То есть не платить этот налог с доходов от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ. Это возможно при условии, что такой льготой он пользуется впервые.

По истечении пяти лет глава КФХ платит НДФЛ с таких доходов в общем порядке, как и любой другой предприниматель.

С доходов, которые не являются доходами от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, глава КФХ платит НДФЛ также на общих основаниях. При этом есть исключения.

Не включайте в налоговую базу по НДФЛ:

  • бюджетные субсидии;
  • бюджетные гранты, полученные на создание и развитие КФХ, бытовое обустройство начинающего фермера, развитие семейной животноводческой фермы.

Это следует из статьи 207, пунктов 14, 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов наемных сотрудников КФХ

Глава КФХ как предприниматель может привлекать наемных сотрудников по трудовым договорам. С их доходов он платит НДФЛ в общем порядке как налоговый агент (ст. 207 и 226 НК РФ).

УСН

Если глава КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом спецрежиме нет. Поэтому как предприниматель он рассчитывает налоги в общем порядке.

ЕСХН

Главы КФХ на ЕСХН налоги уплачивают в общем порядке, также как предприниматели на этом спецрежиме.

Страховые взносы КФХ

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. В том порядке, который установлен для индивидуальных предпринимателей.

При этом порядок расчета и уплаты взносов различен:

  • за членов КФХ;
  • с выплат наемному персоналу.

Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

С выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за членов КФХ его глава платит в фиксированном размере (п. 3 ст. 2, подп. «б» п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Применение этого порядка не зависит от того, есть наемный персонал или нет.

Читать еще:  Смешанный стаж для пенсии сотрудников МВД РФ

Ситуация: обязан ли глава КФХ уплачивать взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование за члена КФХ, который является еще и предпринимателем ?

Если член КФХ относится одновременно к нескольким категориям, он уплачивает взносы по каждому основанию (п. 3 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. № 58/13 по делу № А60-7424/2012).

То есть такой член КФХ будет платить за себя взносы в фиксированном размере как предприниматель (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), а глава КФХ должен уплачивать взносы за него по второму основанию – как за члена КФХ (ч. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на социальное страхование в ФСС России (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) платить не нужно. Вместе с тем, застраховаться и уплачивать их можно в добровольном порядке. Об этом сказано в пункте 5 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Страховые взносы за полный год рассчитайте так:

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Так, за 2015 год взносы на одного члена КФХ составят:

  • на обязательное пенсионное страхование – 18 610,80 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование – 3650,58 руб.;
  • на добровольное социальное страхование – 2075,82 руб.

Ситуация: должен ли индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства платить взносы на обязательное пенсионное страхование с дохода, превышающего 300 000 руб? Доходов от другой деятельности у ИП нет .

Ответ: нет, не должен.

Действительно, по общему правилу предприниматель, доход которого превысил 300 000 руб., при расчете взносов на собственное страхование должен включить в расчет 1 процент от дохода, превышающего эту сумму (ч. 1.1. ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И формально, в рамках законодательства о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям относят и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Но вместе с тем для глав КФХ установлен отдельный порядок расчета страховых взносов. Он приведен в части 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. И не предполагает увеличения взноса исходя из полученного дохода.

Специальная норма имеет приоритет над общей. Поэтому главам КФХ, которые зарегистрированы в качестве предпринимателя, дополнительно платить пенсионные взносы с дохода свыше 300 000 руб. не нужно.

Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:

  • как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • как индивидуальный предприниматель.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию.

Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Поэтому с выплат наемному персоналу рассчитывайте взносы как организация.

Отдельно отметим, что с выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). То есть с выплат сотрудникам, нанятым по трудовому договору, – обязательно, а по гражданско-правовому договору – если такая обязанность зафиксирована в договоре (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Этот вид взносов также рассчитывайте и платите как организация.

УСНО и ЕСХН: сравниваем и выбираем

Сельхозпроизводитель вправе применять любой из названных режимов налогообложения (УСНО и ЕСХН). Оба режима относятся к категории льготных (что немаловажно). Чтобы выбрать один из них, хозяйствующему субъекту нужно оценить преимущества и недостатки каждого с учетом специфики своей деятельности. В предлагаемом вашему вниманию материале мы проанализировали и сравнили характеристики этих режимов налогообложения. Вот что у нас получилось.

Условия и ограничения по применению режима налогообложения

Спецрежим в виде уплаты ЕСХН

Регистрация ЮЛ (ИП) плюс подача уведомления в налоговый орган (ст. 346.13 НК РФ)

Регистрация ЮЛ (ИП) плюс подача уведомления в налоговый орган (ст. 346.3 НК РФ)

Ограничения по применению

Численность работников за год — не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12).

Доход за год — не более 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.12).

Стоимость имущества — не более 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12).

Доля участия других организаций — не более 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12).

Не вправе применять организации, имеющие филиалы (п. 3 ст. 346.12)

Требование к структуре выручки — доля дохода от реализации собственной сельхозпродукции должна быть не менее 70% от общего объема их выручки от реализации (п. 2 и 2.1 ст. 346.2) .

Не вправе применять лица, производящие подакцизные товары (п. 3 ст. 346.2)

Производство, переработка и реализация собственной сельхозпродукции

Доходы минус расходы

Доходы минус расходы

Для Крыма (на 2018 год) — до 3% (ст. 346.20).

Уплачивается минимальный налог (по ставке 1% от доходов) в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (п. 6 ст. 346.18)

Общая ставка — 6%. Для Крыма (на 2018 год) — до 4% (ст. 346.8)

Метод учета доходов и расходов

Кассовый метод (п. 1, 2 ст. 346.17)

Кассовый метод (п. 5 ст. 346.5)

I квартал, полугодие, девять месяцев (п. 2 ст. 346.19)

Полугодие (п. 2 ст. 346.7)

Уплата авансовых платежей и представление расчетов

Ежеквартально. Авансовые расчеты не представляются (ст. 346.21, 346.23)

По итогам полугодия. Авансовые расчеты не представляются (ст. 346.9, 346.10)

Календарный год (п. 1 ст. 346.19)

Календарный год (п. 1 ст. 346.7)

Представление налоговой декларации

По итогам года — не позднее 31 марта

По итогам года — не позднее 31 марта

Срок уплаты налога

Не позднее 31 марта с учетом авансовых платежей (п. 1 ст. 346.23)

Не позднее 31 марта с учетом авансовых платежей (п. 2 ст. 346.10)

Уменьшение суммы исчисленного налога на страховые взносы

Авансовые платежи и налог могут быть уменьшены на суммы уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, но не более чем на 50% суммы налога. Исключение составляют предприниматели, не производящие выплат физическим лицам (п. 3.1 ст. 346.21)

Возможность совмещения с иными режимами налогообложения

Со спецрежимом в виде уплаты ЕНВД (п. 4 ст. 346.12)

Со спецрежимом в виде уплаты ЕНВД (п. 7 ст. 346.2)

Переход на иной режим налогообложения

С начала календарного года в добровольном порядке (п. 2 ст. 346.12).

На общий режим — с начала квартала, в котором было утрачено право применения УСНО (п. 4 ст. 346.13)

С начала календарного года в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.3).

На общий режим — с начала налогового периода, в котором было утрачено право уплаты ЕСХН (п. 4 ст. 346.3)

Возврат на данную систему налогообложения

Не ранее чем через год после утраты права применения УСНО (п. 7 ст. 346.13)

Не ранее чем через год после утраты права уплаты ЕСХН (п. 7 ст. 346.3)

Читать еще:  Как написать анонимную жалобу в прокуратуру России

———————————
Минфин в Письме от 09.11.2017 N 03-11-11/73717 подчеркнул: доходы от реализации для целей уплаты ЕСХН определяются в порядке, предусмотренном ст. 248 и 249 НК РФ, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются (см. также п. 5 ст. 346.2 НК РФ).

Как видим, спецрежимы в виде уплаты ЕСХН и УСНО схожи по своему содержанию (налог рассчитывается по пониженным ставкам, в отличие от налога на прибыль, отчетность представляется только по итогам налогового периода, предусмотрена возможность совмещения с иным режимом налогообложения, кассовый метод признания доходов и расходов).

Однако показатели, ограничивающие возможность применения УСНО, на наш взгляд, менее зависимы от субъективного суждения, нежели условие о 70%-ной доле дохода, предусмотренное для целей уплаты ЕСХН.

Камнем преткновения при расчете обозначенной доли являются доходы от разовых сделок (например, по реализации объектов основных средств), квалифицируемые для целей налогообложения как внереализационные доходы. Это с одной стороны. С другой — подобные доходы также подпадают под понятие «доходы от реализации товаров (работ, услуг)», поскольку товаром для целей применения Налогового кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Получается, что выручку от реализации нужно определять исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права. Минфин по обозначенному вопросу дает противоречивые разъяснения. К примеру, в Письмах от 07.04.2017 N 03-11-11/20889, от 28.11.2014 N 03-11-06/1/60868 чиновники ведомства указали, что в целях уплаты ЕСХН выручка от реализации основных средств включается в полном размере в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг), но не включается в сумму доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Но данная позиция финансистов крайне невыгодна сельхозпроизводителям, поскольку при таком варианте расчета доли доходов от реализации сельхозпродукции возрастает риск нарушения ими условия, установленного п. 2 и 2.1 ст. 346.2 НК РФ. Хотя ранее, в Письме от 11.11.2013 N 03-11-11/47979, Минфин отмечал, что внереализационные доходы не нужно включать ни в общий доход от реализации товаров (работ, услуг), ни в доход от реализации произведенной налогоплательщиком сельхозпродукции.

Примечание. Реализация ОС, ранее использованных при ведении основной деятельности, не является самостоятельным видом деятельности. Это следует из ОК 029-2014 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). То есть доходы от реализации основных средств в целях налогообложения относятся к внереализационным доходам.

Но несмотря на указанный недостаток, спецрежим в виде уплаты ЕСХН имеет два явных преимущества: первое — нет абсолютного ограничения по величине полученного дохода и по численности (за исключением рыбохозяйственных организаций), второе — перечень расходов, учитываемых при расчете сельхозналога, открытый. Что важно, поскольку для деятельности сельхозпроизводителей характерны специфические затраты, которые в большинстве своем не поименованы в гл. 26.2 НК РФ в закрытом перечне расходов.

Особенности учета расходов сельхозпроизводителей

Чтобы не быть голословными, проанализируем отдельные виды расходов сельхозпроизводителя на предмет возможности их учета в рамках УСНО и уплаты ЕСХН.

Можно ли учесть?

При ЕСХН (ст. 346.5 НК РФ)

При УСНО (ст. 346.16 НК РФ)

Расходы на обеспечение мер техники безопасности и расходы, связанные с содержанием здравпунктов, находящихся на территории организации

Расходы на добровольное страхование:

— транспорта (в том числе арендованного) и грузов;

— ОС производственного назначения (включая арендованные), НМА, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

— товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;

— другого имущества, используемого в деятельности, направленной на получение дохода;

— рисков при выполнении строительно-монтажных работ;

— ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями

Расходы на питание работников, занятых на сельхозработах

Расходы на информационно-консультативные услуги

Расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба

Расходы на подготовку специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (при условии, что с обучающимися лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу по специальности у налогоплательщика в течение не менее трех лет после окончания обучения)

Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки

Расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы

Расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству

Расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции

Расходы в виде потерь (за исключением потерь, вызванных чрезвычайными ситуациями):

— от падежа птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 560;

— от вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.06.2010 N 431

Расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий

Таможенные платежи, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию (с территории) России и не подлежащие возврату

Расходы на оплату услуг по кадастровому и техническому учету

Расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности

Расходы на НИОКР

Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию

Расходы на обслуживание ККТ

Расходы на вывоз твердых бытовых отходов

С учетом приведенных в таблице данных, полагаем, можно сделать вывод, что вариант применения УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» является невыгодным для сельхозпроизводителя. При таком режиме и объекте налогообложения он не сможет включить в базу для исчисления налога большинство вышеперечисленных расходов.

При применении УСНО с объектом налогообложения «доходы» подобной проблемы у сельхозпроизводителя, разумеется, не возникнет. Кроме того, ему не нужно будет следить за соблюдением условия о 70%-ной доле доходов, предусмотренного гл. 26.1 НК РФ. Единственной и очевидной опасностью (и наименее зависящей от воли сельхозпроизводителя) при применении указанного режима налогообложения, на наш взгляд, является условие о предельной величине дохода (150 млн руб.). Поэтому если есть вероятность получения сельхозпроизводителем большего дохода, то ему имеет смысл остановить свой выбор на спецрежиме в виде уплаты ЕСХН. Ставка налога 6% плюс возможность учета при налогообложении большего объема специфических для такого вида деятельности расходов — несомненные преимущества данного режима.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — это специальный налоговый режим для предприятий, занятых в аграрной и рыболовной сферах. Об особенностях «сельскохозяйственной» системы налогообложения читайте в нашей статье.

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.
Читать еще:  Сколько налогов платит физическое лицо

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3-41@.

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

Налоговая отчетность

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах».

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

Пример

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Уплата единого налога

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

О том, почему разовая уплата может быть невыгодна плательщикам ЕНВД, читайте в статье «Разовая уплата фиксированного платежа может быть невыгодна для ЕНВД».

Итоги

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector