Работа в пути и разъездной характер работы

2.2.8.2. Разъездной или подвижной характер работы,

Трудовой кодекс не раскрывает понятий «разъездной характер работы», «подвижной характер работы», «работа в пути». Соответствующие определения содержатся в некоторых отраслевых документах.

Так, работа имеет разъездной характер, если исполнение трудовых обязанностей предполагает осуществление регулярных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3).

К аналогичному выводу можно прийти от обратного.

В ст. 166 ТК РФ указано, что служебные поездки работников, работа которых имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками. При этом служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Следовательно, большую часть времени работник находится на постоянном (стационарном) рабочем месте, где и выполняет свою трудовую функцию — все предусмотренные трудовым договором (должностной инструкцией) обязанности, производственные операции и т.д. Если же работник все обязанности, обусловленные трудовым договором, выполняет вне стационарного рабочего места, на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, то следует говорить о разъездном характере работы.

Разъездной характер имеет, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона.

Очевидно, что разъезды, как правило, сопряжены с дополнительными расходами, прежде всего связанными с оплатой проезда на общественном транспорте или с использованием личных автомобилей в служебных целях.

Подвижной характер работы — это режим работы с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства (п. 1 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87). При этом у работника не всегда есть возможность ежедневно возвращаться к месту своего проживания.

Подвижной характер работы может быть у строителей, охранников вневедомственной охраны и др.

Работа в пути — это исполнение трудовой функции, непосредственно не связанной с движением какого-либо транспортного средства, в процессе движения этого средства. Например, работа проводника, стюардессы, экспедитора.

Изначально (в советские времена) при разъездном или подвижном характере работы, а также в случае осуществления работы в пути работникам выплачивались надбавки — выплаты, входящие в компенсационную часть заработной платы.

Трудовой кодекс соответствующие выплаты прямо не упоминает. Но, поскольку работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда, предусматривая в том числе любые надбавки компенсационного характера (ст. 135 ТК РФ), соответствующие выплаты, обусловленные особым характером работы, могут быть отражены в условиях коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров.

Статьей 168.1 ТК РФ установлено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, указание особого характера работы в трудовом договоре позволяет установить и обосновать (в том числе для целей налогообложения) специальные компенсации. Конкретные виды и размеры компенсаций определяются с учетом особенностей исполнения трудовых обязанностей.

Например, курьеры, наладчики, работники связи и городского хозяйства (электрических, газовых, водопроводных сетей), хотя и находятся в течение рабочего времени за пределами организации-работодателя, ежедневно по окончании рабочего дня возвращаются домой. Скорее всего, никаких расходов, помимо расходов на проезд в общественном транспорте, они не несут. В трудовом договоре достаточно предусмотреть:

(либо) обеспечение работника проездными документами (например, единым проездным билетом на общественный транспорт) за счет средств работодателя;

(либо) компенсацию фактически произведенных работником в связи с исполнением трудовых обязанностей и документально подтвержденных расходов.

Если же исполнение трудовой функции предполагает поездки работника за пределы населенного пункта, на территории которого находится работодатель (рабочее место, определенное трудовым договором), без возможности ежедневно возвращаться домой (например, при перевозке грузов на дальние расстояния), то работнику предоставляются компенсации, предусмотренные ст. 168.1 ТК РФ, в том числе выплачиваются суточные.

Если в организации действует коллективный договор, соглашение или иной локальный нормативный акт (например, Положение о служебных поездках работников), в котором определены виды, размеры и порядок предоставления компенсаций, то в трудовом договоре достаточно дать ссылку на соответствующий документ.

В отсутствие в организации общих правил возмещения рассматриваемых расходов размеры выплат (прежде всего суточных) должны быть установлены трудовым договором.

Кроме того, указание в трудовом договоре разъездного характера работы позволяет решить вопрос о порядке ведения табеля учета рабочего времени.

Поскольку работник большую часть рабочего времени проводит вне территории, подконтрольной работодателю, табель следует вести методом регистрации отклонений, при котором в табеле отражаются только выходные по графику дни и периоды освобождения работника от работы.

│ Характер работы: подвижной. │

│ Работнику устанавливается надбавка за подвижной характер работы│

│в размере 30 процентов оклада. │

Читать еще:  Калькулятор ОСАГО 2018 онлайн и заказ полиса

│ Работнику за каждый день нахождения вне места постоянного проживания,│

│включая дни нахождения в пути от места размещения Работодателя (сборного│

│пункта) к месту работы и обратно, выплачиваются суточные в размере 300│

│(триста) руб. в день. │

│ Расходы по проезду Работника от места размещения Работодателя│

│(сборного пункта) к месту выполнения работ и обратно оплачиваются│

│ Характер работы: разъездной. │

│ Работодатель ежемесячно предоставляет Работнику единый проездной│

│билет на общественный транспорт. │

│ Работнику устанавливается ежемесячная доплата за особые условия труда│

│в размере 10 процентов от оклада. │

│ Характер работы: разъездной. │

│ Работодатель возмещает Работнику расходы, связанные со служебными│

│поездками, а именно: │

│ — по проезду в общественном транспорте, за исключением такси; │

│ — по найму жилого помещения (в случае выполнения работ вне места│

│ — суточные в размере 300 (триста) руб. за каждый день поездки (за│

│исключением однодневных поездок, когда Работник возвращается к месту│

│постоянного проживания в тот же день); │

│ — иные расходы, произведенные с согласия Работодателя. │

│ Расходы возмещаются только в том случае, если поездка являлась│

│служебной, т.е. осуществлялась в соответствии с трудовой функцией│

│Работника и (или) по распоряжению Работодателя. │

│ Порядок возмещения расходов (выплаты компенсаций) установлен│

│Положением о служебных поездках работников. │

│ Характер работы: разъездной. │

│ При использовании Работником в служебных целях личного автомобиля│

│Работодатель выплачивает ежемесячную компенсацию за износ (амортизацию)│

│транспортного средства в размере ____ рублей, а также возмещает Работнику│

│расходы на приобретение ГСМ в размере фактически произведенных│

Служебные поездки: устанавливаем разъездной характер работы

«Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 6

Поездки работников для выполнения служебных поручений на территории, находящиеся вне места постоянной работы, — довольно распространенная ситуация. Как правило, в таких случаях работникам оформляются командировки. Однако это не всегда удобно, поскольку связано с оформлением большого количества документов, да и сам работник может забыть проставить отметку на командировочном удостоверении. Поэтому в некоторых случаях проще установить особый характер работы — разъездной. В статье расскажем, в каких случаях работодатель может, а в каких — должен устанавливать разъездной характер работы, чем он отличается от командировок и как оформляется.

Разъездной характер работы

Понятие разъездного характера работы в Трудовом кодексе не определено. При этом в ст. 168.1 ТК РФ разъездная работа характеризуется как вид работы, при которой работники постоянно не находятся на своих рабочих местах, а вынуждены передвигаться. Прежде всего, к разъездной работе можно отнести работу водителей и курьеров. Но могут быть и совершенно другие профессии, где в должностные обязанности работников входит, например, контролирующая функция (инспекторы по труду). К ним относятся также сотрудники органов внутренних дел, МЧС и др.

Наравне с разъездной работой, выполняемой не на своих рабочих местах, таковой считается работа в полевых и экспедиционных условиях, работа в пути.

Соответственно, следует отличать разъездной характер работы от работы в пути, полевых и экспедиционных условиях. В связи с этим разъясним, что к работе в полевых условиях обычно относят геолого-разведочные, топографо-геодезические, лесозаготовительные, деревообрабатывающие или другие работы, связанные с необустроенностью труда и быта работников и нахождением производственных объектов за пределами населенных пунктов.

Чтобы определить, что такое работа экспедиционного характера, можно обратиться к гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. В соответствии с Правилами экспедитором признается лицо, оказывающее или организующее оказание определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В обязанности экспедитора по перевозке грузов входят сопровождение груза к месту назначения, обеспечение необходимого режима хранения и сохранности груза при транспортировке, сдача доставленного груза и оформление приемо-сдаточной документации.

Таким образом, можно сделать вывод, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.

Что касается работы в пути, то это работа, выполняемая при движении транспортного средства. Такую работу осуществляют, в частности, капитаны-наставники, водители, работающие на международных перевозках, кондукторы, контролеры .

Постановление Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков».

Как видим, некоторые работы, в том числе работу водителя, можно отнести и к экспедиционным работам, и к работе в пути, и к разъездной работе. О том, к какому виду следует отнести ту ли иную работу, говорится в Письме ФНС России от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488 (далее — Письмо N ШС-37-3/8488): Минздравсоцразвития России в Письме от 18.09.2009 N 22-2-3644 сообщило, что поскольку в действующем законодательстве понятие «разъездной характер работы» отсутствует, то решение об отнесении той или иной работы к работе, подпадающей под действие ст. 168.1 ТК РФ, принимается в организации.

При этом для работодателя главное — не перепутать разъездную работу с командировками.

Обратите внимание! Служебной командировкой является поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками (ст. 166 ТК РФ, Письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ).

Читать еще:  Увольнение при банкротстве предприятия и выплаты работникам 2020

В отличие от командировок, которые носят временный характер и ограничены определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер.

При этом работники с разъездным характером работы, как и остальные сотрудники, могут направляться в командировки.

Компенсация за разъездной характер работы

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

  • расходы на проезд;
  • расходы на наем жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие).

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также предусматриваться трудовым договором.

При этом в Письме N ШС-37-3/8488 отмечено, что перечень возмещаемых работнику расходов на основании ст. 168.1 ТК РФ является открытым. Так что допускается возмещение и иных расходов, связанных со служебными поездками, произведенных работниками с разрешения или ведома работодателя. Между тем, если затраты не зависят от характера выполняемой сотрудником работы, они не относятся к расходам, связанным со служебными поездками. В частности, расходы на возмещение стоимости питания следует рассматривать как выплаты в пользу работника.

Обратите внимание! Согласно Письму N ШС-37-3/8488 возмещение расходов, предусмотренных ст. 168.1 ТК РФ, осуществляется при следующих условиях:

  • перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, должен быть установлен коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом;
  • размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками этих работников (указанных в ст. 168.1 ТК РФ), также должны быть установлены коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом либо трудовым договором.

Расходы, связанные с разъездами, возмещаются работникам на основании авансовых отчетов и подтверждающих документов: проездных билетов, квитанций, чеков на бензин и т.п. Помимо возмещения расходов, связанных с разъездами, работники могут получать надбавки за разъездной характер работы. При этом для организаций некоторых отраслей такая обязанность установлена нормативными правовыми актами или соглашениями.

Так, например, Постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 установлена надбавка в размере 20% месячного должностного оклада за разъездной характер работы линейным инженерам-механикам по флоту, инспекторам несамоходного флота, инструкторам-водолазам и т.д.

Федеральным отраслевым Соглашением по дорожному хозяйству на 2014 — 2016 годы установлена минимальная надбавка за подвижной характер работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области — 40%, в других районах страны — 30% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, а в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, — до 20% тарифной ставки, должностного оклада, при продолжительности работ менее 12 дней в месяц — до 15% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат. Конкретные размеры надбавок устанавливаются коллективными договорами.

Утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 12.11.2013.

Оформление разъездного характера работы

Как установлено ст. 168.1 ТК РФ и подтверждается Письмом N ШС-37-3/8488, перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работников, работающих в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Кроме того, в силу ст. 57 ТК РФ условие, определяющее в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.), является обязательным условием трудового договора. Оно может выглядеть следующим образом: «Постоянная работа работника связана с разъездами и предполагает выполнение должностных обязанностей вне места расположения работодателя. Работнику устанавливается разъездной характер работы с возмещением расходов, размеры и порядок возмещения которых работодатель определяет в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ».

Отметим, что даже в случае, если разъездной характер работы не будет указан в трудовом договоре, характер работы может быть признан судом разъездным (Определение Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).

Также осуществление разъездов, связанных с трудовым процессом, следует отразить в должностной инструкции.

В качестве локального акта можно разработать и утвердить положение о разъездном характере работы, в котором следует прописать порядок направления работников в служебные поездки, порядок возмещения расходов, оформления отчетности и т.п. (приведем образец положения для муниципального учреждения на с. 52). Что касается перечня работ и должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, то даже при наличии положения его лучше утверждать приказом работодателя, чтобы в случае внесения в него изменений или дополнений не вносить поправки в положение.

Для отчетности о служебных поездках на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутные листы, план поездок или другой документ, который работник может заполнять каждый день, раз в неделю или раз в месяц в зависимости от количества поездок.

По окончании периода такой документ сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, бухгалтеру и др.). Приведем образец маршрутного листа.

Водителям же выдается такой документ, как путевой лист. Унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Он выписывается в одном экземпляре и выдается водителю под расписку. Путевой лист действителен только на один день или одну смену. На более длительный срок он выдается лишь в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Читать еще:  Ликвидация ООО по решению налоговой

В путевом листе должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Так, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке его действия;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, номер телефона.

Сведения о транспортном средстве включают:

  • тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае, если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, — также модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
  • государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
  • показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

К сведениям о водителе относятся фамилия, имя, отчество водителя, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

Итак, мы рассмотрели, как должен устанавливаться разъездной характер работы, какие документы при этом следует оформлять, какие расходы обязан, а какие — может возмещать работодатель работнику, постоянно находящемуся в разъездах. В результате можно сделать вывод, что по сравнению с оформлением командировок разъездной характер работы несколько облегчает документооборот в организации. В любом случае, устанавливать ли разъездной характер работы работникам, чьи трудовые функции связаны с частыми служебными поездками, или направлять их в командировки, решает работодатель.

Разъездной характер работы

Некоторые работодатели устанавливают своим работникам разъездной характер работы, не задаваясь вопросом о том, насколько это правомерно, исходя лишь из личных представлений. Рассмотрим в данном материале, в трудовые договоры с какими категориями работников можно включать это условие, чем регулируется и как компенсируется такая разновидность труда.

Что говорит закон

В ст. 57 ТК РФ закреплено среди обязательных для включения в трудовой договор условие, определяющее характер предстоящей работы (он может быть подвижным, разъездным, в пути или иным).

Согласно ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не считаются.

В ст. 168.1 ТК РФ перечислены категории работников, имеющие право на возмещение связанных со служебными поездками расходов:

  • те, у которых постоянная работа — в пути;
  • у которых она имеет разъездной характер;
  • трудящиеся в полевых условиях;
  • участвующие в экспедиционных работах.

Там же установлено, что в организации, практикующей постоянное применение разъездных работ, должен быть утвержден и закреплен колдоговором или локальным актом перечень таких работ (профессий, должностей).

То есть работодатель имеет право в случаях, когда трудовая функция сотрудника подразумевает постоянную работу в разъездах, установить ему разъездной характер работы с возмещением соответствующих расходов.

Само понятие «разъездной характер работы» закон четко не определяет (Письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ ).

Разъезды – это постоянная работа

Под разъездной понимается работа, при которой работник трудится за пределами организации. Но в отличие от иных служебных поездок (командировок одно- и многодневных) разъездная работа имеет постоянный, а не временный характер, и не ограничена определенным сроком.

Никаких критериев отнесения работы к разъездной закон не устанавливает; это могут быть любые профессии, должности и работы, при которых постоянны разъезды работника.

К таковой могут быть отнесены работы:

  • при выполнении которых регулярно происходят служебные поездки по обслуживаемой территории;
  • на удаленных от места дислокации организации объектах и т.п.

Например, этот характер работы может быть установлен и водителю служебного автомобиля, и постоянно участвующему в судебных заседаниях юрисконсульту организации, и менеджеру по продажам, часть своего рабочего времени проводящего у клиентов для оформления заказов.

То есть работодатель на свое усмотрение определяет, по каким должностям/работам установить разъездной характер работы, руководствуясь спецификой организации.

Возмещение расходов работника

Ст. 168.1 ТК РФ предусматривает возмещение работодателем работнику при разъездном характере работы расходов:

  • по проезду;
  • по найму жилья;
  • дополнительных трат, произведенных в связи с проживанием вне места постоянного жительства;
  • иных, осуществленных с разрешения/ведома работодателя.

При возникновении трудовых споров или вопросов у налоговых инспекторов документами, подтверждающими правильность возмещения спорных расходов, будут:

  • локальный нормативный акт, устанавливающий порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников с разъездным характером работы;
  • трудовые договоры, содержащие условие о такой работе.

Положение о разъездном характере работы

Локальный акт (как правило, это положение) разрабатывается в обычном для таких актов порядке и утверждается работодателем при учете мнения профсоюзного органа (если он создан).

Там помимо перечня профессий, должностей и работ могут предусматриваться:

  • порядок оформления поездок;
  • порядок отчета за них;
  • компенсационные выплаты сотрудникам с разъездной работой, помимо гарантированных законом, — например, надбавки или доплаты, и пр.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector