Представитель думы в конституционный суде

Стороны и их представители в конституционном судопроизводстве

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

• заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

• органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

• государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер. Они различаются в зависимости от видов производств. Таковыми могут выступать:

• по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст. 125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности законов по запросам судов — суд (или судья) любой инстанции, если он при рассмотрении находящегося в его производстве дела, по которому применен или подлежит применению закон, придет к выводу о его неконституционности;

• по делам о проверке конституционности законов, проверяемых по индивидуальным и коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, — граждане, иные физические лица, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, устанавливаемые федеральным законом;

• по делам о разрешении спора о компетенции — любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а также Президент РФ в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ;

• по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления — Совет Федерации.

По делу о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума заявителями являются Верховный Суд РФ и Президент РФ (Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.).

Все заявители связаны конституционно-правовым интересом. Граждане и другие физические лица, объединения граждан, органы, издавшие нормативный акт или компетенция которых оспаривается, защищают в конституционном судопроизводстве свой конституционно-правовой интерес.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. выделяет представителей сторон в качестве участников процесса (ст. 52, 53). Однако они не могут квалифицироваться как обязательные и обособленные субъекты конституционного судопроизводства, ибо стороны способны осуществлять свои права без представителя.

Закон устанавливает два вида судебного представительства: по должности (ex officio) и по поручению.

Представителями сторон по должности могут выступать:

• руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;

• руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;

• должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;

• любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Полномочия указанных лиц подтверждаются соответствующим документом об их должностном положении.

Представителями сторон по поручению могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, что должно быть подтверждено документально, а их правомочия по участию в деле от имени стороны оформляются доверенностью.

В одном деле могут одновременно участвовать представители по должности и по поручению. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Конституционный Суд РФ может обязать нескольких представителей стороны координировать свои действия; он исходит из того, что представитель не освобождается от соблюдения установленного порядка заседания и подчиняется законным распоряжениям председательствующего, который вправе применять к нему такие же меры, как и к другим участникам судопроизводства, включая удаление из зала.

Конституционный Суд РФ строго придерживается правил относительно представительства сторон в конституционном судопроизводстве. В частности, не признаются представителями по должности заместители руководителей органов, являющихся стороной в процессе, без соответствующих полномочий, лица, имеющие доверенность на ведение дела, но не обладающие ученой степенью по юридической специальности, близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности.

Читать еще:  Все инстанции куда пожаловаться на работодателя

Согласно ч. 4 ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину отсутствия.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Конституционного Суда РФ. Стороны вправе:

• знакомиться с материалами дела;

• излагать свою позицию по делу;

• задавать вопросы другим участникам процесса;

• заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи;

• представлять на обращение заявителя письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела;

• знакомиться с отзывами другой стороны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9860 — | 7421 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Представители сторон в конституционном судопроизводстве

Одним из важных моментов с точки зрения правоположения стороны в конституционном судебном процессе является статус представителя стороны. В ст. 53 Закона о Конституционном Суде РФ представители сторон разделены на две категории.

К первой категории относятся представители по должности: руководитель органа, подписавший обращение в Суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы [1] из числа обратившихся с запросом.

Вторая категория может быть представлена адвокатами или лицами, имеющими ученую степень в области права. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами. В Законе, к сожалению, не дается расшифровка, что следует понимать под соответствующими документами, определяющими полномочия представителя стороны. Таковыми в силу требований гражданского законодательства 1 выступают доверенность, которая может быть оформлена у нотариуса, если сторона является физическим лицом, либо доверенность, оформленная от имени организации или органа власти, ордер для адвоката [2] [3] , нормативный правовой акт и т. д.

Невыполнение требований закона о надлежащем представительстве влечет за собой неблагоприятные процессуальные последствия. К таковым, в частности, относится отказ Суда в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Например, Конституционный Суд РФ отказал гражданке Ш. в принятии к рассмотрению ее жалобы в связи с тем, что жалоба не отвечала требованиям Закона о Конституционном Суде РФ. Определяющим в данном деле явилось то, что для решения вопроса о возможности возбуждения конституционного судопроизводства имеет значение выраженная воля самого юридического лица на рассмотрение Судом жалобы, в которой оспаривается конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле с участием данного юридического лица. Вместе с тем из материалов, приложенных к жалобе Ш., следовало, что оспариваемая норма (ст. 139 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ)) была применена в деле с участием общества с ограниченной ответственное™ «Спутниковые Системы СкайРэй», а право заявительницы представлять указанную организацию в Конституционном Суде РФ не было подтверждено соответствующими документами. Таким образом, жалоба исходила от лица, не являющегося надлежащим заявителем по смыслу ст. 96 Закона о Конституционном Суде РФ, соответственно, такая жалоба не могла быть принята Судом к рассмотрению [4] .

В некоторых случаях представитель стороны, несмотря на отнесение его по формальным основаниям к необязательным, факультативным участникам конституционного судебного процесса, играет определяющую процессуальную роль (например, когда представительство от юридического лица осуществляется по должности).

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Такие органы могут быть коллегиальными (совет директоров, правление, дирекция) или единоличными (директор, генеральный директор). В соответствии с ГК РФ исполнительный орган также может быть коллегиальным или единоличным (ст. 91, 103). Согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является его руководитель. Если законом не установлен орган юридического лица, он определяется уставом или другим учредительным документом, в том числе орган юридического лица, уполномоченный представлять его интересы как в гражданском обороте, так и в судебных инстанциях. Поэтому в подтверждение правомочности органа участвовать в конституционном судебном процессе в Конституционный Суд РФ должен быть представлен соответствующий документ (выписка из него).

Читать еще:  Как можно оспорить договор дарения квартиры

Кроме того, законодательство РФ предусматривает такой вариант представительства, как законное представительство недееспособных. Ими являются опекуны и попечители, прежде всего родители и усыновители. Их права и обязанности определены семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ). Таким образом, им достаточно представить документ об опекунстве или попечительстве. Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручать ведение дел представителю, а также вести дела совместно с представителем.

Статус представителя стороны и самой стороны в целом может совпадать. Основополагающим здесь является объем полномочий, которыми сторона наделяет своего представителя. Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе. Например, если полномочия стороной на ведение дела в конституционном судебном процессе переданы в полном объеме, то представитель автоматически из факультативных участников процесса переходит в группу обязательных. Здесь представитель заменяет сторону. Он имеет право подписывать от имени стороны обращение, знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Представитель стороны может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Он, так же как и сторона, обязан явиться по вызову Суда, дать объяснения и ответить на вопросы.

В то же время представитель стороны (за исключением законного представителя, представителя по должности) — процессуально нестабильная фигура конституционного судебного процесса. Он может в любое время потерять статус участника данного процесса, поскольку всецело зависит от позиции стороны. Сторона процесса, таким образом, не связана с представителем какими-либо серьезными формальными узами. По своему усмотрению сторона может отозвать доверенность, расторгнуть договор с адвокатом, отменить акт о назначении представителя и т. п., соответственно, с момента совершения стороной таких действий прекращаются полномочия представителя.

В отличие от других процессов в конституционном судебном процессе имеются ограничения по количеству представителей сторон. Их может быть не более трех. Сложно сказать, что лежит в основе данного ограничения. Возможно, законодатель такое количество посчитал разумным и достаточным для качественного представления стороны при рассмотрении дела. Хотя, возможно, в этом проявлялся чисто практический момент и в основе данного ограничения лежала некая целесообразность, в том числе сохранение пространства в помещении, где проходит заседание суда.

Так, в § 48 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации установлено: лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест. Понятно, что интерес к делам, рассматриваемым Судом, огромен, соответственно, желающих присутствовать на нем также большое количество, тем более что сам процесс базируется на принципах открытости и гласности. Однако всему есть предел, тем более вместимости зала судебных заседаний. С этой точки зрения ограничение количества представителей представляется оправданным.

Учитывая изложенное, под представителем стороны в конституционном судебном процессе следует понимать активного участника процесса, наделенного стороной соответствующим объемом полномочий, определяющим правовой режим его участия в конкретном деле.

Рассматривая правовые аспекты участия представителя стороны в конституционном судебном процессе, полагаем необходимым акцентировать внимание и на других представителях, принимающих участие в слушаниях дела на заседаниях Суда. Речь идет о приглашении Судом на заседание заинтересованных в исходе дела лиц. К таковым могут быть отнесены органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, юридические лица 1 . Участие указанных лиц в заседаниях Суда осуществляется посредством представительства. Такие представители не могут быть отнесены к участникам конституционного судебного процесса, но, как отмечается в научной литературе, вступают с Судом в определенные отношения, связанные с конституционным судопроизводством, и проявляют заинтересованность в деле [5] [6] , поэтому также важно их правильное процессуальное оформление.

Читать еще:  Договор оперативного управления имуществом

Показательным является дело [7] по жалобе гражданина Б. о проверке конституционности п. 1 ст. 10 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». В этом деле наряду с официальными представителями сторон (от гражданина Б. — адвокат X., от стороны органов государственной власти Российской Федерации — постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде РФ А. Н. Харитонов, полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном Суде РФ А. И. Александров, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ М. В. Кротов) приняли участие представители приглашенных государственных органов, учреждений и общественной организации: Генерального прокурора РФ представляла Т. А. Васильева, Министерство обороны РФ — М. Я. Коновалов, Министерство здравоохранения и социального развития РФ — В. А. Перепелица, Пенсионный фонд РФ — С. А. Чирков, Общероссийскую общественную организацию «Российская ассоциация героев» — А. Г. Зайцев.

Участие в рассмотрении дел в Суде наряду со сторонами конституционного судебного процесса органов государственной власти и иных лиц, не относящихся в силу требований закона к участникам процесса, посредством процессуального представительства позволяет Суду наиболее полно и объективно исследовать все обстоятельства дела.

3.2.3. Представительство в Конституционном Суде РФ

Представителями по должности в соответствии со статьей 53 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» могут быть руководитель органа, подписавший обращение в Конституционньш Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Также представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

По смыслу статьи 53 Закона «О Конституционном Суде РФ» никакое другое лицо не может быть представителем при рассмотрении дел в Конституционном Суде, в том числе не могут осуществлять свои функции законные представители, что вряд ли можно считать правильным.

Повышенные требования к лицам, имеющим право быть представителями, предъявляются с учетом специфики и особой сложности дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ, с учетом подведомственности. Требование высокой квалификации корреспондирует с ограничением на количество представителей. Имеющееся ограничение на количество представителей у каждой из сторон объясняется тем, что большое количество представителей приведет к затягиванию процесса. Поэтому стороны должны стремиться к тому, чтобы их представителями были как можно более квалифицированные представители.

Полномочия представителей по должности подтверждаются либо фактом

подписания обращения в Конституционный Суд, либо исполнением обязанностей руководителя органа, издавшего оспариваемый акт. Такой подход может завести в тупик, если с момента подписания обращения и до момента его рассмотрения или вынесения решения руководитель, подписавший обращение, сменился. Представляется целесообразным ввести универсальный порядок подтверждения полномочий руководителя для выступления им в процессе — для этого он должен представить суду документ, подтверждающий факт его избрания или назначения на соответствующую должность.

Подтверждение полномочий иных представителей производится «соответствующими документами». Какими же именно закон не устанавливает. Исходя из того, что процессуальное представительство является комплексным межотраслевым институтом, полномочия адвоката должны подтверждаться ордером юридической консультации или доверенностью, а иного лица, имеющего право быть представителем, — доверенностью.

Представительство в Конституционном Суде является частью комплексного общепроцессуального института представительства. Общие вопросы регулирования представительства в Конституционном Суде соответствуют регулированию представительства в процессуальных отраслях права, дается перечень лиц, имею-

щих право быть представителем, указывается на порядок подтверждения полномочий действовать от имени представляемого, по смыслу законодательства действия, совершенные представителем, обязательны для представляемого в той же мере, в какой для него обязательны его собственные действия. Как часть комплексного функционального института процессуальное представительство регулируется, например, нормами конституционного права в части наделения полномочиями представителей чпо должности и прекращения этих полномочий, судоустройства при установлении полномочий адвокатов, гражданского права в части порядка выдачи и прекращения доверенности для иных представителей, а также нормами законодательства о Конституционном Суде в части процессуальной деятельности представителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector