Отмена ликвидации: признание ликвидации недействительной

Ликвидация с нарушениями, или Как избежать признания записи в ЕГРЮЛ недействительной?

Эксперт службы Правового консалтинга

специально для ГАРАНТ.РУ

Если задолжавшая фирма ликвидировалась, не уведомив об этом одного из своих кредиторов, то какие действия он может предпринять, обнаружив факт ее ликвидации? Объясняет эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сергей Широков.

У организации-кредитора (ООО) есть дебиторская задолженность. ООО-кредитором самостоятельно обнаружена в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО-должника. Письменное уведомление о ликвидации данного должника ООО-кредитором не получено. Какие действия в этой ситуации может предпринять ООО-кредитор? Можно ли обратиться в суд с требованиями о признании действий ликвидационной комиссии незаконными?

В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поэтому одним из обязательных этапов процедуры ликвидации является расчет с кредиторами ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 63, ст. 64 ГК РФ).

Перед началом удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Помимо этого, ликвидационная комиссия самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет известных ей кредиторов о ликвидации юридического лица.

Следовательно, в том случае, когда ликвидационная комиссия (ликвидатор) не уведомили какого-либо известного ей кредитора о проводимой ликвидации и вследствие этого он не смог предъявить свои требования, имеет место нарушение порядка ее проведения.

Такое нарушение, несомненно, оказывает влияние и на достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица. Ведь, как следует из п. 2 ст. 63 и п. 5 ст. 63 ГК РФ, после истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения, а после завершения расчетов с кредиторами – ликвидационный баланс. Указанные документы утверждаются участниками юридического лица и представляются в регистрирующий орган: промежуточный ликвидационный баланс – в порядке уведомления о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон № 129-ФЗ), а ликвидационный баланс – в составе документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (пп. «б» п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пп. «а» п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ в заявлении, представляемом на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица, подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены. Поэтому представление совместно с этим заявлением ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, в судебной практике рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ (постановление Президиума ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № 7075/11).

В связи с этим суды признают недействительным внесение регистрационной записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) при отсутствии письменного уведомления одного из кредиторов этого юридического лица о его ликвидации и невнесении сведений о требованиях данного кредитора в ликвидационные баланс (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15 января 2013 г. № 11925/12, постановление ФАС Уральского округа от 24 июня 2014 г. № Ф09-7103/11 по делу № А60-539/2011, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2013 г. № Ф02-5660/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф08-1815/2008, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2013 г. № 08АП-5103/13). При этом, как следует из анализа приведенных судебных постановлений, иск удовлетворяется в том случае, если ликвидатору (ликвидационной комиссии) было известно или должно было быть известно о наличии задолженности перед кредитором на момент составления ликвидационных балансов.

Читать еще:  Служебная записка об остатках отпусков

Кроме того, обратите внимание на то, что существует положительная судебная практика по взысканию с ликвидатора убытков, которые были причинены кредитору или иным лицам нарушением процедуры ликвидации юридического лица (см, например, постановление Президиума ВАС РФ от 4 декабря 2012 г. № 9632/12, постановление ФАС Поволжского округа от 22 июля 2014 г. № Ф06-12407/13).

Как отменить ликвидацию после внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении ООО своей деятельности?

По закону возобновить деятельность ликвидируемой компании достаточно сложно. Возможно это только путем обжалования действий сотрудников налоговой службы и признания записи в ЕГРЮЛ недействительной.

При этом следует учитывать то, что добиться отмены ликвидации в таком случае можно только при наличии оснований для обжалования действий регистрирующего органа.

Сама процедура оспаривания определена в Главе 19 НК РФ, состоит она из обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган и (в случае получения отказа по жалобе) подачи заявления об оспаривании ликвидации в суд.

Обращение с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган

Подать жалобу на действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о закрытии организации можно в течение года после того, как заинтересованному лицу стало известно о прекращении деятельности конкретного предприятия.

В вышестоящую инстанцию жалоба передается через орган, который проводил прекращение деятельности организации и внес соответствующую запись в реестр юридических лиц. Данная орган в трехдневный срок обязан передать поступившую жалобу с документами в орган, который будет ее рассматривать.

Жалоба обязательно должна быть оформлена в письменном виде. Устные обращения о признании действий по ликвидации ООО незаконными рассмотрены не будут.

Обращение рассматривается налоговым органом в течение месяца со дня его получения (этот срок можно продлить еще на месяц, если для решения спора необходимо запросить дополнительные документы). По результатам рассмотрения выносится решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Если жалоба удовлетворяется, то действие сотрудников инспекции признается незаконным, а запись в ЕГРЮЛ недействительной.

Судебный порядок отмены ликвидации

В том случае, если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении заявления (либо не принял решение в течение определенного срока), то у заинтересованного в отмене ликвидации лица появляется право на обращение в суд с заявлением о признании действия налогового органа незаконным, а записи в ЕГРЮЛ недействительной.

Обращение в суд возможно в течение трех месяцев со дня рассмотрения жалобы вышестоящей налоговой инстанцией. Обращаться с исковым заявлением необходимо в арбитражный суд по месту ликвидации юридического лица.

Заявление о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной обязательно должно содержать номер записи о ликвидации ООО и дату ее внесения в реестр.

Помимо этого в заявлении необходимо указать:

    адрес и наименования суда;

личные данные заявителя;

сведения о налоговой инспекции, оформившей прекращение деятельности ООО;

результат рассмотрения спора вышестоящим органом;

права заявителя, которые нарушены ликвидацией;

  • законы и правовые акты, положения которых не были учтены в процессе внесения записи в ЕГРЮЛ.
  • Также заявителю необходимо направить копию жалобы и приложенных к ней документов всем заинтересованным лицам, и оплатить государственную пошлину за рассмотрение спора (300 рублей, если в суд обращается гражданин и 3000 рублей – если заявитель организация).

    По результатам рассмотрения дела (после изучения всех обстоятельств) суд выносит решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Если иск удовлетворяется, то все обжалуемые действия и решения налоговых органов признаются незаконными, а запись в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия – недействительной.

    Судебная практика по рассмотрению дел об отмене ликвидации неоднозначна. Важную роль здесь играет наличие или отсутствие доказательств нарушения процедуры ликвидации. Так, например, в своем Постановлении № 7075/11 от 13 октября 2011 года Высший Арбитражный суд РФ отменил решения нижестоящих судов об отказе в удовлетворении заявления ООО «ПТЦ «Крансервис» о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО«СК «Бригантина» и признал данную запись недействительной на том основании, что его единственным участником и ликвидатором ООО была нарушена процедура ликвидации организации.

    Как указано в данном постановлении единственный участник ООО «СК «Бригантина» Щербак Ю.А принял решение о ликвидации своего предприятия и назначении себя ликвидатором. Однако в процессе закрытия организации он не уведомил кредитора (ООО «ПТЦ «Крансервис») надлежащим образом и не отразил долг СК «Бригантина» перед ПТЦ «Крансервис» в промежуточном ликвидационном балансе.

    Читать еще:  Налоговый вычет за лечение зубов в 2020 году: документы, порядок

    При этом ВАС РФ посчитал, что предоставление промежуточного баланса, в котором не отображено фактическое состояние имущественного положения ликвидируемой компании необходимо рассматривать как неподачу необходимых для государственной регистрации документов. А это является основанием для отказа в регистрации ликвидации согласно ФЗ №129 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (подпункт 1, статьи 23).

    Если вы планируете ликвидировать ООО, то при подготовке документов вы можете воспользоваться нашим сервисом «Заполнить формы для ликвидации ООО онлайн». Все бланки заполняются автоматически по введенным вами данным, а правильность ввода личных сведений по вашему запросу может быть проверена нашими юристами. Помимо этого в процессе заполнения документов вы можете задавать нашим специалистам любые вопросы о ликвидации вашего предприятия.

    Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, — напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

    Оспаривание ликвидации юридического лица

    Защита кредиторов ликвидированного предприятия возможна только путем обжалования ненормативного акта регистрирующего органа – решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данное право кредитора закреплено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, где указано условие обжалования, а именно – не соответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и нарушение им прав и законных интересов кредитора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Оспаривание ликвидации предприятия в соответствии с действующим законодательством возможно, но представляется достаточно проблематичным. Это связано с рядом материально- и процессуально-правовых трудностей, которые возникают в процессе оспаривания и обусловлены последствиями такого оспаривания.

    Сугубо процессуальная проблема заключается в том, что в момент оспаривания предприятие уже ликвидировано, и привлечь его к участию в деле невозможно. Но в соответствии со ст. 270, 288 АПК РФ отсутствие привлечения компании является безусловным основанием для отмены решения суда.

    Что касается материально-правовых оснований, то первое, на что стоит обратить внимание, это установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ срок, в течение которого может быть подано заявление в суд об оспаривании ненормативного акта регистрирующего органа. Указанный срок составляет три месяца, с момента, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов. Определить данный момент достаточно сложно, т.к. созданная в процессе ликвидации ликвидационная комиссия обязана в течение двух месяцев опубликовывать данные о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Поэтому вероятность того, что кредитор не знал о проходящей ликвидации, практически равна нулю. И, следовательно, уложиться в трехмесячный срок достаточно проблематично, учитывая, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вынесено, вступило в силу и выдан исполнительный лист. А данные процессуальные действия чаще всего бывают затянуты по времени более, чем на три месяца.

    Вместе с тем в ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен специальный срок. В статье указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

    В большинстве случаев течение указанного срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего предприяти в Вестнике государственной регистрации. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает все обстоятельства, в том числе и определяет момент начала и окончания течения срока исковой давности, предусмотренного настоящей статьей. По истечении срока исковой давности указанные лица утрачивают право на судебное обжалование решения регистрирующего органа, за исключением случаев, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2010 по делу № А53-9580/2009).

    Представляется, что в данном случае должен применяться годичный срок, указанный в ФЗ 08.08.2001 № 129-ФЗ, в качестве специальной нормы, установленной для оспаривания решения налогового органа о ликвидации ЮЛ.

    Читать еще:  Ип глва кфх на общем режиме налогообложения какие налоги платит

    Как показывает судебная практика, случаи удовлетворения требований кредитора о признании решения налогового органа недействительным имеют место (Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 по делу № А40-22042/11-84-1, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2011 по делу № А78-2635/2010). Наиболее распространенным основанием для удовлетворения является несоблюдение установленных законом требований к процедуре ликвидации. В качестве примера выступает представление документов, свидетельствующих об отсутствии имущества у ЮЛ, в то время, как суд установил наличие такого имущества (Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2010 № КГ-А40/9931-10,2 по делу № А40-72974/09-120-387). Также в случае предоставления обществом недостоверного ликвидационного баланса и невыполнении своих обязательств перед кредиторами суд отказал в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 № 09АП-11430/2010 по делу № А40-3235/10-149-46).

    Отдельно необходимо указать, что до внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитор предъявляет свои требования к ликвидационной комиссии, как единственному действующему органу ЮЛ в период ликвидации. После внесения сведений в ЕГРЮЛ обращаться нужно уже к налоговому органу, который произвел соответствующую запись о ликвидации.

    Второй вопрос, вызывающий трудность, заключается в отсутствии имущества у вновь восстановленного предприятия. В случае, если суд примет решение о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ было осуществлено с нарушением закона, и запись будет отменена, то юридическое лицо будет считаться вновь действующим. Но главная задача, стоящая перед кредитором, а именно получение определенной задолженности от ликвидированного предприятия, не может быть достигнута по причине отсутствия у последнего имущества. Анализ действующего законодательства позволяет говорить, что оно не содержит прямого указания на обязанность вернуть или право истребовать имущество, которое было распределено в процессе ликвидации предприятия. Данный механизм просто не предусмотрен действующим законодательством.

    Оспаривать сделки по отчуждению и признавать их недействительными нет никаких оснований. Нельзя также истребовать имущество из чужого незаконного владения или от добросовестного приобретателя. Нет причины говорить и о том, что распределенное имущество можно рассматривать как неосновательное обогащение, и как следствие об обязанности его вернуть.

    Таким образом, вернуть имущество восстановленному юридическому лицу невозможно, и тем более нельзя говорить о каком-либо автоматическом возвращении распределенного ликвидационной комиссией имущества, имевшегося у общества на момент принятия решения о ликвидации.

    Между тем один из основных признаков юридического лица состоит в том, что общество имеет «обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом» (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Во исполнение данной нормы суды отказывают в удовлетворении различных требований к ликвидированной организации, например, о признании сделки недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2010 по делу N А17-6805/2008), по трудовым спорам (Апелляционное определение Омского областного суда от 21.11.2012 по делу N 33-7307/2012).

    В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
    И, как следствие, признание записи в ЕГРЮЛ недействительной и восстановление ЮЛ, не является автоматическим основанием удовлетворения требований кредитора. Это невозможно осуществить по причине отсутствия у ЮЛ имущества.

    Отдельно нужно указать, что на момент восстановления юридического лица его органы оказываются не сформированными, т.к. в процессе ликвидации действует ликвидационная комиссия, которая и является органом ЮЛ. Говорить об автоматическом восстановлении прежних органов нет законных оснований. В конечном счете в юридическом лице помимо отсутствия имущества и сформированных органов не будет и ликвидационной комиссии.

    Проведенный анализ свидетельствует о многочисленных дефектах, неизбежных при проведении процедуры восстановления юридического лица.

    На основании вышеизложенного следует констатировать, что действующее законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. Нельзя забывать, что как технически, так и юридически очень сложно себе представить такой институт, как восстановление юридического лица без восстановления его имущества, которое получило уже новых собственников.

    На основании изложенного можно прийти к выводу, что оспаривание решения налогового органа о ликвидации ЮЛ не будет способствовать удовлетворению требований кредитора. Это обусловлено отсутствием имущества у ЮЛ, которое может быть восстановлено.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector