Найти отличие федерального конституционного закона и

Билет № 13

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания РФ: основания и порядок

В соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Речь здесь идет о досрочном прекращении деятельности палаты.

Оснований для роспуска Государственной Думы всего три, они сформулированы в ст. 111 и 117 Конституции РФ:

1) Дума может быть распущена Президентом РФ в ответ на трехкратное отклонение представленных ей кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;

2) Дума может быть распущена в случае, если в течение трех месяцев она повторно выразит недоверие Правительству РФ;

3) Дума может быть распущена при выражении ею недоверия Правительству, когда инициатором постановки вопроса о доверии является сам Председатель Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы не может привести к бессрочному прекращению деятельности данной палаты, поскольку это могло бы парализовать Федеральное Собрание в целом. Конституция РФ (ч. 2 ст. 109) поэтому устанавливает, что в случае роспуска Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Это в определенной мере связывает Президента РФ, который вынужден учитывать состояние общественного мнения и возможность избрания политически неблагоприятного для него нового состава Думы. Роспуск Думы означает прекращение ее полномочий, осуществление которых возможно в ходе заседания (принятие законов, объявление амнистии и др.), но не в других формах (работа комитетов, парламентские слушания и др.).

Однако в Конституции РФ (ст. 109) есть и гарантии против произвольного употребления Президентом РФ своего права роспуска Государственной Думы. Таких гарантий четыре, они не допускают роспуска Думы в следующих случаях:

1) в связи с выражением ею недоверия Правительству в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Эти гарантии логически вытекают из понимания того, что нельзя проводить всеобщие парламентские выборы слишком часто, тем более когда воля народа была выражена совсем недавно. Законодатель исключает возможность проведения парламентских выборов в периоды военного или чрезвычайного положения, поскольку усилия органов государственной власти в такие периоды отвлечены на другие цели, да и воля народа не может проявиться адекватно.

Наконец, роспуск Государственной Думы за шесть месяцев до истечения полномочий Президента (а следует учитывать, что в случае роспуска Думы выборы должны быть назначены в такой срок, чтобы Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска) означал бы, что разрыв между парламентскими выборами и выборами Президента РФ составил бы всего 2 месяца, — ясно, что столь частое проведение выборов нецелесообразно, а избиратели могут «помочь» разрешению разногласий двух властей путем своего участия только в одних, т. е. в очередных президентских выборах.

Федеральный конституционный закон и федеральный закон: сравнительная характеристика

Федеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие “федеральный конституционный закон” впервые закреплено Конституций Российской Федерации 1993 года.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Одно из предназначений таких законов – обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

Конституцией Российской Федерации определяется четкий круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, тогда как принятие федеральных законов может прямо и не оговариваться в Конституции, а вытекать из логики конституционного регулирования.

Различие федерального конституционного закона и федерального закона состоит не только в юридической силе и различии предметов ведения, которые в них затрагиваются, но и порядком принятия и возможностью применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето.

Читать еще:  Сдача в аренду квартир вид налогообложения

Как уже указывалось ранее в работе конституционные законы принимаются квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания (не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), а федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Как конституционные, так и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно.

Федеральные конституционные законы, принятые палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Есть отдельные положения Конституции, которые предусматривают регулирование на уровне федерального конституционного закона, и служат основой для принятия НЕСКОЛЬКИХ конституционных законов. Примером может служить п.1 ст.70, принято три основных конституционных закона “О государственном флаге РФ”, “О государственном гербе РФ”, “О государственном гимне РФ” и четвертым законом внесены изменения и дополнения в ФКЗ “О государственном гимне РФ”. Аналогичная ситуация складывается и с п.3 ст. 128, которой предусматривается принятие федеральных конституционных законов, регламентирующих полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ (принят основной закон, а другим внесены поправки), Верховного Суда РФ (проект закона рассмотрен Советом Гос.Думы), Высшего Арбитражного Суда РФ (принят закон) и иных федеральных судов (принят закон “О военных судах РФ”, а в отношении иных федеральных судов проекты законов находятся в различных стадиях законодательного процесса).

Принятие одних федеральных законов прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации, например, ч.1 ст.6 “О гражданстве РФ”, п.2 ст.39 “О государственных пенсиях в РФ”, п.2 ст.59 “О воинской обязанности и воинской службе”, п.4 ст. 81 “О выборах Президента РФ”, а принятие других вытекает из логики конституционного регулирования: ст. 38 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, ст. 41 “О здравоохранении в РФ”, ст. 43 “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Характеристика федерального конституционного закона и его отличие от федерального закона

Федеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие “федеральный конституционный закон” впервые закреплено Конституций Российской Федерации 1993 года.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Одно из предназначений таких законов – обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

Конституцией Российской Федерации определяется четкий круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, тогда как принятие федеральных законов может прямо и не оговариваться в Конституции, а вытекать из логики конституционного регулирования.

Различие федерального конституционного закона и федерального закона состоит не только в юридической силе и различии предметов ведения, которые в них затрагиваются, но и порядком принятия и возможностью применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето.

Как уже указывалось ранее в работе конституционные законы принимаются квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания (не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), а федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Как конституционные, так и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно.

Федеральные конституционные законы, принятые палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Изучив Конституцию Российской Федерации можно составить следующий перечень Конституционных законов:

№ статьи Конституции Суть вопроса Название и дата принятия ФКЗ или одобрения законопроекта
п.1,2ст.56 ст.88 Порядок введения чрезвычайного положения ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ “О чревычайном положении” одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001
п.2.ст.65 п.5.ст.66 п.1.ст137 Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ, измене-ние конституционно-правового статуса субъекта РФ проект ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ” одобрен в первом чтении 01.12.1999, рассмотрен Советом Гос. Думы 27.04.2000, 20.06.2000, предложен депутатами Гос.Думы М.С. Гуцериевым, Л.А. Иванченко, А.И. Лукъяновым, М.З. Юрьевым
п.1 ст.70 Описание, порядок официального использования государствен-ных флага, герба и гимна ФКЗ от 25.12.2000 № 1-ФКЗ “О государственном флаге РФ” одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000 ФКЗ от 25.12.2000 № 2 ФКЗ “О государственном гербе РФ” одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000 ФКЗ от 25.12.2000 № 3 –ФКЗ “О государственном гимне РФ” одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000 ФКЗ от 22.03.2001 № 2 – ФКЗ “О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О государственном гимне РФ” одобрен СФ ФС РФ 14.03.2001
п.”в”ст.84 Порядок назначения референдума Прези- дентом РФ ФКЗ от 10.10.1995 № 2 –ФКЗ “О референдуме РФ” одобрен СФ ФС РФ 03.10.1995
п.3 ст.87 Режим военного положения
п”д”ст.103 Порядок действия Уполномоченного по правам человека ФКЗ от 26.02.1997 № 1 –ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997
п.2ст.114 Порядок деятельности Правительства РФ ФКЗ от 17.12.1997 № 2- ФКЗ “О правительстве РФ” одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997
п.3ст.118 О судебной системе ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996 проект ФКЗ “О внесении дополнений в ФКЗ “О судебной системе РФ” (в части образования административных судов) одобрен в первом чтении 22.11.2000 предложен Верховным Судом РФ
п.3ст.128 Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу- ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж-ного Суда РФ и иных федеральных судов ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.07ю1994 ФКЗ от 08.02.2001 № 1-ФКЗ “О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” одобрен СФ ФС РФ 31.01.2001 ФКЗ от 28.04.1995 № 1 – ФКЗ “Об арбитражных судах в РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995 ФКЗ от 23.06.1999 № 1 –ФКЗ “О военных судах РФ” одобрен СФ ФС РФ 09.06.199 проект ФКЗ “О судах общей юрисдикции в РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 22.12.1998, предложен Президентом РФ проект ФКЗ “О полномочиях судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативно правовыми актам” одобрен Гос.Думой 24.12.1999, предложен Верховным Судом РФ проект ФКЗ “О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральными конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу” рассмотрен Советом Гос. Думы 16.05.2000, предложен Высшим Арбитражным Судом РФ проект ФКЗ “О внесении изменения и дополнения в ФКЗ “О военных судах РФ” (в части определения подсудности военных судов в связи с созданием административных судов) рассмотрен Советом Гос. Думы 03.10.2000, предложен Верховным Судом РФ проект ФКЗ “О федеральных административных судах в РФ” одобрен в первом чтении 22.11.2000, предложен Верховным Судом РФ проект ФКЗ “О Верховном Суде РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 16.01.2001, предложен Верховным Судом РФ
п.2.ст.135 Порядок созыва Конституционного Собрания 1-й проект ФКЗ “О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 04.07.2000, предложен депутатами Гос.Думы Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукъяновым, В.А. Крюковым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной 2-й проект ФКЗ “О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 21.09.2000, предложен депутатом С.А. Ковалевым
Читать еще:  Сколько раз можно подавать на развод

Из приведенной выше таблицы видно, что одно положение Конституции, предусматривающее регулирование на уровне федерального конституционного закона, служит основой для принятия нескольких конституционных законов. Примером может служить п.1 ст.70, принято три основных конституционных закона “О государственном флаге РФ”, “О государственном гербе РФ”, “О государственном гимне РФ” и четвертым законом внесены изменения и дополнения в ФКЗ “О государственном гимне РФ”. Аналогичная ситуация складывается и с п.3 ст. 128, которой предусматривается принятие федеральных конституционных законов, регламентирующих полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ (принят основной закон, а другим внесены поправки), Верховного Суда РФ (проект закона рассмотрен Советом Гос.Думы), Высшего Арбитражного Суда РФ (принят закон) и иных федеральных судов (принят закон “О военных судах РФ”, а в отношении иных федеральных судов проекты законов находятся в различных стадиях законодательного процесса).

Принятие одних федеральных законов прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации, например, ч.1 ст.6 “О гражданстве РФ”, п.2 ст.39 “О государственных пенсиях в РФ”, п.2 ст.59 “О воинской обязанности и воинской службе”, п.4 ст. 81 “О выборах Президента РФ”, а принятие других вытекает из логики конституционного регулирования: ст. 38 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, ст. 41 “О здравоохранении в РФ”, ст. 43 “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 13 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

В чем различие между федеральным конституционным законом и федеральным законом?

В современной юридической литературе рядом исследователей высказываются предложения о принятии Федеральных конституционных законов о Президенте Российской и о Федеральном Собрании Российской Федерации.

Возможно ли это, исходя из требований Конституции Российской Федерации? В чем различие между федеральным конституционным законом и федеральным законом?

Читать еще:  Купил квартиру с задолженностью за газ

Ответы юристов ( 1 )

​В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом?

Федеральные конституционные законы представляют собой своеобразную разновидность законодательной базы. Но, ФКЗ в отличии от обычных законов, могут приниматься на основании четко прописанных ситуаций. То есть, существует ряд вопросов, по которым и создаются ФКЗ. На текущий момент времени существует более 108 федеральных конституционных законов, из них около 80 определяют внесение изменений в законодательную базу. Для примера отметим, что федеральных законов на текущий момент времени создано более пяти тысяч.
Это значит, что федеральные конституционные законы имеют более серьезную юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами. Разница двух понятий состоит лишь в том, что ФКЗ создаются исключительно в соответствии с понятиями и ситуациями, которые определяются Конституцией. Например, при включении в состав РФ нового субъекта и пр.Особенности разницы понятий ФКЗ и ФЗ

Федеральные законы могут создаваться в качестве своеобразного дополнения уже имеющейся законодательной базы;
Федеральные конституционные законы создаются при формировании чрезвычайных ситуаций, в моменты приема нового субъекта. Также они создаются по вопросам изменения статуса субъекта, по поводу порядка проведения референдума, ведения и установление военного или же чрезвычайного положения.
Как вы имеете возможность видеть, ФКЗ освещаются и рассматриваются более значительные, серьезные вопросы, которые можно отнести к вопросам государственного значения.Принятие ФКЗ и ФЗ

В принципе, структура принятия данных законодательств считается практически идентичной. Разницу составляют только количество голосов, необходимых для принятия законопроекта. Так, в соответствии с 108 статьей Конституции РФ ФКЗ может считаться принятым в том случае, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от количества депутатов, и не менее 3/4 голосов от общего количества голосов совета федераций. Еще одно немаловажное различие – подпись президента. Так, при принятии ФЗ президент может наложить вето на законодательство и оно не будет принято. В случае с ФКЗ президент лишен право накладывать вето.На самом деле, ФКЗ создаются в нашей стране крайне редко. Как вы понимаете, такие законодательства изначально касаются весьма серьезных вопросов государственного уровня. Чаще всего мы можем видеть данные нормативные акты в виде внесения изменений в существующие законодательные базы.Что касается федеральных законов, то они по своему юридическому статусу не уступают ФКЗ, тем не менее, состав данных документов будет весьма различный. Если ФКЗ освещает наиболее важные государственные вопросы, то ФЗ – основной закон общества, который может освещать вопросы различных правовых полей, и устанавливать новые нормы поведения в обществе и государстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector