Локальный акт по квоте для инвалидов

Локальный нормативный акт по квотам для инвалидов

Локальный нормативный акт по квотам для инвалидов

Дискуссия на форуме

А Изменения к Закону недавно приняты.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ: работодатели обязаны

ежемесячно информировать службу занятости о созданных или выделенных

рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с

установленной квотой. Также они должны принять локальные нормативные

акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять

сведения о них органам занятости.

И нам уже велели в конце апреля принести локальный нормативный акт в

произвольной форме. Составила приказ об утверждении положения по

квотированию мест для инвалидов, само положение тоже сочинила (с

законов пособирала). А как вы делаете?

Б А мы просто оформили приказ по организации, также указали все ссылки

на законы. Приказ — это ведь тоже локальный нормативный

(распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения

основных и оперативных задач.

В Не думаю, что это верно. Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ локальные

нормативные акты — это документы, содержащие нормы трудового права,

конкретизированные для регулирования трудовых отношений у данного

А приказ — организационно-распорядительный документ, поручающий

конкретным должностным лицам работодателя предпринять конкретные

действия (в том числе по исполнению локальных нормативных актов) в

конкретные сроки для достижения конкретных результатов.

Б Почему вы считаете, что приказ по предприятию, издаваемый

руководителем для решения основных и оперативных задач, не является

локальным нормативным актом? Приказ, который мы оформили, и содержит

нормы трудового права, и конкретизирует регулирование трудовых

отношений. Все зависит от содержания документа. В Федеральном законе

нет обязательной ссылки на создание конкретного положения.

Давайте разберемся, какую форму может иметь локальный нормативный акт, содержащий положения по квотированию рабочих мест.

Трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 Трудового кодекса РФ).

ТК РФ не содержит определения локальных нормативных актов, однако в теории трудового права под локальными нормативными актами понимаются принимаемые работодателем акты, которые содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Такие акты вправе принимать почти все работодатели (ст. 8 ТК РФ), в некоторых случаях закон прямо предусматривает необходимость утверждения локальных нормативных актов (так, приведенная первым участником дискуссии норма Федерального закона N 11-ФЗ обязывает работодателя принять локальный нормативный акт, содержащий информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой).

Трудовой кодекс не устанавливает требований к форме локального нормативного акта, поэтому работодатель определяет ее самостоятельно. Среди самых распространенных форм таких актов — положение, правила и инструкция. Возможен и локальный нормативный акт в форме приказа, изданного руководителем организации; как правило, это случаи, не требующие дополнительного утверждения и согласования.

Поэтому правовые нормы по квотированию мест для инвалидов вполне правомерно могут содержаться в такой форме локального акта, как приказ руководителя.

Обязательных требований к локальному нормативному акту, содержащему информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, законом не установлено. Полагаем, что среди содержащихся в нем норм должны быть указания на профессии (должности) по таким рабочим местам, тарифные разряды (категории), характер и режим работы, система оплаты труда и ее размер и т. п.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Читать еще:  Образец жалоба на освещение улиц

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Какие локальные акты и приказы нужно издать при выделении рабочих мест для инвалидов?

Вопрос: Какие локальные акты и приказы нужно издать при выделении рабочих мест для инвалидов? Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда при выделении таких мест? Как отчитываться в центр занятости?

Ответ: Работодатель не ограничен в выборе локального нормативного акта, который должен содержать сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов. При выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо издать приказ, содержащий информацию о количестве выделяемых в счет квоты рабочих мест с перечислением профессий, специальностей и должностей в соответствии со штатным расписанием, а также с указанием ответственного должностного лица.

Читать еще:  Какие документы нужны для загранпаспорта в 2020 году

Специальную оценку условий труда при выделении рабочих мест для инвалидов проводить не обязательно, если не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки.

По выделенным рабочим местам работодатель обязан отчитаться в службу занятости по форме и в сроки, установленные нормативными актами субъектов РФ, в которых организация осуществляет свою деятельность.

Обоснование: Согласно положениям п. п. 1 и 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий населения, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ).

В силу ст. 20 Закона N 181-ФЗ обеспечение занятости инвалидов осуществляется, в частности, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В ст. 21 Закона N 181-ФЗ указано, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При этом в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов установлены в ст. 24 Закона N 181-ФЗ. Из указанной нормы следует, что работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

Однако законодатель не раскрывает, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. По общим правилам, основываясь на толковании норм закона, под выделением рабочего места следует понимать оформление в кадровых документах уже имеющегося у работодателя рабочего места, тогда как создание рабочего места предполагает его физическое формирование.

Учитывая, что законодателем не установлен конкретный перечень локальных нормативных актов, которые должны содержать сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, полагаем, что работодатель вправе самостоятельно определить вид указанных локальных нормативных актов.

Соответственно, сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов работодатель вправе предусмотреть в любом локальном нормативном акте, разработанном в соответствии с требованиями ст. 8 Трудового кодекса РФ. Ввиду того что закон не устанавливает каких-либо обязательных требований к содержанию локальных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, форма таких актов может быть произвольная.

По нашему мнению, в указанных локальных актах достаточно отразить условия и порядок установления квоты в организации, порядок выделения рабочих мест с указанием перечня мероприятий, процедуру трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, ответственность лиц, осуществляющих трудоустройство инвалидов. При этом, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в действующий локальный нормативный акт, конкретное число рабочих мест для инвалидов рекомендуем устанавливать отдельными приказами.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что если в организации закреплен порядок квотирования, то при выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов достаточно издать приказ, в котором нужно не только отразить, сколько рабочих мест выделяется в счет квоты, но и конкретно перечислить профессии, специальности, должности в соответствии со штатным расписанием организации, а также указать ответственное должностное лицо. Так, создание и выделение рабочих мест должны осуществляться по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (ст. 20 Закона N 181-ФЗ, Постановление Минтруда России от 08.09.1993 N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»).

В случае если сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов работодателем нигде не прописаны, то новые положения, содержащие такие сведения, работодатель может закрепить путем внесения изменений в действующие в организации локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание) либо разработать новые локальные нормативные акты (например, положение о квотируемых рабочих местах или положение о рабочих местах для трудоустройства инвалидов).

Читать еще:  Аренда участка ижс как перевести в собственность

В некоторых субъектах РФ разработаны примерные формы приказов о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов (например, Распоряжение Мособлтруда от 26.04.2013 N 44-Р «Об утверждении примерной формы приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов»).

Положения ст. 224 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Аналогичные положения закреплены в ст. 24 Закона N 181-ФЗ. Следовательно, рабочие места для инвалидов должны соответствовать специальным требованиям к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.

Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлена ст. 212 ТК РФ, которая предусматривает обеспечение проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с целью идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) и подклассы условий труда на рабочих местах.

В соответствии со ст. 8 Закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным Законом. Внеплановая СОУТ должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Следует отметить, что согласно положениям ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ изменение наименования рабочего места не является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, если это не влечет последствий, предусмотренных п. п. 3 — 5, 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Таким образом, при выделении из числа имеющихся рабочих мест, на которых ранее проводилась СОУТ, рабочих мест для трудоустройства инвалидов проводить СОУТ на выделенном рабочем месте не обязательно при условии, что к этому моменту не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Формы представления таких отчетов федеральным законодательством не установлены. Конкретные сроки предоставления информации, а также формы отчетности могут быть установлены региональным законом о квотировании либо принимаемым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости (ст. 7.1-1 Закона N 1032-1).

Следовательно, в случае выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателю при формировании отчета в органы службы занятости следует руководствоваться порядком, установленным нормативными актами субъектов РФ, в которых организация осуществляет свою деятельность. При этом перед подачей отчета о выделении рабочих мест для инвалидов следует уточнить в региональном центре занятости форму и срок его представления.

За непредоставление информации в органы службы занятости работодатель несет административную ответственность (ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Информация о выделении рабочих мест для инвалидов может быть предоставлена работодателем лично непосредственно в службу занятости либо направлена почтовой связью заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Таким образом, при выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо издать приказ, содержащий информацию о количестве выделяемых в счет квоты рабочих мест с перечислением профессий, специальностей и должностей в соответствии со штатным расписанием организации, а также с указанием ответственного должностного лица. Вид локального нормативного акта, содержащего сведения о создании и выделении рабочих мест для инвалидов, работодатель определяет самостоятельно (это могут быть правила, положения, инструкции и т.п.). СОУТ при выделении таких рабочих мест для инвалидов проводить не обязательно, если не истек пятилетний срок с момента проведения предыдущей оценки и отсутствуют основания для проведения внеплановой оценки. По выделенным рабочим местам работодатель обязан отчитаться в службу занятости по форме и в сроки, установленные нормативными актами субъектов РФ, в которых организация осуществляет свою деятельность.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector