Конституционно правовой статус рима венеции и других мегаполисов италии
Статус автономий в италии
Итальянская Республика, согласно Конституции 1947 года, является единой и неделимой. Тем не менее, по Конституции же, государство признаёт местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию в зависимых от государства службах, приспосабливает принципы и методы своего законодательства к задачам автономии и децентрализации. Форму политико-территориального устройства итальянского государства правильно было бы определить как унитарное государство, основанное на территориальной автономии. С учётом ряда изменений в законодательстве Итальянской Республики, можно сказать, что политико-территориальное устройство этой страны тяготеет к федеративному. Наибольшее значение при рассмотрении данного вопроса имеет конституционный закон №3 от 18 октября 2001 года, который существенно изменил главу 5 Конституции Итальянской Республики. Представляется целесообразным рассмотреть динамику изменений конституционного законодательства Италии в данной сфере.
Ранее Конституция Итальянской Республики устанавливала деление территории государства на области, провинции и коммуны. Области представляли собой самые крупные территориальные образование в масштабе итальянского государства. Далее шли, соответственно, провинции и коммуны, которые являлись территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Провинции и коммуны, наряду с областями, считались автономными образованиями, на основании общих принципов, содержащихся в законах Республики и определяющих их функции. В девяностые годы прошлого века автономия территориальных образований низовых уровней была расширена (области получили право создавать добровольные объединения коммун во главе с девятью крупнейшими городами).
В новой редакции, согласно указанному конституционному закону, политико-территориальная структура Италии состоит из коммун, провинций, метрополитенских (крупнейших) городов, областей и Государства (под Государством здесь понимается высший уровень территориальной структуры Республики, а не сама страна).
Итак, ряд городов (метрополитенские города) выделены как особые территориальные единицы (например, статус Рима подлежит урегулированию отдельным законом Государства).
Все уровни политико-территориальной организации, таким образом, получили гарантированные автономно определённые для них статусы, основанные на конституционных принципах. Каждый из уровней организации публичной власти (от коммуны до Государства) имеет свою собственную сферу автономии (политической, финансовой, имущественной).
На общегосударственном уровне области представлены в Сенате. Кроме того, представители от областей участвуют в выборах Президента Итальянской Республики.
Области – автономные образования с собственными полномочиями и функциями согласно принципам, установленным в Конституции Итальянской Республики.
В настоящее время территория Италии состоит из двадцати областей, среди которых: Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.
Ранее, в Конституции Италии закреплялось, что область обладает полномочиями издавать законодательные акты, при условии соблюдения общих принципов, установленных законами государства. При этом не должны нарушаться национальные интересы и интересы других областей. В настоящее время установлено, что законы областей и общегосударственный законы (принятые по своим предметам ведения) должны соответствовать Конституции Итальянской Республики, праву Европейского Союза и взятым на себя Италией международным обязательствам.
Ранее Конституция устанавливала перечень предметов ведения областей, при условии верховенства общегосударственных законов. В настоящее время установлено несколько иное разграничение предметов ведения (сфер законодательной компетенции) Государства и областей. Во-первых, установлена исключительная сфера ведения Государства (в Конституции приведён исчерпывающий перечень предметов); во-вторых, более чётко урегулирована сфера конкурирующего законодательства (подразумевается, что Государство устанавливает общие принципы в указанных предметах ведения, а области осуществляют детальное регулирование, то есть обладают полноценной законодательной компетенцией); в-третьих, в остальном, законодательное регулирование производится областями (по предметам, не входящим в первые две группы). Законодательная компетенция областей может (в некотором объёме) делегироваться провинциям и коммунам.
В сфере исключительного ведения Государства, последнему принадлежит регламентарная власть (за исключением предметов ведения, делегированных областям). В остальных сферах субъектом регламентарной власти являются области. Коммуны, провинции и крупные города обладают полномочиями в отношении их организации и осуществления возложенных на них функций.
Ранее, до реформы, было установлено, что в сферах, относящихся к областному ведению, области выполняют и административные функции (за исключением вопросов сугубо местного значения, которые могли быть переданы законами Республики провинциям, коммунам или другим местным учреждениям). Как правило, область выполняла свои административные функции, делегируя их провинциям, коммунам, или другим местным учреждениям, или используя их службы. Кроме того, государство могло в законодательном порядке делегировать области выполнение и других административных функций (не входящих в упомянутый выше круг предметов ведения областей). После произведённых изменений, административные функции были возложены на коммуны, за исключением тех, которые в целях их единообразной реализации вверены провинциям, метрополитенским городам, областям и Государству на основе принципов субсидиарности, дифференциации и соразмерности. Помимо собственных административных функций, коммуны, метрополитенские города и провинции могут осуществлять те, которые им переданы Государством или областями.
Конституция недвусмысленно указывает на финансовую автономию территориально-властных уровней (коммун, провинций, крупных городов и областей). На этих уровнях устанавливаются и взимаются собственные налоги, а также распределятся общегосударственные налоги, собираемые на их территориях. Для полноценного осуществления публичных функций территориальных единиц Государство учреждает специальный стабилизационный фонд (для территорий с недостаточными налоговыми поступлениями).
Несмотря на существенную автономию, которой отличаются области как территориальные единицы государства, им запрещено устанавливать какие-либо барьеры в экономических и иных отношениях (пошлины на ввоз, вывоз, транзит, свободное передвижение лиц и имущества). Граждане не могут быть ограничены в правах заниматься трудовой деятельностью (в том числе, находясь на службе) в любой части национальной территории.
Учитывая, всё же, что Италия – унитарное государство, становится понятным, почему в тексте Конституции установлена система органов области. Составными частями этой системы являются: областной совет, джунта, председатель джунты.
Конституция предусматривает, что области имеют статуты (уставы), которыми устанавливаются положения, относящиеся к внутренней организации и деятельности областей. Статут области принимается и изменяется областным советом абсолютным большинством его состава после двух последовательных обсуждений с интервалом не менее двух месяцев. Ранее, до реформы 2001 года предусматривалось, что устав должен утверждаться законом Республики. Если в течение трёх месяцев после его официального опубликования одна пятидесятая избирателей области, или одна пятая областных советников потребуют, он должен быть вынесен на референдум области. Статут считается одобренным и промульгируется, если за его одобрение проголосовало простое большинство от числа голосов избирателей, признанных действительными.
Ранее предусматривалось, что статут, принятый областным советом, передаётся Председателю Совета Министров, который, в свою очередь, представляет его в Парламент. Если Парламент решал, что статут не соответствует Конституции и законам Республики, или содержит положения, противоречащие общенациональным интересам, или интересам других областей, ему должно было быть отказано в одобрении. После этого, в установленный срок совет должен был принять новый статут. В настоящее время, уставы областей могут быть рассмотрены на соответствие Конституции Республики, если Правительство поставит вопрос об их конституционности перед Конституционным судом.
Областной совет осуществляет законодательную власть, а также, реализует иные функции, вверенный области Конституцией и законами. Областные советы обладают правом обращаться с законодательной инициативой в палаты Парламента. Формируются областные советы путём выборов (система выборов определяется законодательством области в пределах принципах, установленных в государственных законах Итальянской Республики).
Джунта является исполнительным органом области. Председатель джунты, в настоящее время, избирается непосредственно населением (изначально, избирался областным советом), если уставом области не предусмотрено иное. В компетенции председателя джунты находится назначение и освобождение от должности членов джунты. Им созываются заседания областной джунты. Председатель джунты представляет область; промульгирует областные законы; руководит осуществлением административных функций, делегированных государством области.
В Итальянской Республике предусмотрена возможность изменения состава политико-территориальных образований (слияние существующих областей, создание новых областей, учреждений провинций и коммун, изменение их границ). Изменения такого рода производятся на общегосударственном уровне в форме конституционных законов, принятых на основе мнения областных советов (при слиянии существующих областей), на основе мнения коммунальных советов (при образовании новых областей). Изменения могут быть произведены после одобрения таких предложений на референдуме большинством заинтересованных жителей. Возможно также отделение провинций и коммун от одной области и их присоединение к другой (при одобрении большинством населения, на основе мнения областных советов, советов провинций и коммун).
Изменение границ провинций и учреждение новых провинций в пределах одной области также возможно, оно производится в форме законов Итальянской Республики по инициативе коммун и с учётом мнения заинтересованных областей. Область также может своими законами учреждать новые коммуны на своей территории, изменять границы и названия уже существующих коммун.
Реформа конституции, проведённая в 2001 году, существенно изменила территориальную организацию итальянского государства.
Специфика территориального устройства Италии
Италия – децентрализованное унитарное государство. Особенность ее административно-территориального устройства в том, что Италия – единое (унитарное) государство, разделенное на области; а каждая (!) область является автономией (редкое явление в мировой практике). Таким образом, Италия, не являясь федерацией, совмещает в себе черты и унитарного государства (единство страны), и федерации (большая автономия областей).
Каждая из 20 областей Италии обладает большими полномочиями и самостоятельно решает все вопросы, кроме общегосударственных (то есть все, кроме обороны, внешней политики, безопасности, госбюджета и т. д.).
Систему органов управления области составляют областной совет, джунта (правительство области) и председатель джунты.
Оригинально избирается областной совет («парламент» области). 80% мест распределяется по пропорциональной системе, а 20% мест достаются партии-победительнице в качестве «приза».
Это делается для того, чтобы упрочить положение в областном совете партии, чей список занял 1-е место в масштабе области, и помочь ей сформировать устойчивое большинство. (Ряд итальянских политиков предлагает использовать при выборах итальянского парламента (или одной из его палат) эту же систему – «усиление» победившей партии дополнительными 20% мест).
Областной совет формирует джунту – правительство области.
И областной совет, и джунта в случаях нарушения конституции Италии, невыполнения областью обязательств перед центром, возникновения неразрешимых противоречий могут быть распущены правительством Италии.
Все граждане Италии имеют равные права во всех областях. Областям запрещается вводить внутренние таможни либо иначе препятствовать движению товаров и капитала, рабочей силы.
Несколько областей Италии имеет особую автономию. Это Валле д’Аоста (франкоязычная область); Фриули-Венеция-Джулия (имеет исторические традиции государственности и большое количество славянского населения – словенцев, хорватов); Трентино-Альто-Адидже (немецкоязычная область, где преобладают тирольцы); Сицилия; Сардиния – островные области, имеющие традиции государственности и специфический национальный состав (особые этносы итальянского народа).
В свою очередь, области делятся на провинции (в Италии провинция – меньшая единица, чем область), а провинции – на коммуны. Подобно областям провинции и коммуны избирают свои советы и формируют джунту. В городах избираются мэры (обычно всем населением) и городские советы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10304 — | 7262 — или читать все.
53. Политико-территориальное устройство италии
Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию.
В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д’Аоста, Ломбардия, Трен-тино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Бази-ликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. 5 областей (Трентино-Альто Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.
Области по ныне действующей Конституции являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам, установленным Конституцией. Каждая область обладает своим уставом, в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция и внутренняя организация области, включая право законодательной инициативы и референдума, а также право принятия областных законодательных норм.
В Конституции определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законы при условии, что такие законы не будут противоречить национальным интересам и интересам других областей.
Области пользуются финансовой самостоятельностью. В то же время область не может устанавливать собственные пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.
Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).
На коммуны возложены функции: социального обеспечения, здравоохранения, градостроительства, землепользования, включая создание местных индустриальных зон.
Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности.
В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению наряду с провинциальными функциями отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.
В настоящее время в Италии насчитывается 103 провинции и немногим более 8 тыс. коммун.
Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джун-ты (исполнительный орган власти),глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.
54. Конституция японии
Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.
Это – монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.
Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.
Конституция Японии состоит из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи.
Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа.