За какие нарушения может быть административное выдворение
Процедура административного выдворения за пределы РФ
Поделится в соц. сетях:
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина (или депортация) является следствием совершения этим гражданином серьезного нарушения при проживании на территории Российской Федерации. Из каких этапов состоит процедура выдворения за пределы РФ иностранца? За какие действия она назначается? Читайте в статье.
Что такое административное выдворение?
административное выдворение — одно из видов административного наказания, которое применяется вследствие пренебрежения правилами проживания на территории России со стороны иностранных граждан (мигрантов).
В отличии от депортации, которая происходит только форме принудительного выдворения за пределы страны, административное выдворение может «протекать» в добровольном порядке, без сопровождения миграционных органов.
Кто может оказаться «жертвами» административного выдворения:
- Гражданин другого государства, который по какой-то причине решил его покинуть и приехать на временное/постоянное проживание в Россию;
Такими гражданами могут быть политические беженцы, трудовые мигранты и т.д.
- Гражданин Российской Федерации, у которого есть российское гражданство;
- Гражданин, у которого вообще нет гражданства какого-нибудь государства;
Он определяет, в отношении кого буде применена данная мера наказания? Федеральная миграционная служба. Как это происходит? административное выдворение происходит по следующей схеме:
- Работники Федеральной миграционной службы обнаруживает нарушение пребывания иностранного гражданина в России;
- Составляется дело о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности;
- Дело передается в суд;
- По факту решения суда гражданин покидает территорию Российской Федерации/подает апелляцию/остается жить в России;
В случае несогласия с судебным решением об административном выдворении за пределы Российской Федерации, иностранный гражданин имеет право подать письменное обжалование, чтобы остаться в России.
За какие проступки выдворяют иностранных граждан?
Причиной выдворения иностранных граждан может стать:
- Пребывание на территории России без документов, подтверждающих право на проживание;
- Привлечение к административной ответственности более одного раза в течение одного календарного года;
- Пренебрежение предупреждениями миграционных органов о необходимости получения документов, подтверждающих право на проживание в России;
- Нелегальное трудоустройство;
На какие сроки иностранных граждан могут выдворить?
Это напрямую зависит от причин выдворения. Так:
- Неоформление документов о временном пребывании в России грозит иностранному гражданину выдворением на срок до трех лет;
- Если иностранец «пойман» на совершении какого-то административного нарушения единожды в течение двенадцати месяцев, то запрет на въезд в Россию может также продлиться три года;
- За нелегальное трудоустройство иностранных граждан могут выдворить на срок до пяти лет;
- Если ранее гражданин уже выдворялся из страны и, вернувшись в Россию снова совершает административные проступки, следующий запрет на въезд может составлять уже десять лет;
Как происходит выдворение иностранных граждан?
Кто сопровождает иностранца после вынесения решения об административном выдворении? Здесь возможны два варианта развития событий:
- Иностранный гражданин уезжает из России самостоятельно (без сопровождения);
В этом случае иностранный гражданин получает на руки решение судебных органах о собственном выдворении за пределы РФ, после чего, в течение пяти дней, должен уехать из страны. Факт отъезда и пересечения границы фиксируется работниками Управления федеральной миграционной службы.
- Иностранного гражданина сопровождают до границы, чтобы убедиться, что он точно её пересечет;
Данный вариант предполагает принудительное выдворение за пределы страны и применяется только в том случае, если иностранец отказывается самостоятельно уехать из России или имеет финансовые трудности для самостоятельной депортации. Ответственность по финансовому обеспечению в этом случае ложится «на плечи» миграционных органов или посольства того государства, откуда изначально иностранный гражданин прибыл.
Помимо принудительного сопровождения, иностранец привлекается к административной ответственности и обязуется уплатить штрафную санкцию.
Еще одна причина для принудительного выдворения за пределы РФ — многократное нарушение иностранным гражданином правил проживания на территории России в течение одного календарного года.
Многократным нарушением считается нарушение, которое иностранец совершил более одного раза на протяжении 365 дней. Связано это со сроком давности административного нарушения — двенадцать месяцев.
Отличия административного выдворения от депортации
Граждане часто путают понятия «административное выдворение» и «депортация». Чтобы внести окончательную ясность, перечислим основные отличия данных явлений:
- Решение об административном выдворении иностранных граждан принимается исключительно в судебном порядке;
Решение о депортации может принять сотрудник Федеральной миграционной службы в самостоятельном порядке;
- После вынесения об административном выдворении иностранный гражданин должен уехать из страны за свой счет;
При депортации оказать финансовую поддержку должен либо лицо, из-за которого иностранный гражданин прибыл в Россию, либо представители того государства, откуда иностранец приехал, либо органы ФМС РФ.
Необходимость уехать из России в течение пяти дней, а также возможность обжаловать решение суда или миграционной службы являются сходными чертами выдворения и депортации.
- При вступлении решения о депортации иностранец может подать письменное обжалование в течение трех месяцев;
При административном выдворении у иностранных граждан есть только десять суток на подачу апелляции (как она подается, читайте в следующем разделе).
Кого нельзя выдворить?
Процедуре выдворения за пределы РФ не подлежат:
- Иностранные граждане, которые имею близких людей, проживающих на территории РФ и имеющих российское гражданство;
Близкими людьми могут оказаться: супруг/супруга, ребенок, родители.
- Иностранные граждане, которые приехали в Россию, как политическое убежище и получили статус политического беженца;
- Иностранные граждане, у которых на территории РФ есть семья. При этом выдворяемое иностранное лицо является единственным источником дохода в семье.
Как подать жалобу?
Срок подачи жалобы — десять суток с момента вынесения судебного решения об административном выдворении гражданина за пределы Российской Федерации.
Куда подавать жалобу? В суд, в котором вынесено постановление, который передаст рассмотрение жалобы в апелляционный суд.
Какие документы при этом понадобятся?
- Копия судебного решения;
- Заполненная жалоба;
Образец жалобы можно скачать в интернете, получить в судебном учреждении или воспользоваться следующими подсказками по её составлению:
- В правой части листа формата А4 нужно указать названия суда, в который иностранный гражданин будет подавать жалобу;
- После прописывается фамилия, имя, отчество иностранного гражданина, которого хотят выдворить, а также адрес его фактического проживания;
- Посередине указывается название документа — Апелляционная жалоба на решение суда» (в две строки);
- Далее прописывается «День/месяц/год судом было вынесено решение по гражданскому делу по иску истца (указывается фамилия, имя, отчество иностранного гражданина) к ответчику (фамилия, имя, отчество) о (прописать суть поданного иска и требований по его результатам) и решением суда (прописать, какое решение вынес суд);
- В следующей части жалобы прописывается в чем, по мнению иностранного гражданина, заключается незаконность принятого судом решения: Использовать надо следующую формулировку: «Считаю, что судом было принято незаконное решение по следующим основаниям (перечислить основания)»;
- В конце проставляется дата и личная подпись иностранного гражданина;
Для большей вероятности удачного исхода событий, при подаче жалобы лучше обратиться к помощи квалифицированного юридического специалиста.
Опыт работы юристом — с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация — миграционное и гражданское право.
Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина входит в состав санкций, предусмотренных КоАП РФ. Субъектами административной ответственности, к которым может применяться указанная санкция, являются лица, не имеющие гражданства РФ. В этом материале разберем, в чем заключается указанный вид наказания, и как происходит его исполнение.
Что это такое
Выдворение является специальным видом санкций, применение которого связано с противоправным поведением граждан иностранного государства или лиц без гражданства. Легальность нахождения на территории РФ для указанных категорий лиц характеризуется следующими особенностями:
- предоставлением вида на жительство, размещением в качестве беженца или по иным аналогичным обстоятельствам;
- наличием одного из видов визы – например, туристической, рабочей, экспресс—визы и т.д.;
- законность пересечения границы РФ – через официальные пункты паспортного, визового или таможенного контроля при наличии разрешительного документа;
- соответствие правилам миграционного режима, в которые входит соблюдение законодательства РФ в сфере труда и занятости, своевременная регистрация в каждом населенном пункте при пребывании свыше трех суток, и т.д.
Основные причины для принудительного выдворения заключаются в нарушение правил миграционного режима – пребывание в РФ по истечении срока визы, работа на российском предприятии без получения соответствующего разрешения и т.д. Кроме того, на указанных лиц в полном объеме распространяется ответственность за совершение любых проступков, перечисленных в Особенной части КоАП РФ.
Процедура выдворения характеризуется следующими особенностями и нюансами:
- выдворение заключается в принудительном перемещении правонарушителя за пределы границы РФ – этот процесс находится под контролем уполномоченных служб и ведомств (миграционный отдел МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д.);
- для отдельных категорий нарушителей допускается самостоятельный выезд за пределы РФ, с сохранением контроля за перемещением со стороны государственных служб;
- применить указанную санкцию может только суд, а если административный проступок выявлен при въезде на территорию страны – должностными лицами уполномоченных органов.
Помимо норм КоАП РФ, для исполнения наказания будет применяться Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Как назначается санкция
Выявление фактов правонарушений с участием иностранцев и лиц без гражданства может происходить во время попытки пересечения границы РФ, либо на территории страны. При пересечении границы возможными нарушениями могут являться:
- представление ненадлежащих документов, удостоверяющих личность;
- отсутствие разрешительных документов, позволяющих на законном основании пересечь границу, либо отказ их предоставить по требованию пограничных и таможенных служб – разовые или постоянные визы, транзитные документы при следовании через территорию страны и т.д.;
- попытка провоза вещей и предметов, запрещенных к обороту в России, либо требующих специального разрешения на ввоз;
- иные правонарушения, связанные с несоблюдением миграционных, пограничных или таможенных правил.
При выявлении факта правонарушения на границе представители уполномоченных служб вправе не только составить протокол по нормам КоАП РФ, но и назначить санкцию в виде выдворения.
Если проступок обнаружен в период пребывания на территории РФ, процедура применения санкций выглядит следующим образом:
- уполномоченным лицом составляется процессуальный протокол – в нем указываются все обстоятельства проступка, а также статус правонарушителя (иностранец или лицо без гражданства);
- если в содержании статьи КоАП РФ, по которой составлен протокол, предусмотрена мера воздействия в виде выдворения, по решению уполномоченного лица потенциального правонарушителя задержат на срок рассмотрения дела – период такого задержания не может превышать 48 часов;
- административный материал направляется для рассмотрения в суд;
- если потенциальный правонарушитель подвергался задержанию, он принудительно доставляется к месту проведения заседания суда.
При назначении выдворения применяются специальные правила. Основная группа составов, за которые грозит такая мера наказания, зафиксирована в главе 18 КоАП РФ. Даже если суд назначает штраф, в большинстве случаев, выдворение рассматривается как дополнительная санкция. Например, по статье 18.11 КоАП РФ (нарушение иммиграционных правил), назначается штраф в сумме от 2000 до 4000 рублей с административным выдворением или без такового.
Обязательное применение выдворения будет нарушать законные права иностранцев и лиц без гражданства, имеющих законное право пребывать на территории страны. Однако КоАП РФ содержит и ряд исключений, когда суд не может обойтись только назначением штрафа. Например, по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, при нарушении правил осуществления трудовой деятельности на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области штраф обязательно назначается с выдворением за пределы страны. Если аналогичное нарушение будет совершено на иной территории РФ, наказание последует по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а суд может обойтись без назначения выдворения.
Как происходить исполнение
Исполнение санкции в виде выдворения происходит после вступления судебного акта в силу. Этот момент связан с истечением срока на обжалование, либо с рассмотрением жалобы в вышестоящих инстанциях. Кроме того, правонарушитель вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения наказания – такие вопросы решаются в судебном заседании.
Принимая решение о выдворении, суд может использовать обеспечительную меру – помещение правонарушителя в спецучреждение МВД. Правила размещения и содержания в данных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. Продолжительность ожидания может существенно отличаться – это зависит от согласования с властями иностранного государства, организации транспорта и доставки до границы, и т.д.
Принудительное выдворение происходит следующим образом:
- контроль за надлежащим и своевременным исполнением судебного акта исполняются миграционные службы МВД (при необходимости, по отдельному поручению могут привлекаться судебные приставы);
- выдворение происходит путем передачи правонарушителя уполномоченному представителю иностранного государства;
- если между РФ и другой страной заключен соответствующий международный договор – одновременно с переходом нарушителя через пограничный контроль направляется официальное уведомление представителям иностранного государства;
- для подтверждения факта выдворения составляется процессуальный акт – допускается двустороннее или одностороннее оформление этого документа.
По итогам принудительного перемещения правонарушителя через границу и оформления акта, происходит прекращение исполнительного производства. Об этом в адрес судебного учреждения направляется официальное уведомление.
Если гражданин добился предоставления отсрочки, он будет находиться в спецучреждении МВД, либо по месту проживания (под надзором миграционной службы и приставов). Незамедлительно после прекращения отсрочки процедура выдворения возобновляется и проходит по общим правилам.
Для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства допускается добровольное исполнение санкции – контролируемый самостоятельный выезд. На практике, такая процедура сопровождает выезд работников дипломатических служб, иных представительств иностранных государственных органов, высококвалифицированных специалистов и т.д.
О возможности обеспечения самостоятельного выезда правонарушитель может ходатайствовать перед судом – для этого нужно подтвердить источники возмещения затрат на проезд и иные обязательные формальности. В ст. 3.10 КоАП РФ перечислены такие источники, за счет которых возможен самостоятельный выезд:
- собственные средства иностранца или лица без гражданства;
- финансовые ресурсы российской организации, пригласившей правонарушителя на территорию страны;
- денежные средства дипломатических и консульских учреждений и представительств зарубежных стран;
- активы международной организации, частных лиц или компаний.
На момент исполнения санкции источник для оплаты расходов по выезду должен быть подтвержден документально.
По факту возврата правонарушителя на территорию смежного государства или за пределы пограничной зоны РФ составляет процессуальный акт.
Принудительное контролируемое выдворение будет происходить за счет средств федерального бюджета РФ. Попытка скрыться или уклониться от перемещения через государственную границу рассматривается как самостоятельное административное правонарушение. При выявлении таких фактов составляется процессуальный протокол, а кроме продолжения процедуры выдворения, нарушителю грозит новый штраф.
Дополнительные сложности могут возникать, если у правонарушителя имеются несовершеннолетние дети, чье право на пребывание в РФ не отменено или не оспорено. Хотя у ребенка в России не остается другого законного представителя, формальных оснований для принудительного выдворения не возникает. В КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие однозначный порядок решения таких вопросов. Поэтому в каждом конкретном случае допускается обращение в адрес суда для разъяснения порядка исполнения санкции.
Понятие, причины и порядок административного выдворения
С 2015 года в мире наблюдается усугубление миграционного кризиса, которое выражается не только в повышении численности мигрантов, но и в их противоправном поведении на территории принимающих стран. В целях предупреждения таких правонарушений со стороны иностранцев и апатридов законодательство множества государств предусматривает такой специальный вид наказания, как выдворение за пределы страны. Разберемся, что такое административное выдворение, за какие нарушения оно может быть назначено, как оно проводится и в каком порядке обжалуется.
Выдворение: что это
Перечень мер административной ответственности, которые могут применяться в пределах той или иной страны, определяется законами каждой из них отдельно – унифицированного международного административного законодательства не существует. Это, однако, не мешает большинству развитых стран применять такую форму ответственности как выдворение.
Так, учитывая законодательство стран Европы, России и США, административное выдворение – это одна из форм административного наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам за совершение тех или иных административных проступков, если такое наказание предусмотрено санкцией статьи, регулирующей наказание (в России это КоАП).
Процедура выдворения предполагает принудительную высылку или самостоятельный контролируемый выезд иностранца или лица без гражданства за пределы государства, в котором ему назначен данный вид наказания.
Учитывая это, конкретные основания, по которым может быть назначено выдворение из страны, определяются законодательством об административных правонарушениях каждого государства отдельно.
Как правило, такая форма ответственности устанавливается:
- в интересах национальной безопасности;
- в целях соблюдения общественного порядка;
- для защиты здоровья и других интересов граждан;
- в целях обеспечения прав и свобод других граждан.
Поскольку высылка выступает как мера принуждения к правовому поведению, помимо самого наказания, она также назначается в целях профилактики административных правонарушений. Выдворение сопровождается запретом на въезд в страну в будущем. Срок запрета определяется исходя из конкретных обстоятельств ситуации, ставших основанием для принятия такого решения, а также обстоятельств, связанных с пребыванием на территории государства.
Поскольку такая форма ответственности является видом наказания за правонарушение, в подавляющем большинстве случаев она назначается по решению суда. Исключения составляют случаи, когда правонарушение совершается при въезде в страну – в таком случае решение принимается должностными лицами миграционных органов. Отметим, что в РФ административное выдворение не может осуществляться к иностранцам- военнослужащим.
Обратим внимание, что выдворение как вид наказания следует различать с высылкой по депортации, которая также является формой ответственности.
Административное выдворение – это мера наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам в случае совершения ими административных проступков. Высылка в данном случае возможна как в добровольном, так и принудительном порядке. Основания и правила, по которым она применяется, определяются каждой страной отдельно.
Отличие выдворения от депортации
Несмотря на формальную схожесть понятий, выдворение и депортация имеют разную правовую природу и основания, по которым они применяются. Так, депортация применяется миграционными органами тогда, когда иностранец или лицо без гражданства утрачивает законное право на пребывание в стране или такое право прекращается по независимым от него причинам – депортировать за административное правонарушение не могут. Выдворение же применяется к иностранцам и апатридам даже при наличии у них законных оснований для пребывания – в качестве меры ответственности за собственные проступки.
Имеются и процессуальные отличия. Во-первых, высылка за правонарушение применяется в подавляющем большинстве случаев судами, в то время как депортация – прерогатива миграционных органов. Во-вторых, высылка возможна как в добровольном, так и принудительном порядке, а депортация – исключительно принудительна.
Стоит отметить, что выдворение также отличается от реадмиссии, однако при наличии международного соглашения первое возможно в порядке второй.
Законодательство о выдворении из РФ
Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.
Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:
- употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
- пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
- нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
- незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
- предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
- нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.
Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.
В зависимости от обстоятельств мигрант получит запрет на въезд сроком от 5 до 10 лет, даже если до этого у него было право на временное проживание или ВНЖ в России.
Процедура административного выдворения
Как мы уже выяснили, единственным основанием для начала процедуры выдворения может служить постановление суда (в исключительных случаях – миграционного органа) о назначении данного вида наказания. В зависимости от обстоятельств судья может принять решение о принудительной высылке либо о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина. Вопреки сложившемуся мнению, иностранцев в данном случае не заключают под арест, если только этого в качестве меры пресечения не требует уголовное законодательство .
В зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, согласно ст. 32.10 КоАП, его исполнение может производиться путем передачи гражданина уполномоченным лицам иностранного государства или путем его самостоятельного выезда из страны. Рассмотрим эти формы высылки подробнее.
Принудительное выдворение
Принудительная высылка иностранцев из РФ, осуществляемая на основании судебных постановлений, согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», проводится судебными приставами – именно к ним поступает постановление после его вынесения. Согласно ч. 5 ст. 3.10 КоАП, в случае именно принудительной высылки суд также вправе в целях исполнения наказания применить к иностранцам содержание в специальном учреждении миграционных органов, в которых выдворяемые граждане содержатся непосредственно до исполнения наказания.
Как установлено ст. 32.10 КоАП, принудительное выдворение предполагает передачу судебными приставами лица представителям страны, на территорию которой оно подлежит высылке. Согласно ст. 109.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», это предполагает приобретение такому лицу проездного билета, препровождение его до пункта пропуска через границу РФ и официальную передачу пограничникам иностранного государства.
После исполнения судебного постановления пристав оформляет соответствующий акт и сообщает об этом в миграционные органы и Министерство иностранных дел, которое, в свою очередь, сообщает о высылке в диппредставительство страны, гражданином которой выдворенное лицо является.
Самостоятельный контролируемый выезд
Вторая форма высылки – самостоятельное контролируемое выдворение. Данная форма предусматривает добровольное покидание иностранцем территории страны, из которой он выдворяется, в сроки, оговоренные законодательством. Например, в России лицо, в отношении которого принято решение о высылке путем самостоятельного выезда, согласно ч. 5 ст. 32.10 КоАП, должно покинуть пределы страны в течение 5 дней, иначе будет запущена процедура принудительной высылки.
Обратим внимание, что наказание в форме самостоятельного выезда, исходя из ч. 6 ст. 3.10 КоАП, может быть назначено лишь в случае, когда он осуществляется за счет самого выдворяемого, государства его гражданской принадлежности или юридического и физического лица, которые пригласили иностранца в страну.
Несмотря на добровольное исполнение постановления, оно подлежит контролю со стороны миграционных органов, которые после высылки составляют соответствующий акт и сообщают об этом в МИД. Министерство, в свою очередь, сообщает об этом в дипломатическое представительство страны гражданской принадлежности выдворенного.