Учет доходов и затрат платных медицинских услуг

Организация учета в медицинских учреждениях

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.
Читать еще:  Написала заявление на увольнение и пропал

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Учет доходов, полученных от платных медицинских услуг, оказываемых медико-санитарными частями (Валова С.)

Дата размещения статьи: 06.05.2016

По общему правилу казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено его учредительным документом. Отметим, что данным правом наделены многие медико-санитарные части МВД, ФТС, ФСИН. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся отражения операций по предоставлению медицинских услуг гражданам РФ.

Как уже было отмечено выше, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом (ст. 161 БК РФ). Возможность оказания медицинских услуг на платной основе отражена в учредительных документах во многих ведомственных учреждениях, в некоторых случаях данное право вытекает из норм отдельных документов. Например, в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация ИВС обеспечивает подозреваемым и обвиняемым при наличии соответствующих условий платные бытовые и медико-санитарные услуги, в частности отдельные виды лечения, протезирования зубов.

Отметим, что оказание платных медицинских услуг осуществляется согласно положениям ст. 84 Федерального закона N 323-ФЗ . В силу норм, изложенных в данной статье, порядок и условия предоставления таких услуг пациентам установлены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее — Порядок N 1006).

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. п. 3, 16 Порядка N 1006 медицинские организации (ведомственные госпитали, поликлиники) могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора, составленного в письменной форме. Оформляя договор с пациентом, следует учитывать, что на предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя обязательно, при этом она является неотъемлемой частью договора.

Обратите внимание! Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять ему дополнительные медицинские услуги на возмездной основе (п. 20 Порядка N 1006).

Из чего следует исходить при определении цены медицинской услуги?

Важным экономическим элементом при предоставлении платных услуг является их цена. Пунктом 8 Порядка N 1006 предусмотрено, что порядок определения цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Так, в отношении медицинских учреждений, подведомственных МВД, такой порядок определен Приказом МВД России от 30.01.2013 N 55, для учреждений ФСИН — Приказом ФСИН России от 11.07.2013 N 401, для учреждений ФТС — Приказом ФТС России от 22.02.2013 N 331.

Читать еще:  Как вносить изменения в договор субаренды

Исходя из норм перечисленных выше Приказов следует, что размер платы определяется на основании:

1) установленных нормативными правовыми актами РФ цен (тарифов) на соответствующие платные услуги по основным видам деятельности учреждения;

2) размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

— анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды, за исключением расходов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт;

— прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

— анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

— анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

Перечень платных медицинских услуг, оказываемых учреждением, цены (тарифы) на медицинские услуги, а также изменения, вносимые в перечень платных медицинских услуг, и изменения цен (тарифов) на медицинские услуги утверждаются приказом учреждения.

Дополнительно отметим, что отдельными ведомствами (см. Приказ ФСИН России N 401) предусмотрено, что цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется определять рентабельность не более 20%.

Кроме того, возможно установление повышенной платы за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздничные дни, но не более чем:

— за оказание платных медицинских услуг в ночное время — 30%;

— за оказание платных медицинских услуг в выходные и праздничные дни — 50%.

Как оформить взимание платы за оказанную услугу?

После оказания медицинских услуг потребителю (заказчику) должен выдаваться документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)) (п. 24 Порядка N 1006). Напомним, что Приказом Минфина России N 52н для учреждений госсектора утверждена форма бланка строгой отчетности — квитанция (ф. 0504510). Как разъяснил Минфин в Письме от 24.08.2015 N 02-06-10/48743, учреждения, у которых имеются запасы старых бланков квитанции, могут их использовать до 1 апреля 2016 г. Заметим, что существенным условием применения данной квитанции является дополнение бланка необходимыми реквизитами, предусмотренными Приказом Минфина России N 52н.

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Напомним, что в силу п. 7 Инструкции N 157н в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни субъект учета вправе включать в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Таким образом, казенные учреждения силовых министерств и ведомств в рамках своей учетной политики (при внесении изменений в нее) вправе самостоятельно определить способ отражения необходимых реквизитов в форме квитанции (ф. 0504510), до издания нового тиража бланка строгой отчетности — в форме квитанции, установленной Приказом Минфина России N 52н.

Как отражаются доходы, полученные от платных медицинских услуг?

Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

На порядок отражения операций по перечислению выручки в доход бюджета влияет наличие у казенного учреждения прав администратора доходов бюджета. Напомним, что в соответствии с Инструкцией N 162н , если учреждение не является администратором доходов, расчеты, связанные с возвратом средств в бюджет, надо отражать в учете с использованием счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Если учреждение — администратор соответствующих доходов бюджета, поступившие средства нужно указывать с использованием счета 0 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Что касается расчетов с физическими лицами за оказанные платные услуги, то в соответствии с п. п. 77, 78 Инструкции N 162н такие расчеты отражаются в учете на счете 0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Ниже рассмотрим варианты корреспонденции счетов по возврату сумм выручки, поступившей в учреждение от оказания платных медицинских услуг.

Начислены доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета по начислению платежей в бюджет и их учету

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов, полученных от оказания платных медицинских услуг

Извещение (ф. 0504805)

Отражено исполнение обязательств по перечислению в доход бюджета суммы дохода, полученной от оказания платных медицинских услуг

Извещение (ф. 0504805)

Казенное учреждение является администратором доходов бюджета

Читать еще:  Необходимо ли на иностранца с рвп уведомлять фмс

Поступил доход, полученный от оказания платных медицинских услуг, в бюджет

Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761)

Пример 1. Казенное учреждение ФСИН, наделенное отдельными полномочиями администратора доходов по начислению и учету платежей в бюджет, оказывает платные медицинские услуги. В январе 2016 г. было оказано услуг на сумму 53 400 руб. Вся выручка перечислена в доход бюджета.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Начислен доход, полученный от оказания платных услуг

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании извещения (ф. 0504805)

Поступила выручка в доход бюджета

Пример 2. Медико-санитарная часть МВД, имеющая статус казенного учреждения и являющаяся администратором доходов бюджета, в рамках предоставления платных услуг в январе 2016 г. провела 150 платных рентгеновских исследований грудной клетки на общую сумму 42 500 руб. Денежные средства были внесены в кассу учреждения.

Отметим, что порядок внесения в бюджет наличных денежных средств, поступивших в кассу казенных учреждений от оказания ими платных услуг, приведен в Письме Минфина России N 02-03-06/2530, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-366 от 02.06.2011. В нем чиновники рекомендуют при отражении в учете операций использовать счет 1 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». В соответствии с п. 2 данного Письма внесение казенным учреждением сумм доходов, полученных от оказания платных услуг, поступивших в наличной форме в кассу учреждения, осуществляется по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001).

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Начислены доходы, полученные от оказания услуг населению

Как распределить доходы от оказания платных медицинских услуг

Статьи по теме

Медорганизации вправе оказывать платные медуслуги (ст. 84 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). В связи с этим встает вопрос, на что можно потратить доходы от такой деятельности. О том, как распределить полученные средства, читайте в рекомендации.

Медицинская организация вправе предоставлять только те платные медуслуги, которые указаны в ее лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006).

Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг установлены Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006.

Доходы от оказания платных медуслуг отнесите на статью 130 КОСГУ (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

На данную статью КОСГУ относят такие доходы от платных услуг, как:

  • доходы от медуслуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС;
  • доходы государственных и муниципальных медучреждений от оказания медуслуг, которые предоставляют беременным женщинам и новорожденным.

На что направить доходы от платных медуслуг

На доходы, которые медучреждение получило от оказания платных услуг, составьте план ФХД. Его составляют бюджетные и автономные учреждения, чтобы обобщить информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Казенные учреждения составляют бюджетные сметы.

Казенные учреждения уже в 2016 году ведут бюджетные сметы по кодам вида расходов (КВР) без применения кодов КОСГУ (приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

После уплаты всех обязательных платежей направьте доходы на расходы, которые связаны с уставной деятельностью учреждения. В том числе в фонд оплаты труда.

Договоры о поставке товаров, работ, услуг, которые подлежат исполнению, заключите и оплатите в пределах утвержденного плана или сметы.

Медорганизация самостоятельно определяет направления и очередность использования полученных средств от платных медуслуг. В том числе:

  • на функционирование и развитие;
  • на лечебный процесс;
  • на оплату труда и материальное стимулирование работников;
  • на приобретение предметов хозяйственного пользования;
  • на оплату коммунальных и иных услуг и другие нужды.

Между работниками медучреждения доходы от платных услуг распределите на основании Положения об оплате труда работников. Также нужно учесть индивидуальный вклад каждого сотрудника, который участвовал в процессе оказания таких медуслуг.

Можно ли за счет доходов от платных медуслуг производить оплату труда работникам, которые не участвовали в их оказании?

За счет доходов, полученных от оказания платных услуг, можно оплатить труд как работников, которые непосредственно их оказывали, так и тех, кто содействовал оказанию. А именно персонал, затраты на оплату труда которого относят к накладным расходам: административно-управленческий и хозяйственный.

Что касается остальных, например работников подразделений, в которых платные услуги не оказывают, то для них можно установить дополнительную оплату труда за счет чистой прибыли (прибыли после налогообложения).

Можно ли оплатить недостающую часть МРОТ за счет средств от оказания платных медицинских услуг?

Медицинская организация вправе оплатить недостающую часть МРОТ за счет средств от оказания платных медицинских услуг.

Минимальный размер оплаты труда обеспечивают:

  • организации, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организации, финансируемые из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Об этом говорит статья 133 Трудового кодекса РФ и статья 2 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ.

Платные медицинские услуги относят к иной приносящей доход деятельности. Таким образом, медорганизация вправе оплатить недостающую часть МРОТ за счет средств от оказания платных медицинских услуг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector