Тема 10 Правовое государство и гражданское общество План

Гражданское общество и правовое государство

Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

  • необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
  • низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

  • реализован принцип разделения властей

Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.

Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.

Что мы узнали?

Гражданское общество и правовое государство – это важные явления современного общества, к достижению которых должны стремиться все страны, так как именно эти формы организации жизни людей способствуют установлению справедливого порядка, дают возможности для полной реализации своих интересов, потребностей.

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски.

Скачать:

Вложение Размер
grazhdanskoe_obshchestvo_i_pravovoe_gosudarstvo.zip 284.21 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданское общество и правовое государство.

Автор: Перевозчикова Ирина Анатольевна

Номинация: Урок с использованием интерактивной доски

Класс: 10 ( базовый уровень)

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы: «Гражданское общество и правовое государство». Данная тема является частью главы «Политическая сфера» и раскрывает понятие и сущность основополагающих ценностей демократического государства. Данный конспект может быть полезен при проведении урока в 10 классе общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием учебника под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Основная часть …………………………………… с. 6

Предмет обществознания в школе призван не только дать учащимся необходимые знания с целью успешной сдачи единого государственного экзамена, но и сформировать у учащихся необходимые для жизни в обществе качества личности, помочь успешной социализации. Противоречия и проблемы современного российского общества не могут не отражаться на формировании современного подрастающего поколения. Тем актуальнее становится тема, посвященная ведущим ценностям демократического государства.

Современному молодому человеку необходимо научиться делать осознанный самостоятельный выбор, нести личную ответственность за него. Понятие и признание значимости для человека прав и свобод, гражданского отношения к происходящему позволит ему реализовать себя в жизни. Важно, чтобы каждый сегодняшний школьник отчетливо понимал, что от его личного успеха выигрывает само общество. Поэтому, получая от государства возможности самореализации, гарантии прав и свобод, каждый член гражданского общества обязан неукоснительно соблюдать законы.

Существует мнение, что становление гражданского общества в современной России пока еще не завершилось, а значит, тема правовых отношений, гражданской позиции личности по-прежнему должна занимать одну из ведущих позиций воспитания. Существенной помощью в этом могут служить исторические события — памятники героизма, патриотизма и преданности своей Родине, Отечеству.

Современные средства обучения позволяют сделать любой урок не просто интересным, но и деятельностным. Использование в данном случае интерактивной доски подтверждает это. Возможности оборудования позволяют реагировать, фиксировать и даже изменять части урока. Данный конспект рассчитан на использование заданий, направленных в большей степени на развитие и аргументацию собственной позиции, но при желании

учителя в нем могут быть использования задания воспроизводящего характера и задания экзаменационного типа.

Предположительно, проведение урока позволит учащимся достичь поставленных целей, незатруднительно подойти к осознанию преимуществ демократии в общественных отношениях. Информационно-коммуникативные технологии позволяют разнообразить учебную деятельность, что соответственно влияет на ее качестве. Применение интерактивной доски на уроке повышает творческое начало в учащихся. И, как показала практика, проявляется в стремлении и отсутствии страха подготовки собственных презентаций к уроку, собственных фильмов, клипов.

В течение урока в качестве исходного материала для работы групп и класса предполагается использование презентации, представленной в приложении. Часть слайдов имеет свободное пространство, которое заполняется учащимися в ходе урока при выполнении конкретных заданий. Подводя итог, учащиеся имеют возможность воссоздать полную картину выполненного, получив печатный вариант прожитого урока. В перспективе — размещение данных и аналогичных материалов на личном сайте учителя, с целью предоставления возможности для самостоятельного закрепления или изучения темы отсутствующим на уроке учащимся.

Урок обществознания в 10-м классе по теме «Правовое государство и гражданское общество»

СЛАЙДы 1-2

Тип урока:Урок открытия новых знаний.

Предмет, класс: Обществознание, 10 класс.

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова.
  • раздаточный материал.
  • презентация.

Педагогические цели: Создание условий для формирования представлений о понятиях и признаках гражданского общества и правового государства; развитие умения работать с текстом учебника, правовыми источниками (Конституция РФ).

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

— Давать определение правовому государству;
— Выделять признаки правового государства.
— Соотносить признаки государства, признаки правового государства и признаки неправового государства.

— Готовность к сотрудничеству;
— Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; — Овладение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

— Формирование гражданской позиции учащихся как сознательных, активных и ответственных членов российского общества, уважающих закон и правопорядок, осознающих и принимающих свою ответственность за благосостояние общества, принимающих и поддерживающих общечеловеческие и демократические ценности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ориентировочно-мотивационный этап

1. Задание: Обобщение понятий
— Вам предлагается ряд понятий, определите, по какому принципу они образованы.
Слова: публичная (государственная) власть; суверенитет; единство территории; законодательная деятельность; налоговые сборы. 1. Ответ: это признаки государства. 2. Задание: Группы получают карточки с двумя описаниями. Учащимся предлагается оценить два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями:
— Прочитав предложенные тексты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), примените данные на экране символы и понятия, для составления схем взаимоотношений.
СЛАЙД 3 2. Учащиеся оценивают два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями, составляют схему для каждого описания.
Учащиеся должны составить следующие схемы:
А) ГОСУДАРСТВО ПОДДАННЫЕ
Б) ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНЕ

3. Насколько комфортно и удобно жить в каждом из приведенных государств? Почему?
— Говоря современным языком, для наиболее комфортной жизни, взаимоотношения между государством и гражданами должны строиться так, как получилось у нас на схеме под буквой Б. Данную схему взаимоотношений можно было бы назвать схемой правового государства, но в ней чего-то не хватает…

Операционно-исполнительский этап

1. Правовое государство и его признаки

1. Задание: Работа с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
— Выделите признаки правового государства.

После определения признаков
Таким образом, правовое государство обеспечивает гарантию прав и свобод человека, равноправие (каждый имеет право пользоваться своими правами и в полной мере исполнять свои обязанности), принцип наказания по суду: никто не может быть наказан без следствия и суда.

1. Учащиеся читают текст, выделяют в нём ключевые фразы и формулируют признаки правового государства.
Признаки правового государства:
• Верховенство права во всех сферах жизни общества.
• Реальное разделение властей.
• Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека.
• Взаимная ответственность государства и личности.
• Политический и идеологический плюрализм. 2. Вернёмся к схеме Б.
Данную схему взаимоотношений можно было бы назвать схемой правового государства, но в ней чего-то не хватает… 2. Ответ: правовые законы. 3. Правовые законы. Это прочный фундамент отношений.
При каком режиме возможно существование правового государства? Почему? 3. Ответ: при демократическом режиме. 4. Закрепление: СЛАЙД 4
Итак, правовое государство – это демократическое государство, предполагающее такую организацию политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека. 4. Запись определения в тетрадь

2. Гражданское общество

1. А как вы считаете, политические процессы в России сопровождаются принципами правового государства?
Задание:
Опираясь на текст Конституции РФ, отметьте, какие принципы (признаки) правового государства отражены в следующих статьях (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

1. Учащиеся читают выдержки из конституции и выполняют задание. 2. Диспут
Россия – правое государство или данный постулат закреплён только в Конституции?
В глобальной сети опубликовали письмо следующего содержания: «Я считаю, что Россия не правовое государство, потому что нарушаются элементарные права человека на образование, медицинское обслуживание, жизнь. Я учусь хорошо, но не уверена, что смогу поступить в ВУЗ, ведь всё решают деньги. Возникает вопрос, всегда ли честно выпускник становится студентом. У меня болеет мама, но к врачу узкой специальности, так просто не попадёшь, надо заплатить хорошую сумму. На дорогах тоже полный беспредел, водят машины без прав, сбивают людей, а потом откупаются. Государство, где главная ценность деньги, где легко дают и берут взятки, нельзя назвать правовым. Марина». На форуме высказывались все по-разному, а вы как считаете? Марина права или нет.
Используя ПОПС-формулу, приготовьте выступление. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

2. Учащиеся объединяются в группы «за» и «против» и готовят выступления, используя ПОПС-формулу, готовят выступление.

Выступление представителей групп.

3. Рассказ
Всегда ли соблюдаются писаные принципы? Кто должен следить за их исполнением?
Общество свободных суверенных личностей, наделённых широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
Такое общество мы называем гражданским.
Понятие гражданского общества имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства.
Гражданское общество сформировалось не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:
— гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
— гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо, если не будет свободы – не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
— демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
— высокий уровень правосознания гражан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого напрямую зависит политика государства;
— народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо чтобы народ имел возможность влиять на политику, например, через референдум или выборы;
— справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
— свобода слова и формирования общественного мнения.
Особенность гражданского общества в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.д. Это не властные отношения, которые предполагают господство одного над другим – т.е. вертикалные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.
СЛАЙД 5
Итак, гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивид. и коллект.) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
СЛАЙД 6

По ходу рассказа учителя, фиксируют схему:
«Структура и признаки гражданского общества»

Функции гражданского общества
Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.
Защита частных сфер жизни людей.
Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.
Стабилизация общественных отношений и процессов.

— Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?
Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. (СЛАЙД 7) Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

Запись определения в тетрадь

Ответы учащихся
Формирование гражданского общества возможно только в правовом государстве.

Оценочно-рефлексивный этап

1. Задание: Составить синквейн на тему «Гражданское общество и правовое государство».

Учащиеся составляют синквейн в тетради

Домашнее задание

— Повторить записи в тетради
— Провести мини-исследование на тему «СМИ как четвёртая ветвь власти» или «Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества»
— Составить истинные и ложные суждения на тему «Правовое государство и гражданское общество».

Читать еще:  Размер банковской гарантии — что здесь стоит знать?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector