Резерв по отпускам право или обязанность

Резерв по отпускам право или обязанность?

В бухгалтерском учете формирование резерва по отпускам стало обязательным для всех организаций со вступлением в силу Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

Резерв могут не создавать только субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.

В бухгалтерском учете резерв по отпускам как и резерв по любым другим оценочным обязательствам создается с целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода.

Что касается налогового учета, организация вправе выбирать, формировать резерв или нет.

В ПБУ 8/2010 прямо не поименовано, что именно надлежит относить к оценочным обязательствам. Обязательство должно быть признано оценочным и создаваться в бухгалтерском учете при соблюдении определенных условий.

Кратко прокомментируем каждый из критериев, чтобы убедиться, что действительно резерв по отпускам является оценочным обязательством.

Во-первых, в силу положений трудового законодательства у организации существует обязанность перед своими работниками. По истечении шести месяцев непрерывной работы у работника возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, а у организации соответственно обязанность предоставить отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114, ст.122 ТК РФ). Избежать исполнения данной обязанности работодатель не может, иначе будет привлечен к ответственности.

Во-вторых, исполнение данного обязательства приведет к определенному оттоку денежных средств, организация выплатит сотрудникам отпускные, т.е. понесет расходы.

В-третьих, величина данного оценочного обязательства – резерва по отпускам может быть обоснованно оценена.

Как именно оценить данное обязательство в российских стандартах бухгалтерской отчетности не закреплено.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (п.7 ПБУ 1/08).

Соответственно, в части методики формирования резерва у компаний есть свобода выбора. Организация должна разработать свою методику и прописать ее в учетной политике или ином локальном акте организации.

Утвержденная методика формирования резерва служат документальным подтверждением обоснованности оценки резерва. Это позволит избежать вопросов, споров с контролирующими органами.

Подтверждением обоснованности формируемого резерва служит также расчет предстоящих расходов по отпускам. Он может вестись автоматически в программе или рассчитываться вручную. Расчет должен составляться на основании первичных документов, например, положений об оплате труда, штатного расписания, графика отпусков, данных кадрового учета.

Оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству.

Основная сумма оценочного обязательства по отпускам рассчитывается как произведение количества неиспользованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев.

Итак, что именно, необходимо прописать в учетной политике?

Во-первых, надо определиться будете ли вы создавать резерв по каждому сотруднику или по всем сотрудникам в целом. В первом случае для определения резерва для всей организации суммируем резервы по всем работникам.

Во-вторых, необходимо закрепить в учетной политике периодичность отчислений. Существует два варианта:

· делать периодические отчисления – ежеквартально;

· создать резерв, исходя из количества «неотгулянных» сотрудниками дней отпуска на конец каждого месяца.

В-третьих, стоит прописать, будете ли вы при формировании резерва основную сумму оценочного обязательства увеличивать на сумму обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, на медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве.

В-четвертых, надо выбрать период за который будет рассчитываться среднедневной заработок и какие выплаты при расчете будут учитываться. На наш взгляд, расчет следует осуществлять с учетом установленной методики расчета среднего заработка.

Таким образом, в настоящее время у организации пока существует право разработать в зависимости от своих возможностей и потребной наиболее оптимальную для себя методику.

Идеальным вариантом было бы формирование резерва по итогам каждого месяца по всем работникам исходя из количества заработанных ими за этот месяц дней отдыха и среднего заработка. Но это очень трудоемко.

Сейчас создаются программы, позволяющие автоматизировать данный процесс, но это требует дополнительных затрат.

Можно установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета создание предстоящих расходов на оплату отпусков в соответствии со ст. 324.1 Налогового Кодекса РФ.

По результатам отчетного периода фактически начисленные суммы отпускных могут расходиться с суммой сформированного резерва за данный год.

Поэтому, по истечении отчетного периода необходимо провести инвентаризацию резерва по отпускам.

По результатам инвентаризации возможны два варианта:

1) отпуск в текущем году не полностью использован работником – сумма резерва на оставшиеся дни переносится на следующий год.

Читать еще:  При дарственной на квартиру уплачивается ли налог

2) выявлен недостаток резерва — необходимо сделать доначисления и включить их в расходы на оплату труда.

Уточнение производится исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда.

Резерв на оплату отпусков

Резерв на оплату отпусков – это источник выплаты отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск и уплаты взносов во внебюджетные фонды, который работодатель создает в текущем периоде для использования в будущем. В нашей консультации мы расскажем, как формируется резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете.

Кто обязан создавать резерв отпусков

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в 2019 году обязаны создавать все организации, за исключением тех, которые могут вести упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010 , ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ). Создавая резерв отпусков, организации тем самым обеспечивают заинтересованных пользователей информацией о величине обязательства по оплате отпусков работникам на отчетную дату.

Как часто создавать резерв

Резерв отпусков создается на отчетную дату. Этой датой для организации могут быть:

  • последнее число каждого месяца. Этот вариант наиболее предпочтительный, но и более трудоемкий;
  • последнее число каждого квартала. По соотношению «затраты-эффект» этот вариант можно признать наиболее оптимальным;
  • 31 декабря. Вариант самый простой, но доступен он только тем организациям, которые составляют отчетность лишь по итогам года.

Какую дату для расчета резерва выбрать, организация решает сама и закрепляет это в своей Учетной политике.

Резерв по отпускам в бухгалтерском учет и отчетности

Резерв на оплату отпусков на отчетную дату формируется по дебету тех же счетов учета, на которых организация отражает начисление заработной платы.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начислен резерв на оплату отпусков 20 «Основное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
44 «Расходы на продажу»
08 «Вложения во внеоборотные активы»
и др.
96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков»

Сумма резерва отпусков в бухгалтерском балансе организации будет отражена по строке 1540 «Оценочные обязательства» в величине, равной на отчетную дату кредитовому сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков: проводки по использованию

Отпускные и компенсации за неиспользованные дни отпуска, а также исчисленные с этих сумм взносы во внебюджетные фонды начисляются за счет резерва следующим образом:

Операция Дебет счета Кредит счета
Начислены отпускные (компенсация за неиспользованный отпуск) за счет резерва 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Начислены взносы во внебюджетные фонды за счет резерва 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков» 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Если организации не хватило средств начисленного резерва, то начисление отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск со взносами в части, превышающей остаток по счету 96, будет отражаться в общем порядке по дебету счетов учета затрат 20, 25, 26, 44 и др.

Как рассчитать резерв отпусков

В нормативных документах по бухгалтерскому учету отсутствует конкретный порядок расчета величины резерва на оплату отпусков. Поэтому этот алгоритм организация разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей Учетной политике.

Можно рассмотреть несколько способов определения величины резерва на оплату отпусков. Они будут рассмотрены ниже.

Но в любом случае, сперва необходимо распределить всех работников организации по группам. Принцип следующий: в одну группу объединяются те работники организации, начисление заработной платы которым отражается на одном и том же счете учета затрат. Это значит, что работники основного производства, чья заработная плата начисляется по дебету счета 20 «Основное производство», будут объединены в одну группу, а работники, чья деятельность связана с продажей товаров, — в другую, если их заработная плата начисляется по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Далее можно переходить к одному из 3 предлагаемых способов определения размера резерва отпусков.

Способ 1

Резерв (кредитовое сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков») рассчитывается исходя из среднего дневного заработка каждого конкретного работника.

Для этого на каждую отчетную дату (конец месяца, квартала или года, как определила организация) для каждой группы работников необходимо сделать следующее:

Шаг 1. Определить количество неиспользованных дней отпуска, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, на которое имеет право каждый работник на эту отчетную дату.

Шаг 2. Рассчитать средний дневной заработок каждого работника соответствующей группы. Применяется общий порядок расчета среднего заработка для определения величины отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Шаг 3. Рассчитать величину отпускных, причитающихся конкретному работнику на отчетную дату, с учетом взносов во внебюджетные фонды по формуле:

Шаг 4. Сложить по всем работникам группы величину рассчитанных отпускных с учетом взносов во внебюджетные фонды.

Полученная величина и будет являться суммой резерва на оплату отпусков по каждой конкретной группе на отчетную дату. Сумма резервов по всем группам должна соответствовать кредитовому сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков».

По результатам инвентаризации остатка резерва, доначисляется резерв по дебету счетов учета затрат 20, 25, 26, 44, 08 и кредиту счета 96. Излишне зарезервированные в прошлом году и не использованные в отчетном году суммы резерва отпусков включаются в состав прочих доходов организации по дебету счета 96 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 « Прочие доходы».

Способ 2

Порядок расчета суммы резерва отпусков может быть упрощен путем определения среднего заработка не конкретного работника, а всех работников соответствующей группы.

В этом случае для определения величины резерва необходимо:

Шаг 1. Определить общее количество неиспользованных дней отпуска, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, на которое имеют право все работники одной группы на эту отчетную дату.

Шаг 2. Рассчитать средний дневной заработок по каждой группе работников за отчетный период (месяц, квартал или год) по формуле:

Шаг 3. Определить сумму резерва по каждой группе работников по формуле:

Создание резервов — право или обязанность?

Организация осуществляет торговую деятельность. Аудиторы настаивают на создании резервов на выплату бонусов сотрудникам, выплату компенсаций за неиспользованные отпуска при увольнении и по сомнительным долгам. Обязана ли организация создавать резервы для целей бухгалтерского (финансового) учета или это является ее правом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, создание резерва по сомнительным долгам, а также резерва по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск является правом, а не обязанностью организации.

Что касается резерва на выплату бонусов, то его создание зависит от условий выплаты и т.п.

Информацию об условных обязательствах, в отношении которых не созданы резервы, организации следует отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Обоснование вывода:

Действительно, п. 70 и п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России N 34н от 29.07.1998 (далее — Положение), устанавливают, что организации могут создавать, например, резервы сомнительных долгов, резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год и т.п.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации также следует учитывать и нормы ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (далее — ПБУ 8/01).

Так, п. 4 ПБУ 8/01 предусматривает, что последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные обязательства или условные активы.

Пункт 6 ПБУ 8/01 указывает, что для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:

— существующие на отчетную дату обязательства, в связи с которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы в порядке, установленном в п. 8 и 9 ПБУ 8/01;

— возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке.

В свою очередь, п. 8 ПБУ 8/01 определяет, что организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации при одновременном наличии следующих условий:

— существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации.

Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего законодательства, либо сложившейся практики деятельности организации;

— величина обязательства может быть достаточно обоснованно оценена.

При этом данный пункт именно обязывает организацию создавать резервы в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день два указанных выше нормативных акта противоречат друг другу.

В таком случае, на наш взгляд, следует воспользоваться разъяснениями Минфина России, данными в письме от 23.08.2001 N 16-00-12/15, в котором сотрудники данного ведомства отметили, что Положение и ПБУ являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня в системе правовых актов РФ. Поэтому в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого.

Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что требования ПБУ 8/01 имеют приоритет перед нормами Положения.
Данную точку зрения подтверждает и п. 2 ПБУ 8/01, который предусматривает, что данное Положение может не применяться только субъектами малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

Соответственно, организация обязана применять ПБУ 8/01 и обязана отражать в отчетности информацию об условных фактах хозяйственной деятельности.

Для создания в учете резерва, во-первых, должны иметь место условные факты хозяйственной деятельности; во-вторых, в отношении условных обязательств организации должны одновременно выполняться условия, поименованные в п. 8 ПБУ 8/01.

Пункт 3 ПБУ 8/01 определяет, что условным фактом хозяйственной деятельности является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

Так, резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации (п. 70 Положения).

В этой связи полагаем, что организации известна как величина задолженности, не погашенной в срок, так и период истечения срока ее исковой давности.

Поэтому истечение срока исковой давности, на наш взгляд, нельзя отнести к условным фактам хозяйственной деятельности.

Следовательно, в отношении резерва по сомнительным долгам нормы ПБУ 8/01 не применяются.

Поэтому при ответе на вопрос, является ли создание резерва по сомнительным долгам не правом, а обязанностью организации, на наш взгляд, следует руководствоваться требованиями п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Значит, при принятии решения о создании резерва следует учитывать принципы полноты, осмотрительности, рациональности и т.п.

Так, принцип осмотрительности предполагает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, и недопущение создания скрытых резервов. Иными словами, если существует вероятность получения убытка (в данном случае — неполучения долга), этот убыток должен быть зафиксирован в бухгалтерской отчетности. Одним из методов отражения в отчетности вероятных убытков является создание резервов по сомнительным долгам.

Вместе с тем учетная политика также должна обеспечивать рациональное ведение учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Таким образом, при решении вопроса о создании резерва по сомнительным долгам, на наш взгляд, необходимо все же исходить из существенности сумм и из экономической целесообразности создания такого резерва.

Необходимо принимать во внимание также и п. 6.3.4 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.), который указывает, что при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Соответственно, по нашему мнению, нормативные акты по бухгалтерскому учету на сегодняшний день не дают однозначного ответа является ли создание резерва по сомнительным долгам правом или обязанностью организации.

Представляется, что окончательное решение надо принимать на основании анализа размеров дебиторской задолженности, сроков и вероятности ее погашения и т.п.

При этом, по мнению работников налоговых органов, создание организацией резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете является правом организации (письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921).

В отношении выплат увольняющимся сотрудникам, на наш взгляд, существует неопределённость, и выплату компенсаций за неиспользованные отпуска можно отнести к условным фактам хозяйственной деятельности.

Однако, так как организация не располагает данными относительно количества сотрудников, планирующих уволиться в течение 2010 года, то величина обязательства не может быть оценена достоверно.

В таком случае представляется, что создание резерва на выплату компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников также не носит обязательный характер.

В отношении резерва на выплату бонусов сотрудникам представляется, что перечень сотрудников, получающих бонусы, а также их величина и условия их предоставления могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации.

Тогда организация принимает решение, относится ли данная выплата к условным фактам хозяйственной деятельности.

Если выплата бонусов зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий (например получение обществом прибыли, выполнение плана по размеру выручки и т.п.), то данная выплата соответствует понятию условного факта хозяйственной деятельности и при выполнении условий, поименованных в п. 8 ПБУ 8/01 организация обязана создавать резерв.

Если же данная выплата не соответствует понятию условного факта хозяйственной деятельности (размер бонусов зафиксирован и не зависит от определенных условий), то тогда организация вправе, а не обязана создавать резерв под выплату бонусов сотрудникам.

В соответствии с п. 13 ПБУ 8/01, если в отношении условных обязательств не выполняются требования п. 8 ПБУ 8/01, то резерв в связи с условными обязательствами не создается, а информация о таких обязательствах подлежит раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector