Создание и принятие корпоративных нормативных актов
Принципы и правила создания корпоративных актов
К числу принципов, на которых основано построение корпоративных норм, относятся следующие(общие принципы).:
1)Принцип демократизма в формировании корпоративных норм, т.е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпорации.(пример- принятие корпоративных норм общим собранием коллектива предприятия)
2) Принцип гуманизма, т.е. человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития. Корпоративные нормы, детально регулирующие условия применения труда, получение вознаграждения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о человеколюбии конкретным содержанием.
3) Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпорации независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реальное воплощение зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств.
4)Законность, т.е. точное соблюдение законодательных норм.Корпоративные нормы не могут противоречить законодательным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненности, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это аксиома.
Принцип законности выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу. Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы.
5)Научность, т.е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов.
Специальные принципы корпоративных актов (Они весьма многочисленны и касаются различных аспектов деятельности корпорации.) :
1) Презумпция (принцип) компетентности корпорации на регулирование любых корпоративных вопросов путем создания корпоративных нормативных актов. По каким вопросам издавать корпоративные нормативные акты, решают органы управления корпорации, выявившие в этом необходимость в процессе осуществления работы корпорации.
2) Принцип иерархии корпоративных нормативных актов. В сфере корпоративного правового регулирования иерархия устанавливается по двум критериям:
а) по предмету регулирования. Здесь преимущество по сравнению с другими корпоративными актами всегда имеет основной корпоративный нормативный акт: устав корпорации. Это своего рода конституция корпорации. Главенство устава вытекает из того, что в нем упорядочиваются принципиальные вопросы жизни корпорации и то, как они урегулированы, должно приниматься за аксиому и не зыблемую основу при последующем решении более детальных вопро сов деятельности корпораций в других корпоративных актах;
б) по субъекту правотворчества. Преимущество устава перед всеми другими корпоративными актами обусловлено тем, что он принимается самым авторитетным субъектом корпоративного правотворчества —общим собранием участников корпорации, как говорится совокупным умом заинтересованных в успешной работе корпорации людей, принявших на себя материальный риск, пусть и в пределах определенной доли.
3) Принцип неотвратимости юридической ответственности.
4) Корпоративные акты должны отражать баланс различных интересов участников корпорации.
5) Корпоративные акты не могут создавать обязанности в отношении третьих лиц. Это правило абсолютное.
6) Корпоративные акты не должны нарушать чьи-либо права, в противном случае корпорация должна возместить причиненные убытки.
7) Принцип отсутствия обратной силы у корпоративных нормативных актов, ухудшающих правовое положение участников корпорации.
8) Принцип запрета вносить изменения в корпоративные нормативные акты, если они совершены недобросовестно или не в интересах корпорации как целостного объединения.
9) Корпоративные нормативные акты (или изменения, в них вносимые) автоматически не отменяют индивидуальные корпоративные акты, в частности условия ранее заключенных трудовых контрактов.
36. Планирование правотворческой деятельности. Значение планирования. Виды планов (перспективные, среднесрочные, краткосрочные).
Важным правилом правотворческой юридической техники является планирование правотворческой работы, поскольку она имеет целенаправленный характер. Планы в подготовке и принятии нормативных актов помогают построить правотворческую деятельность наиболее рационально, избежать поспешности, несогласованности, дублирования. Планировать правотворческую работу можно на разный срок.
Перспективное планирование.Планирование на длительный срок (более года) не предполагает проработку всех конкретных пунктов (название нормативных актов, разработчиков и т.п.), а носит примерный характер (например, разработать и принять законы, упорядочивающие миграционную политику). Одним словом, в перспективных планах указываются лишь направления правотворческой работы.Такие планы не носят обязательный характер и, возможно, поэтому часто нарушаются. Этот вид планирования еще называют программным, а такие планы — программами.
Среднесрочное планирование. Речь идет об определении правотворческой работы на год и менее. Здесь уже можно не только назвать направления этой работы, но и определять конкретные нормативные акты, готовящиеся к принятию. Чтобы план не стал блефом, уместно указать и ответственных (лиц, структурные подразделения правотворческого органа) за выполнение тех или иных пунктов плана проектных работ.
Краткосрочное планирование.Срок таких планов может быть различным. Все зависит от того, как интенсивно правотворческий орган ведет работу по принятию нормативных актов. С выполнением краткосрочных планов дело обстоит гораздо луч-/ ше. Хотя срывы возможны и здесь, но для этого, как правило, нужны веские причины.
37. Концепция нормативного акта: понятие и признаки, ее элементы (структура)
концепция законопроекта — это его замысел, основная идея. И ее надо отчетливо представлять и сформулировать перед тем, как приступить к разработке текста нормативного акта.Концепциянормативного акта — это документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешениюсоциальных проблем, основанный на реальной информации отой или инойсфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования.
1) концепция нормативного акта — один из важных способов правотворческой техники.
2) концепция нормативного акта — самостоятельный этап правотворческой процедуры.
3) концепция нормативного акта — это документ, содержащий определенную информацию:
♦ о целях принятия закона;
♦ о политической, социально-экономической ситуации, породившей идею принятия закона;
♦ о позитивных изменениях, которые последуют после принятия закона;
♦ об ожидаемых негативных последствиях, которые могут возникнуть, если законопроект не будет принят, и т.д.;
4) суть концепции состоит в выработке подхода по разрешению вопроса, нуждающегося в правовом регулировании. Этот подход и есть стержень законопроекта, на котором базируются все норматив ные предписания, в него включенные.
5) концепция должна базироваться на научных достижениях, опирающихся на практику. Вот почему в состав рабочей группы по составлению концепции законопроекта включаются и ученые, и практики.
6) разработчиками концепции могут быть любые субъекты права. Обычно составление концепции поручают коллективу людей, каждый из которых — высококлассный специалист в вопросе, составляющем предмет законопроекта.
1)обозначение отношений ,которые будут урегулированы данным законопроектом. Причем сразу надо пояснить, о чем будет идти речь, для того чтобы в дальнейшем не было двусмысленности
2) цели законопроекта. Они могут быть разноуровневые: главная, или конечная, цель и промежуточные цели. Важно, чтобы они взаимоувязывались.
3) доказательства необходимости подготовки и принятия конкретного закона. Здесь требуется выстроить целую сеть различных аргументов и обосновать, что только принятие данного закона может способствовать достижению цели. Доводы могут касаться различных сфер жизни.
4) структура самого закона. Возможно, она будет слишком общей, и в ней будут отражться только разделы с кратким изложением их содержания. Но даже это может прояснить суть дела и позволит принять принципиальное решение относительно того, нужен ли данный законопроект.
5) Механизм обеспечения реализации законопроекта. Главное здесь — определить процедуры реализации предоставляемых законом прав. Если этого нет, закон не будет эффективным.
6) последствия (как положительные, так и отрицательные), которые предположительно могут возникнуть в связи с принятием закона.
7) в концепции должен быть отражен вопрос о стоимости, реальной цене будущего закона. Для проработки финансового раздела концепции лучше приглашать специалистов в области бухгалтерского учета, причем независимых.
Концепция нормативного акта повышает уровень и эффективность правотворческой деятельности, делает ее упорядоченной. Она позволяет вписать новый нормативный акт в систему законодательства и не нарушать баланс в правовой системе.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы
Юридическая техника
Принципы создания корпоративных нормативных актов
Философская основа разработки корпоративных актов
Бизнес, бывший агрессивным на первоначальном этапе его появления, когда получение прибыли выдвигалось в качестве главной цели, постепенно становится цивилизованным. Такова общая закономерность, неумолимо проявившая себя и в европейских странах, и в развитых странах Азии. К цивилизованному этапу развития подойдет несколько позднее предпринимательство и в России.
Три принципа помогают определить цивилизованность бизнеса:
утилитаризм. Правильное или неправильное корпоративное решение предлагается — зависит оттого, принесет ли оно максимальную пользу большинству людей, занятых в корпорации. Если участники корпорации это почувствуют и поймут, они приложат максимум усилий для практического выполнения данного решения. Следовательно, менеджеры вместо жесткого давления на своих подчиненных должны предлагать работникам несколько альтернативных вариантов и отвергать варианты, которые отвечают интересам ограниченного круга людей, связавших свою судьбу с корпорацией;
соблюдение прав человека (не обманывать, не хитрить, уважать мнение коллег и подчиненных, не заставлять их действовать против своих интересов, уважать их право на тайну частной жизни, не заставлять поступать вразрез с их религиозными и этическими представлениями, не подвергать их наказанию без честного и беспристрастного суда, не нарушать их право на безопасные условия труда ит.п.);
справедливость. Она базируется на обеспечении равных прав при распределении ответственности и благ. Это означает, что ко всем людям следует относиться одинаково, нельзя нарушать установленные правила, тот, кто нанес ущерб, должен непременно отвечать за него и возмещать его. Справедливое решение — это беспристрастное и разумное решение, соответствующее данной ситуации.
Общие принципы создания корпоративных актов
Корпоративные нормы будут эффективными лишь тогда, когда в их основе будут лежать не только вышеуказанные положения, но и принципы, на которых держится вся правовая система.
Справедливость и свобода декларируются в наиболее важных нормативных правовых документах, включая международные, а затем получают развитие и детализацию в других законодательных предписаниях. Эти два начала должны незримо пронизывать и все корпоративные акты.
К числу принципов, на которых основано построение корпоративных норм, относятся следующие.
Принцип демократизма в формировании корпоративных норм, т.е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпорации.
Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива предприятия позволяет, как правило, претворить этот принцип в жизнь. Хотя и здесь не исключены промахи. Иногда случается, что коллектив работников принимает решения, не имея полной информации о положении дел, а то и пользуясь искаженными сведениями о последствиях данного решения.
Бывает, что коллектив предварительно подвергается обработке со стороны предпринимателя, профсоюзных органов и других заинтересованных лиц, органов и организаций. Поэтому решение внешне, возможно, и будет выглядеть демократичным, но по сути ничего общего с истинной демократией иметь не будет.
Еще больше проблем с реализацией этого принципа на практике возникает, когда корпоративные нормы принимаются управленческими органами предприятия (коллективными или единоличными). Среди руководителей нередко находились «смельчаки», бравшие на себя решение принципиальных вопросов, которые затрагивают судьбу многих и многих работников (например, вопрос о приватизации, хотя по закону выяснение мнения работников коллектива является непременным условием приватизации). Не всегда у коллектива имеются юридические средства, чтобы повлиять на «зарвавшихся» руководителей, не желающих считаться с его волей.
Принцип гуманизма, т.е. человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития. Корпоративные нормы, детально регулирующие условия применения труда, получение вознаграждения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о человеколюбии конкретным содержанием.
Например, если в корпоративном акте для матерей, имеющих малолетних детей и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, предусматривается выплата вполне приличных пособий за счет средств предприятия, то это свидетельствует о заботе со стороны корпорации не только о матерях — работницах предприятия, но и о подрастающем поколении.
Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпорации независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реализация зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств.
Так, в корпорации «Микрохирургия глаза», созданной академиком С. Н. Федоровым, полученная в процессе деятельности прибыль распределялась в качестве вознаграждения за труд в следующей пропорции — 1 (технический персонал): 2 (медсестры): 3 (врачи): 4 (руководители).
К сожалению, не всегда принцип равноправия реализуется на практике. На многих предприятиях по вопросу о премировании издаются два корпоративных акта: один касается рабочих, сумма премий которых, как правило, определяется в процентном отношении к средней заработной плате, другой — руководящих работников, сумма премий которых находится чаще всего в кратном отношении к средней заработной плате. Налицо дискриминация одной из категорий корпорации — рабочих.
Принцип законности, т.е. точное соблюдение законодательных норм.
Корпоративные нормы не могут противоречить законодательным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненности, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это аксиома.
Принцип законности выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу. Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объединения, затем — предприятия и, наконец, структурных единиц (бригад, отделов). Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт.
Исходя из этого корпоративные акты по мере возрастания их юридической силы располагаются в такой последовательности:
- принятые в порядке единоначалия директором (президентом корпорации);
- принятые советом директоров;
- принятые общим собранием коллектива акционеров либо трудового коллектива по вопросам, относящимся к их компетенции.
Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной соподчиненности, то при равной юридической силе и одинаковом предмете ведения или вопроса, ими регулируемого, следует применять те, которые изданы позднее. Более поздний акт отменяет акты, изданные ранее.
Принцип научности, т.е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов. Научная обоснованность конкретных актов, принимаемых в процессе предпринимательской деятельности, в значительной мере зависит от уровня предприятия. Если сравнить завод «Уралмаш», имеющий целую сеть научных отделов, высшее техническое учебное заведение и небольшой магазин, становится ясно, что претворить в жизнь принцип научности при принятии корпоративных актов под силу далеко не всем организациям.
В этом отношении большое значение имеет не только уровень, но и величина предприятия. Но главную роль в обеспечении научной обоснованности корпоративных норм играют все же квалификация работников, уровень их образования, информированности о достижениях науки, способность их воспринять. Речь идет как о менеджерах, готовящих проекты корпоративных актов, так и о персонале корпорации, которые эти корпоративные нормативные решения претворяют в жизнь.
Говоря о выполнении принципа научности, нельзя не отметить значение финансов: их наличие в необходимых случаях всегда позволит воспользоваться услугами независимых консультантов, экспертов, если будет обнаружен в корпорации недостаток собственных интеллектуальных сил.
Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к порядку разработки проектов корпоративных нормативных актов, основные требования к содержанию этих актов, их согласованию с подразделениями, порядку принятия, а также внесения в них дополнений и изменений.
1.2. Под корпоративными нормативными актами в смысле настоящего Положения понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления Общества в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом Общества, правовые акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования
производственной, управленческой, хозяйственной, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности Общества.
1.3. Настоящее Положение не распространяется на корпоративные нормативные акты, регулирующие технологические вопросы либо определяющие служебное положение должностных лиц (кроме предусмотренных настоящим Положением).
2. Виды корпоративных нормативных актов, принимаемых Обществом
На основе настоящего Положения разрабатываются и принимаются следующие корпоративные нормативные акты:
2.1. Положение о полномочиях и регламенте Общего собрания.
2.2. Положение о совете директоров.
2.3. Положение о правлении.
2.4. Положение о статусе генерального директора.
2.5. Положение о ревизионной комиссии.
2.6. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий.
2.7. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств.
2.8. Положение о реестре акционеров и порядке его ведения.
2.9. Положение о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала.
2.10. Положение о выпуске облигационных займов и правовом статусе облигационеров.
2.11. Положение о порядке распределения прибыли.
2.12. Положение о фондах и резервах.
2.13. Положение о персонале.
2.14. Положение об организации отчетности.
2.15. Другие корпоративные акты, регулирующие деятельность Общества либо конкретизирующие предусмотренные настоящим пунктом акты.
3. Порядок разработки корпоративных нормативных актов
3.1. Проекты корпоративных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и (или) совета директоров Общества.
3.2. Генеральный директор вправе внести на Общее собрание и (или) совет директоров вопрос о разработке и принятии любого корпоративного нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности Общества.
3.3. Правление Общества вправе ставить вопрос о разработке и принятии корпоративных актов только перед советом директоров; последний обязан на своем ближайшем заседании принять по этому вопросу мотивированное решение.
3.4. Профсоюзный орган вправе ставить вопросы о разработке и принятии корпоративных нормативных актов перед Общим собранием акционеров или советом директоров Общества. Указанные органы управления обязаны принять по этим вопросам мотивированное решение.
3.5. Компетентный орган Общества, принявший решение о разработке проекта нормативного корпоративного акта, вправе поручить такую разработку соответствующим подразделениям либо разрабатывает проект сам.
В любом случае он издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями и организациями.
3.6. Подразделение, разрабатывающее корпоративный нормативный акт подготавливает его проект, обоснование необходимости и последствия его принятия.
3.7. Любой корпоративный нормативный акт, принимаемый Обществом, подлежит обязательной правовой экспертизе.
4. Порядок принятия корпоративных нормативных актов
Предусмотренныепп. 2.3-2.4, 2.6-2.14 настоящего Положения акты принимаются советом директоров Общества. Принятие актов, указанных вп. 2.1,2.2,2.5, относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.
(Общее собрание акционеров вправе установить, что отдельные корпоративные нормативные акты, принятые советом директоров, подлежат утверждению Общим собранием, либо отнести их принятие к своей исключительной компетенции).
5. Порядок изменения и отмены корпоративных нормативных актов
5.1. Корпоративные нормативные акты могут быть изменены (внесение дополнительных норм, признание утратившими силу отдельных норм, утверждение новой редакции) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт.
Предложение внести изменения может исходить от любого органа, который согласно настоящему Положению поставил вопрос о разработке и принятии данного корпоративного акта либо принял (утвердил) этот акт.
5.2. При внесении изменений в корпоративные нормативные акты необходимо соблюдать требования, предусмотренные п. 3.7 настоящего Положения.
5.3. Отмена корпоративных нормативных актов производится с соблюдением правил, предусмотренныхпп. 5.1,5.2 настоящего Положения.
5.4. Изменения, дополнения или отмена корпоративных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 6.1 настоящего Положения.
6. Ввод в действие корпоративных нормативных актов
6.1. Принятые корпоративные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии Общества порядкового номера.
6.2. Корпоративные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении 10 дней со дня их принятия (утверждения).
6.3. О принятых актах должны быть обязательно извещены: персонал Общества — путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры — путем соответствующей информации в бюллетене Общества и на ближайшем Общем собрании акционеров.
6.4. Акты признаются недействующими для тех лиц, которые не были о них извещены в порядке, предусмотренномп. 6.3 настоящего Положения.