Налог на имущество при отсутствии кадастровой стоимости

Отчитываемся «по кадастру»: сложности и нововведения по налогу на имущество

В 2015 году уже в 32 регионах России организации, в том числе применяющие УСН или ЕНВД, отчитываются по налогу на имущество, принимая за базу кадастровую стоимость. У бухгалтеров эти нововведения до сих пор вызывают вопросы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Какое имущество облагается налогом по кадастровой стоимости

В ст. 374 НК РФ перечислено имущество организаций, облагаемое налогом. В 2014‑2015 годах ст. 378.2 дополнила этот список имуществом, облагаемым налогом исходя из кадастровой стоимости. К нему относятся:

  • административно-деловые центры,
  • торговые центры,
  • нежилые помещения, которые могут использоваться или фактически используются как офисные или торговые площади,
  • жилые дома и помещения, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства, а как товар или вложения в нематериальные активы.

Отсутствие госрегистрации не освобождает от налога (см. п. 52 Методических указаний по бухучету основных средств), как и консервация, поскольку она не является основанием для вывода объекта из состава основных средств.

Вопрос. У организации на 41 счете числятся жилые дома. Нужно ли платить налог на имущество? По кадастровой или по среднегодовой стоимости?

Ответ. Минфин России в письме от 27.02.15 № 03-05-05-01/9954 разъяснил: жилые дома и помещения, не являющиеся основными средствами, не включаются в региональный перечень объектов недвижимого имущества, но облагаются налогом по кадастровой стоимости, если в регионе принят соответствующий закон. Если закон не принят, налог на имущество по ним организация не платит.

Платить или не платить?

Тем, кто не знает, нужно ли платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости, сориентироваться поможет алгоритм.

Шаг 1. Проверьте, введен ли налог по кадастровой стоимости в регионе, где находится недвижимость компании.

  • Если введен, переходите к шагу 2.
  • Если не введен и компания применяет УСН или ЕНВД, она не платит налог на имущество.
  • Если не введен, но компания применяет ОСНО, она платит налог на имущество, исходя из среднегодовой стоимости.

Шаг 2. Проверьте, подпадают ли под налог площади, принадлежащие компании.

Ст. 378.2 НК РФ объявляет плательщиками налога по кадастровой стоимости собственников (не арендаторов!) деловых и торговых центров. Однако власти региона вправе предоставить льготы, например, объявить объектами налогообложения только деловые или только торговые центры, или ввести лимит по площади. Эта информация содержится в региональном законе о налоге на имущество организаций. Если объект формально не относится к деловой или торговой недвижимости, но фактически используется как офисные или торговые площади, перейдите к шагу 3.

Вопрос. Предприятие на УСН имеет в собственности нежилое помещение, в котором открыт автомагазин. Нужно ли исчислять и уплачивать налог на имущество по кадастровой стоимости?

Ответ. Такая недвижимость может облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости: пп. 2 п. 1, пп. 2 п. 4, п. 5 ст. 378.2 НК РФ в числе налогооблагаемых объектов называют нежилые помещения, которые фактически на 20 и более процентов используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Точный ответ даст утвержденный в субъекте РФ перечень объектов недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости.

Шаг 3. Проверьте, включен ли объект недвижимости в перечень кадастрового имущества, опубликованный на официальном сайте региона.

Такой перечень региональные власти публикуют до 1 января года, с которого начинается налогообложение по кадастровой стоимости.

Вопрос. У компании есть производственный корпус, который она сдает в аренду под офисы. Хотим проверить его по «кадастровому» списку, но на сайте Росреестра его не нашли.

Ответ. Список нужно искать не на сайте Росреестра, а на официальном портале региона, например:

Если объект недвижимого имущества ошибочно включили в «кадастровый» перечень, а затем исключили из него в течение налогового периода, налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость. Об этом проинформировала ФНС в письме от 28.04.15 № БС-4-11/7315.

Как рассчитать налог и отчитаться: особенности и нюансы

Шаг 1. Запросите кадастровую стоимость здания на начало налогового периода в региональном отделении Росреестра.

Шаг 2. Скорректируйте налоговую базу, если это нужно.

Вопрос. Компании принадлежит бутик в торговом центре, который включен в региональный список имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости, но самого магазина в списке нет. Как посчитать для него кадастровую стоимость?

Ответ. Если кадастровая стоимость помещения не определена, но известна кадастровая стоимость здания, в котором оно расположено, то налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в здании (см. п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Машино-места в административно-деловых или торговых центрах, по которым налог на имущество организаций рассчитывается на основании кадастровой стоимости, тоже облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 23.04.15 № БС-4-11/7028@.

Шаг 3. Посчитайте сумму налога за год.

Сумма налога за год = Кадастровая стоимость здания × Налоговая ставка × К,
где коэффициент К = число месяцев отчетного периода, в течение которых компания владела имуществом (включая месяцы поступления и выбытия) / число месяцев в отчетном периоде.

Читать еще:  Как изменить статус земельного участка на ижс

Если у здания несколько собственников, умножьте кадастровую стоимость на свою долю, а потом на налоговую ставку и на коэффициент К.

Шаг 4. Рассчитайте квартальный авансовый платеж.

Если закон субъекта РФ предусматривает квартальные авансовые платежи внутри налогового периода, то авансовый платеж равен ¼ суммы налога, рассчитанной выше.

Шаг 5. Отчитайтесь и перечислите налог.

Легко и быстро отчитаться по имуществу организации на УСН и ЕНВД могут в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия:

  • если основное средство уже учитывается в Контур.Бухгалтерии, то для расчета авансовых платежей и сдачи отчетности нужно просто поставить в карточке галочку «облагается налогом на имущество» и заполнить появившиеся поля;
  • если бухгалтерский учет основных средств еще не ведется, для сдачи отчетности достаточно завести основное средство и заполнить карточку.

В конце года через Контур.Бухгалтерию можно сформировать и отправить налоговую декларацию.

Вопрос. Куда отчитываться по налогу на имущество организации, рассчитанному по кадастровой стоимости? В свою ИФНС?

Ответ. Отчетность по налогу на имущество организаций в отношении недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости, представляется по местонахождению объекта. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета, но с КПП и кодом налогового органа по местонахождению имущества (см. письмо ФНС от 29.04.2014 № БС-4-11/8482).

Движимое имущество, принятое к учету до и после 1 января 2013 года

Налогообложение движимого имущества не имеет отношения к кадастровой стоимости, но вызывает вопросы. И здесь нередко допускаются ошибки. Все несложно, если проследить за изменениями Налогового кодекса:

  • до 01.01.2015 движимое имущество, принятое к учету после 01.01.2013, не признавалось налогооблагаемым;
  • с 01.01.2015 Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ отменил для этих основных средств статус необлагаемых налогом и «отправил» их в ст. 381 НК РФ — к имуществу, освобожденному от налогообложения по льготе.

Это означает, что теперь такие основные средства отражаются в декларации: остаточная стоимость в разделе 2 расчета в составе объекта налогообложения и в числе льготируемого имущества. А налоговики при камеральной проверке вправе потребовать документы, подтверждающие льготу.

Льгота распространяется не на все движимые основные средства, принятые к учету после 01.01.2013. В письме от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 Минфин уточнил содержание п. 25 ст. 381 НК РФ. Если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации, приобретено у взаимозависимых лиц в течение 2013‑2014 годов, с 01.01.2015 оно признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций и не подпадает под льготу.

Движимое имущество, принятое к учету до 01.01.2013, по-прежнему облагается налогом на общих основаниях.

Вопрос. Организация на УСН, на балансе из имущества только автомобили, но они приняты к учету до 01.01.2013. Поэтому налог на имущество не платим?

Ответ. Не платите, но по другой причине. Движимое имущество, принятое на учет до 01.01.2013, облагается налогом по остаточной стоимости. Но поскольку организация применяет УСН, она платит налог только по имуществу, облагаемому по кадастровой стоимости.

Анна Сатдарова, эксперт онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия

Налог на имущество при отсутствии кадастровой стоимости

Об исчислении налога на имущество физлиц при отсутствии решения субъекта РФ о применении кадастровой стоимости.

Вопрос: Об исчислении налога на имущество физлиц при отсутствии решения субъекта РФ о применении кадастровой стоимости.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 декабря 2017 г. N 03-05-06-01/87160

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и по вопросу о налоге на имущество физических лиц сообщается следующее.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс).
Статьей 402 Налогового кодекса субъекту Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение ранее действовавшего порядка).
На территории Свердловской области решение о переходе к исчислению налога по кадастровой стоимости не принято.
В этом случае налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Установление законодательного ограничения на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года проведение государственного технического учета и определение инвентаризационной стоимости имущества не предусмотрены (статья 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
С 1 января 2013 года на всей территории России осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений.
В связи с этим в отношении объектов, возведенных после 1 января 2013 года, налогообложение по инвентаризационной стоимости не осуществляется ввиду отсутствия налоговой базы.
При этом в случае перехода субъекта Российской Федерации к налогообложению по кадастровой стоимости такие объекты недвижимости будут подлежать налогообложению в общеустановленном порядке.
В настоящее время регулирование налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц осуществляется представительными органами муниципальных образований путем дифференциации налоговых ставок и установления налоговых льгот.
Так, в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в пределах от 0,1% до 0,3% включительно, а в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 тыс. рублей, — в пределах от 0,3% до 2% включительно.

Читать еще:  Как уйти от взыскания долга судебными приставами

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
27.12.2017

Налог на имущество и кадастровая стоимость

Автор: О. В. Давыдова

При каких обстоятельствах и кем налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости? Что делать, если в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость объекта завышена?

С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов напрямую зависит от действий региональных властей и того, кто является владельцем такого имущества.

Действия региональных властей

Последовательность действий, которые должны быть совершены на уровне субъекта РФ для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность по исчислению налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимости, такова.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ[1]). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).

Кто является плательщиком налога на имущество?

В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП[2]. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца. Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.

Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.

Читать еще:  Суд долг по квартплате с неработающим

Соответствующий объект не включен в перечень

Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость[3]. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?

На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
  • нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.

При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.

В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).

Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.

Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной

Другая ситуация, с которой могут столкнуться организации, – указание в государственном кадастре недвижимости (ГКН) кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей рыночную стоимость этого объекта. Что можно сделать в такой ситуации?

Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости[4]. В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.

Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector