Основания для отказа в возбуждении административного правонарушения

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

О порядке оформления решений об отказе в возбуждении дела — Письма

О порядке оформления решений об отказе в возбуждении дела

17/165 от 19.01.2016г.

по Республике Татарстан (Татарстан) в городах и районах

О порядке оформления

решений об отказе в возбуждении дела

В связи с возникающими вопросами у должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) (далее – Управление) при вынесении определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и поступлением письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 28.12.2015г. № 09-27391-15-16, разъясняем следующее.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.27и ст.14.52настоящего КоАП РФ);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

2.Кроме того, в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

9) иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Следовательно, в случае выявления перечисленных в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ оснований на стадии решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении также должно быть вынесено определение об отказе в возбуждении дела согласно установленной форме. Форма определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении утверждена Приказом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) от 30 апреля 2015 г. № 102 и прилагается к настоящему письму.

Так, например, при поступлении в Управление обращения потребителя о нарушении его прав при заключении договора, в случае установления факта истечения года с момента заключения договора, на основании ст. 28.1 КоАП РФ и с учетом положения п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ должно быть принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Данное определение надлежит направить заявителю, дополнительно необходимо письменно разъяснить о его возможности обратиться в суд в целях защиты своих прав и о процессуальной возможности участия Управления в судебной защите прав потребителей (ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Читать еще:  Можно ли сделать нотариальную доверенность без присутствия доверенного лица

Напоминаем также, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении надлежит выносить во всех случаях, когда факты указанные в жалобе/заявлении гражданина не нашли своего подтверждения (установлены обстоятельства указанные в ст. 24.5 КоАП РФ) и заявитель в своем обращении ставил вопрос о привлечении к административной ответственности того или иного лица, либо о его наказании за приведенные факты, либо формулировал просьбу принять в отношении такого лица какие-либо карательные меры (оштрафовать, направить материалы факты в суд и т.п.). Кроме того, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выноситься и в том случае когда факты приведенные в материалах, поступивших в Управление по подведомственности из других органов не нашли своего подтверждения (установлены обстоятельства указанные в ст. 24.5 КоАП РФ). При этом в материалах дел отсутствуют протоколы об административных правонарушениях (постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях), протоколы о принятии обеспечительных мер.

Учитывая изложенное, прошу довести настоящее письмо до сведения всех должностных лиц отделов и территориальных отделов Управления и организовать работу по вынесению определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в установленном порядке.

Приложение: Форма определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на 1 л. в 1 экз.;

В каких случаях выносится определение об отказе в возбуждении административного дела,

а в каких постановление об отказе в возбуждении административного дела?

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного.

Вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

205. Основанием для вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса, установленных при проверке материалов, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений либо сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений средств массовой информации, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Часть 5 статьи 28.1 Кодекса.

206. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии указанных материалов, сообщений, заявлений сотрудником, рассмотревшим данные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также лицу, которому причинен имущественный вред.

Отсутствие события преступления Данное основание подразумевает отсутствие непосредственно факта общественно-опасного деяния (например, в ситуации, когда гражданин передает деньги третьему лицу, не уведомив об этом члена семьи, который, в свою очередь, написал в полицию заявление о краже). Отсутствие состава преступления Основание подразумевает факт установления общественно-опасного деяния, однако исключает в нем наличие признаков применительно конкретного преступления. Так, отсутствие состава преступления применяется, как основание для отказа в возбуждении преступления, когда: действия лица носили правомерный характер, это: необходимая оборона (статья 37 УК РФ); крайняя необходимость (статья 39 УК РФ); принуждение к совершению преступления (статья 40 УК РФ); причинение вреда, при задержании лица, виновном в совершении преступлении (статья 38 УК РФ) обоснованный риск (статья 41 УК РФ) и другое; есть событие, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления, в частности в случаях: малозначительности деяния (действие лица не представляет общественной опасности (ч.2 ст. 14 УК РФ); стадия приготовления к преступлению (ч.2 ст. 30 УК РФ); окончательный и добровольный отказ лица от доведения преступления до конца (статья 31 УК РФ); совершения преступления в состоянии невменяемости (статья 21 УК РФ); совершения преступления до достижения возраста, с которого наступает ответственность, предусмотренная уголовным законодательством (ст. 20 УК, ч. 3 ст. 27 УПК РФ); совершения преступления, наказуемость которого установлена новым уголовным законодательством. Важно! Отказ в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия состава преступления допускается только в отношении конкретного лица, при наличии данных, которые не требуют доказательств, получаемых в процессе расследования преступления. Истечение сроков давности уголовного преследования Данное основание регламентируется статьей 78 Уголовного кодекса РФ, где сроки исчисляются с даты совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Согласно норме, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления прошли сроки, установленные законом, и давность по ним не была прервана совершением нового преступления. Так, закон устанавливает сроки исковой давности: при совершении преступления небольшой тяжести – 2 года; средней тяжести – 6 лет; тяжкие преступления – 10 лет; особо тяжкие преступления – 15 лет. Важно! Течение сроков давности по уголовным делам приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от суда и следствия и возобновляется вновь при его задержании или явки с повинной. По каждому преступлению сроки исчисляются самостоятельно. Смерть лица, совершившего преступление Наиболее распространенное основание, применимое тогда, когда нет необходимости в производстве уголовного дела для реабилитации умершего. Отсутствие заявление потерпевшего Данный факт является самостоятельным основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, в случае, когда уголовное дело нельзя возбудить без заявления о возбуждении уголовного дела потерпевшего, например: при умышленном причинении легкого вреда здоровью; при побоях; при клевете и другое (полный перечень преступлений, дела по которым могут быть возбуждены только при наличии заявления потерпевшего, представлен в части 2 и 3 статьи 20 УПК РФ). Важно! Когда преступление совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного или зависимого состояния не может защитить свои права и законные интересы, уголовное дело может быть возбуждено без его заявления, в частности это касается лиц, данные о которых неизвестны. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления либо согласия ГД РФ, СФ, КС РФ или квалификационной коллегии судей на возбуждение дела. Данные условия, как основания для отказа в возбуждении уголовного дела, впервые введено УПК РФ. Отказ в возбуждении дела на основании части 5 статьи 148 УПК РФ может быть обжалован заявителем прокурору, следственному органу или в суде, в порядке, предусмотренном ст.ст. 124-125 УПК РФ. При этом возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении дела сроком не ограничена. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления касается следующих должностных лиц: Генерального прокурора РФ; Председателя следственного комитета РФ. Отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, ГосДумы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела одного из следующих лиц: члена СФ или депутата ГД РФ; судьи Конституционного суда РФ; судьи Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ и в отношении иных судей. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела Принимая сообщение о преступлении, следователь или дознаватель проводят предварительную проверку информации и при наличии соответствующих оснований выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления направляется заявителю и прокурору в течении 24 часов с момента принятия решения и вынесения постановления, при этом первому из них разъясняется его право на обжалование решения и порядок действий. Немаловажным является факт заведомо ложного доноса, так, если в сообщении о преступлении содержалась информация, которая позволяет заподозрить лицо в совершении преступления, но в ходе проверки она не подтвердилась, следственные органы, проводившие проверку, вправе рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос. Однако, на практике такие дела возбуждаются достаточно редко. Стоит отметить, что вынесение незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела является достаточно частым нарушением, которые допускают органы следствия и дознания. Нередко основанием для отмены такого постановления становится необоснованность принятого решения ввиду неполноты собранной информации, полученной в ходе проверки: не опрошены все лица, которым что-либо известно о произошедшем, не собраны все документы и другое.

Читать еще:  Выделение доли детям по материнскому капиталу в приобретенной квартире

Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении

Административное делопроизводство в повседневной жизни граждан встречается достаточно часто. Нарушить КоАП может даже самый законопослушный гражданин (это касается, например, нарушений ПДД). Но административные дела не ограничиваются лишь рассмотрением ПДД, в КоАП предусмотрены наказания за большое количество проступков.

В общем случае дело открывается при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных поводов.

  1. Должностное лицо при выполнении своих прямых обязанностей обнаружило какие-либо события, имеющие признаки административного проступка. Например, сотрудник ГИБДД во время несения службы при проверке автотранспортного средства обнаружил отсутствие номерного знака. Это событие является однозначным нарушением КоАП, поэтому открытие административного дела является оправданным и абсолютно законным.
  2. Событие, имеющее признаки административного проступка, обнаруживается при проведении проверок, экспертиз, рассмотрения обращений и так далее. Например, сотрудники полиции при проведении проверки выявили, что один гражданин незаконно занимается народной медициной и предоставляет подобные услуги населению. Нарушение КоАП имеется и поэтому административное дело может быть открыто.
  3. Административное делопроизводство может быть открыто лицом, которое имеет соответствующие полномочия, при рассмотрении заявлений от граждан. Например, сотрудник полиции возбуждает административное производство, если при рассмотрении заявления от гражданина было установлено и подтверждено, что ему было нанесено оскорбление.

Юридический портал bukva-zakona.com обращает ваше внимание на то, что поводом для открытия административного производства не могут быть обращения и заявления граждан, не имеющие данных заявителя, то есть анонимные. Но должностное лицо, получив анонимную информацию о нарушении, может (именно может, но вовсе не обязано) инициировать проверку. Если при проведении такой проверки будут выявлены факты, указанные в анонимном обращении, то поводом к возбуждению дела можно считать личное обнаружение проступка официальным лицом.

  1. Возбуждение дела допускается на основании данных устройств фото, видеофиксации нарушений ПДД. Например, если нарушение скоростного режима при передвижении на автотранспортном средстве было зафиксировано камерами наблюдения и имеются телеметрические данные этого нарушения, то в отношении собственника автомашины может быть открыто дело.
Читать еще:  Подписка о невыезде и надлежащем поведении

Если собственник автотранспортного средства смог доказать, что в данный момент он не управлял автомобилем, то он перестаёт быть фигурантом дела, а оно оформляется в отношении виновного.

Процедура возбуждения дела выглядит следующим образом:

Обратите внимание! Информация из данной статьи может быть не полной, по причине частого изменения законодательства. Кроме того, конкретно ваша ситуация возможно требует, более детального изучения. Поэтому советуем проконсультироваться с нашими специалистами по телефонам: в Москве +7 (499) 938-44-32, в Санкт-Петербурге: +7 (812) 467-34-03, По всей России 8 (800) 511-81-26 — это бесплатно, анонимно и профессионально!

  • происходит осмотр места совершения проступка и об этом составляется соответствующий протокол;
  • оформляется определение об открытии административного дела;
  • оформляется наказание для виновного (это может быть денежный штраф или какое-либо другое наказание).

Официальное лицо вправе отказать в открытии делопроизводства, если нет вышеперечисленных поводов.

Данный отказ в обязательном порядке должен быть оформлен в рукописном (или машинописном) варианте и вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, а также лицу, которое понесло материальные потери в результате действий виновного.

Обязательными атрибутами данного документа должны быть:

  • данные официального лица, занимавшегося рассмотрением административного проступка или тех событий, в которых просматривались черты такого проступка;
  • указание всех обстоятельств дела;
  • указание тех причин, которые не позволили применить к событиям положения КоАП;
  • личную подпись должностного лица.

Если потерпевших при административном проступке нет, то, как правило, отказ в оформлении дела не вызывает сопротивления со стороны заинтересованного лица. Другое дело, если имеется пострадавший, и шанс возместить понесённые убытки значительно увеличивается в рамках административного делопроизводства.

В этом случае, при отказе в открытии дела, существуют следующие законные возможности для обжалования этого решения.

  1. Заинтересованное лицо может обратиться к вышестоящему руководству того должностного лица, которое оформило отказ в открытии дела.
  2. Заинтересованное лицо может обратиться в суд с иском о признании отказа в открытии дела незаконным и просьбой о повторном его открытии. Если отказ был оформлен в районном суде, то жалобу следует направлять в суд высшей инстанции.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector