Объект и субъект административного права

newinspire

Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения

Структура административно-правового отношения

Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:

— субъекты административно-правового отношения;

— объекты административно-правового отношения;

— права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;

— условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъекты административно-правового отношения

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правового отношения

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.

Объектами административно-правовых отношений могут выступать:

— действия и поведение лица;

— государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);

— предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);

— вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы:

— метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий;

— метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции;

— метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом;

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер.

Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.

Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

32. Субъекты административно-правовых отношений

Субъект административного права — обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Читать еще:  Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

• административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

• административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость);

• основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений — лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

• граждане Российской Федерации;

• лица без гражданства.

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

а) государственные организации:

• органы исполнительной власти (государственного управления);

• государственные предприятия, учреждения и их объединения;

• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б) негосударственные организации:

• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

• различные коммерческие структуры;

• органы местного самоуправления.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъекты административного права — участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

Читать еще:  Жалоба на бездействие государственной жилищной инспекции образец

1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие:

1. В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Конечно, для административно-правовых отношений по вертикали, когда управление предполагает подчинение участников совместной деятельности единой управляющей воле, такой подход обоснован. Однако с предоставлением новой Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным договором более широких полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления, появлением предприятий и организаций различных видов собственности, развитием рыночных отношений все большее распространение получают отношения по горизонтали между органами исполнительной власти, местной администрацией и другими участниками, в которых они выступают как равноправные стороны управленческой деятельности.

Это касается соглашений о разграничении (делегировании) полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и субъектов РФ и органов местного самоуправления (местной администрации) — с другой, о заключении административных договоров между органами государственного управления (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, соглашений о взаимодействии, координации деятельности, намерениях между равноправными органами исполнительной власти, местной администрацией одинакового уровня, общественными объединениями, негосударственными предприятиями и учреждениями.

2. Характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государствен но-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан.

Вот почему наличие в административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) обязательно.

3. Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.

Читать еще:  Заполнение образца инвентаризационной описи основных средств

4. Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.

В данном случае идет речь о двух следующих категориях:

1. Административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

2. Административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector