Какой огнетушитель применяется в легковой машине

Какой огнетушитель нужен в машину

И как им правильно пользоваться

Не так давно человек, которому я склонен доверять, рассказал мне историю из своего жизненного опыта — как он попытался помочь кому-то тушить горящий автомобиль. Я не буду пересказывать эту историю целиком, но суть ее в следующем — ни его «хороший» огнетушитель, ни разные огнетушители других очевидцев не помогли.

В лучшем случае они выпускали облако или струйку порошка, и этот «пшик» уже ничем и никому не мог помочь. Автомобиль, точнее, то что от него осталось, потушили приехавшие через 20 минут пожарные. А мой знакомый задался вопросом — как же так вышло, что исправные с виду огнетушители самых разных моделей не сработали должным образом?

Формальные требования к огнетушителям

Наверняка у всех дома есть хороший огнетушитель. Но что лежит у вас в машине? Если у вас относительно новый автомобиль, то загляните в выданный в салоне набор автомобилиста и удивитесь. Скорее всего, там лежит небольшой баллон огнетушителя типа ОП-2 — огнетушитель порошковый, с зарядом 2 кг.

Именно такие огнетушители, соответствующие ГОСТам НПБ 155-2002, а также Р51057-2001, должны находиться в автомобиле для того, чтобы он прошел техосмотр. В правилах так и написано: «легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л)».

Порошковый или углекислотный?

Чаще всего, автомобили комплектуют порошковыми огнетушителями — просто потому что они самые дешевые, и при этом неплохо сражаются с огнем, но у них есть ряд существенных недостатков. Главный из них — очень короткий срок службы.

Несмотря на заявленные на большинстве баллонов ОП-2 оптимистичные 5 лет, по факту уже через полтора года нужно менять огнетушитель на новый или перезаряжать его (что в случае ОП-2 нерентабельно).

В противном случае, даже при сохранении рабочего давления на индикаторе, порошок может слипнуться и огнетушитель просто не сработает должным образом. Именно это и произошло, судя по всему, у моего приятеля. Еще один недостаток — порошок, попадая на горящие детали, плавится, и отмыть его потом очень сложно.

Углекислотный огнетушитель (то есть, с зарядом жидкой двуокиси углерода) лучше, перезаряжать его можно раз в пять лет, но он примерно вдвое дороже. Во-первых, он работает более эффективно, так как очень сильно охлаждает зону горения (в отличие от порошка). Но и с ним есть ряд серьезных нюансов — баллоны ОУ склонны к накоплению статики, а при их использовании голыми руками можно получить холодовой ожог.

2 литра — это 6 секунд работы

Когда требований к объему огнетушителей в правилах еще не было, многие автомобилисты покупали аэрозольные огнетушители размером с баллончик строительной пены. Требовать от такого устройства серьезной тушащей способности — просто глупо. В случае только начавшегося пожара в моторном отсеке, ОП-2 или ОУ-2, конечно, помогут прекратить возгорание. Но если пожар начался какое-то время назад, то одного такого баллона вам просто не хватит!

Следует держать в голове, что время работы огнетушителя ОП-2 или ОУ-2 составляет всего 6 секунд. Вот почему для автомобиля можно купить или пару малых огнетушителей, или более крупный огнетушитель ОП-4 или ОУ-4 — с зарядом массой 4 кг. Время его работы составляет 10 секунд. Хранить его в машине несколько сложнее, но спокойствия — больше.

Как пользоваться огнетушителем

В случае, если вы почуствовали запах горелого в салоне исходяший из под капота автомобиля, нужно немедленно остановить автомобиль, выключить зажигание, взять огнетушитель — он должен быть в салоне под рукой, открыть капот. Помните, мере разгорания пожара, открыть капот будет все труднее.

Читать еще:  Заявление об усыновлении ребенка (удочерении) 2020

Далее нужно сдернуть пломбу, выдернуть чеку, направить раструб огнетушителя на место возгорания, нажать курок. Огнетушитель может сработать не сразу, а с небольшой задержкой (до 5 секунд) — это нормально. Следует понимать, что реально «рабочим» будет только один единственный первый импульс, поэтому после начала подачи порошка или углекислоты нужно держать курок нажатым до устранения возгорания.

Огнетушитель не должен болтаться в багажнике

Очень важный момент, касающийся хранения огнетушителя в автомобиле — он должен быть легко достижим, и он не должен кататься по багажнику. Не только потому, что незакрепленная металлическая «торпеда» может быть опасной при ДТП.

При ударах о стенки багажника огнетушитель может легко сбросить давление и утратить работоспособность. Поэтому каждый огнетушитель должен быть надежно закреплен.

. И пусть он вам не понадобится

Итак, я рекомендую держать в автомобиле 2 огнетушителя ОП-2 (или ОУ-2), альтернатива — один ОП-4 (ОУ-4), и в точности следовать правилам их замены-перезарядки — 1.5 года для ОП и 5 лет для ОУ.

В случае, когда вы решили применить огнетушитель, действуйте без промедления! И пусть он вам никогда не понадобится!

Огнетушитель для автомобиля — какие требования в 2019 году?


Одной из обязательных вещей, которые должны присутствовать в любом автомобиле, является огнетушитель. Большинство автолюбителей, не сталкивавшихся в своей практике с возгораниями в автомобилях, считают, что огнетушители в основном выполняют задачу по удовлетворению любопытства автоинспектора, проверяющего наличие необходимых СИЗ в авто, но все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Возгорания в автомобиле, для ликвидации которых потребуется огнетушитель, могут произойти по многим причинам, не зависящим от желания автовладельца. К их числу можно отнести:

— замыкание электропроводки,
— возгорание горючей смеси в связи с ненадлежащей герметичностью трубок топливной системы,
— умышленный поджог.

Если быть предельно точными и к вопросу тушения возможного пожара в вашем автомобиле подойти со всей щепетильностью, то стоит отметить, что в автомобиле должно присутствовать и так называемое противопожарное одеяло — специальный кусок негорючей ткани большой площади, который препятствует доступу воздуха к горючему объекту, также относящийся к категории средств специального назначения, необходимых для тушения пожара. Но в этой статье мы с вами поговорим об автомобильных огнетушителях и требованиях, к ним предъявляемым.

Требования, предъявляемые к автомобильным огнетушителям в 2019 году

Список требований, предъявляемых к автоогнетушителям, разрабатывался несколько лет назад двумя ведомствами: МЧС и Роспожнадзором. Оба ведомства в своих приоритетах имеют задачу по недопущению человеческих жертв и снижения количества пожаров,в том числе и возникающих вследствие ДТП. Все требования, собственно, присутствуют в качестве маркировки на самом огнетушителе, а компании, производящие и реализующие свою продукцию, проходят постоянные проверки вышеуказанных ведомств на соответствие заявленным требованиям. Перечислим эти требования, актуальные на 2019 год:

1. Соответствие действующему ГОСТу. Первое и самое главное требование. ГОСТ (если говорить точнее — их два: Р51057-2001 и НПБ 155-2002) является мерилом пригодности переносного противопожарного средства, применяемого в повседневной жизни. Они распространяются и на автомобильные огнетушители, на требования, связанные с их выпуском. Подробнее с действующей редакцией ГОСТов можете ознакомиться по ссылкам выше. Если ваш автомобильный огнетушитель соответствует вышеуказанным ГОСТам — можете считать, что основные требования он выполнил. Однако не спешите закрывать страницу, разбираемся дальше.

2. Объем. Всем ясно, что тушить грузовой автомобиль надо огнетушителем куда большего объема. Стандарт, предъявляемый к объему, на 2019 год следующий:

2 литра для огнетушителей, используемых в легковых автомобилях,
5 литров для огнетушителей, используемых в грузовых автомобилях.

Читать еще:  Как узнать платит ли за меня налог работодатель

3. Масса. Объем огнетушителя постоянен и совсем не означает, что аппарат находится в заправленном состоянии и активное вещество в нем не израсходовано. Масса может быть замерена при специализированной проверке, однако практика это — не частая. Требование к массе заправленного огнетушителя, используемого в легковых автомобилях — не менее 2 килограммов веса, для грузовых авто — 5 килограммов.

4. Срок годности. Заправленный огнетушитель со временем теряет свои свойства. Это связано с потерей давления (если он относится к категории углекислотных) и полезных свойств самой тушащей смеси. Срок годности должен быть промаркирован на самом автомобильном огнетушителе и там же должна стоять примерная дата (год и месяц) его обслуживания — проверки, дозаправки или полной перезарядки. Как правило, перезаправлять автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности приходится по истечению 1.5 лет — для порошковых огнетушителей, 5 лет — для углекислотных.

5. Маркировка. Все, начиная от инструкции по использованию и заканчивая описанием действия тушащей смеси, должно быть нанесено на огнетушитель в виде списка. Также там обычно указываются адреса организаций, осуществляющих обслуживание огнетушителей.

6. Тушащее вещество. Какие требования в 2019 году предъявляются к составу тушащего вещества в огнетушителях для автомобиля? Тут все осталось по-старому — используются сегодня два основных варианта — порошковые огнетушители и углекислотные. Специальных знаний для их эксплуатации не потребуется, весь процесс подробно описан на этикетке.

Какой огнетушитель нужен для техосмотра?

Огнетушитель для автомобиля – неотъемлемая часть экипировки машины. Без него техосмотр не пройти. И если раньше во времена Советского Союза выбирать приходилось лишь из одной единственной модели, что выбором и не назовешь, то сегодня рынок предлагает несколько модельных линеек, о которых и поговорим.

Типы огнетушителей для авто

Начнем с того, что пенные и водяные приборы для автомобиля не подходят. Первые имеют слишком малый объем, так что ими потушить большое возгорание не получится. С помощью вторых потушить горящий топливный бак или мотор тоже не получится.

Значит, остаются порошковые и углекислотные модели. У второго эффективность выше, но и стоит он дороже. Что касается первого, то надо обозначить некоторые его недостатки:

  • порошковые огнетушащие вещества не обладают эффектом охлаждения, так что после их использования можно ждать повторного возгорания;
  • порошок распыляется в виде маленьких дисперсных частиц, что снижает видимость в помещении;
  • со временем внутри огнетушителя для автомобиля порошок собирается в комки, что нередко становится причиной плохого его выхода из сопла прибора, а это снижает его эффективное действие;
  • порошковый материал разъедает электропроводку.

Маркируются порошковые модели – ОП. Но нередко можно встретить и другие дополнительные обозначения. К примеру:

  • «Б» — баллон находится под большим давлением;
  • «З» — это закачной вариант;
  • «Г» — с газогенерирующим патроном.

Углекислотные обозначаются, как «УО». Кроме того, что они обладают высокой эффективностью тушения огня, есть у них и свои минусы:

  • большое давление внутри баллона – это сильная отдача от прибора, который надо удерживать с усилием, незнающий человек может просто выронить его из рук;
  • нельзя держать огнетушитель за выходной патрубок, он сильно охлаждается, можно поранить кожу рук;
  • диоксид углекислого газа в большом количестве может привести к отравлению.

Требования к огнетушителю при техосмотре 2018 года

Какие требования актуальны в этом году:

  1. Объем прибора: 2 л для легковых авто, 5 л для грузовых, в автобусах устанавливается 2 штуки по 5 литров.
  2. При этом важно учитывать массу огнетушителя, которая подтверждает, что он заполнен полностью. Поэтому для легковых автомобилей вес прибора 2 кг, для грузовых 5 кг.
  3. Срок годности – немаловажный показатель. Их два: реальный и номинальный. При техосмотре будет браться в расчет второй. Обычно это 10 лет после выпуска, срок которого указывается в паспорте изделия.
Читать еще:  Может ли адвокат быть арбитражным управляющим

При техническом осмотре автомобиля обязательно будет определяться место расположения огнетушащего устройства. Поэтому выбирайте место, доступное для быстрой возможности достать прибор. При этом он должен быть хорошо и надежно прикреплен.

Не забывайте, что инспектор ГИБДД – специалист, провести его не получится. Он обязательно обратит внимание и на маркировку, и на исправность манометра, и на давление, которое показывает. Обязательно проверит пломбу, которая блокирует работу устройства, шланг подачи огнетушащего вещества, распылитель и прочее. Поэтому перед тем как ехать на техосмотр, проверьте все сами.

Если по каким-то причинам тушитель признан неисправным, то его или утилизируют, для чего составляется акт, или отправляют на перезарядку. В последнем случае необходимо знать сроки перезарядки огнетушителей. Если это углекислотный вариант, то каждые 5 лет – норма, если порошковый, то каждые 1,5 года.

Внимание! Иногда проще приобрести новый огнетушитель для автомобиля, чем перезаряжать старый. Тем более, разница в услугах перезарядки незначительно дешевле приобретения агрегата.

На что обратить внимание, приобретая новый аппарат

Конечно, цена – немаловажный фактор в вопросе выбора, но не главный. Иногда качество огнетушащего вещества может сыграть определяющую роль в спасении жизней людей и имущества. Поэтому совет:

  • приобретайте огнетушители для автомобилей только в специализированных торговых точках, в которых отвечают за качество предлагаемых товаров;
  • обратите внимание на внешний вид, корпус – без повреждений и коррозийных участков;
  • необходимо проверить пломбу, работает ли манометр (стрелка располагаться должна в поле зеленого цвета), срок исправности;
  • ознакомьтесь с инструкцией по применению, если что-то непонятно – уточните у продавца;
  • ознакомьтесь с сертификатом.

Внимание! Необходимо проверять срок годности в процессе эксплуатации огнетушителя. Может случиться так, что он просто откажет в самой экстремальной ситуации. К тому же за просрочку, если это обнаружит инспектор ГИБДД, вам выпишут штраф.

Обратите внимание на класс устройства. Если ваша машина работает от газа (пропан, бутан, метан или ацетилен), то лучше приобретать приборы класса «D». Если салон автомобиля напичкан пластмассовой обивкой или облицовкой, то лучше класс «А». Если требуется тушить горючие жидкости и масла, то подойдет класс «В». Тушить электропроводку лучше устройством класса «С».

Сложно по данной классификации выбрать какой-то определенный тип. Поэтому производители предлагают комбинированные варианты: АВС, ВС или АВ.

Где должен храниться огнетушитель автомобильный

Как показывает практика, чаще всего крепят огнетушитель в багажнике – что неверно по правилам. Ведь в них четко прописано, что аппарат должен располагаться внутри кабины авто (рядом от водительского места), где его крепят специальными хомутами.

Но все чаще автовладельцы предпочтение отдают сразу двум огнетушителям: один углекислотный устанавливают в кабине, а порошковый держат в багажнике. Лучше переплатить, но быть уверенным, что жизнь находится в безопасности.

Как пользоваться

Что касается вопроса непосредственного использования, то никаких сложностей в этом нет. Основная задача – своевременно среагировать. Все действия сводятся к четырем простым операциям:

  • сорвать пластиковую или металлическую пломбу, что не представляет особого труда;
  • вытащить чеку, дернув за кольцо;
  • направить сопло раструба на огонь;
  • нажать на пусковой рычаг.

Обратите внимание, что в некоторых моделях выброс огнетушащего вещества может произойти с задержкой в пределах 5 секунд. Это норма, беспокоиться нет причин. Самый большой выброс, он мощный и эффективный, происходит в течение первых 9 секунд. Именно в это время и надо постараться сбить пламя.

Огнетушители в машину – это не прихоть ГИБДД. Это реальная возможность сохранить себе жизнь, если по каким-то причинам машина загорелась.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector